Поскольку конфликт разгорелся в Алматы, то informburo.kz и решил выяснить, как обстоят сегодня дела с парковками в крупнейшем мегаполисе страны и с чего вообще всё начиналось. За комментариями мы обратились к руководителю управления природных ресурсов и регулированию природопользования городского акимата Еркебулану Оразалину.

- В мае 2012 года акимат Алматы впервые в Казахстане инициировал идею организации платных автостоянок с автоматизированной системой оплаты. Для этого внесли ряд дополнений и изменений в действующее законодательство, в том числе в закон "Об особом статусе г. Алматы". На основании этих поправок разработали специальные правила организации платных парковок на территории города. Уполномоченным органом, занимающимся этим вопросом, стало наше управление, поскольку это сопряжено с вопросами экологии и благоустройства.

Платные парковки, по задумке городских властей, должны выполнять сразу несколько функций: создавать условия для качественного оказания услуг по стоянке, обеспечивать безопасность дорожного движения, увеличивать пропускную способность улиц и снижать уровень загрязнения окружающей среды.

В соответствии со специальными правилами в 2012 году были определены первые 42 участка для организации платных автостоянок и объявлен конкурс. Один лот выиграло ТОО "Орта жер компани", второй – ТОО "Алатау лизинг". Первой достались 20 участков, второй - 22.

- По какому принципу отбирали эти участки?

- По принципу загруженности улиц в центральной части города. В Алмалинском и Медеуском районах всегда остро стоял вопрос с парковкой, потому как улочки там старого образца, узкие, на них особо не развернёшься. Нашей задачей было высвободить эти улицы от припаркованного автотранспорта, вот мы и разбили их на 42 участка.

- Какие требования предъявляли к участникам конкурса?

- Основных требований три. Во-первых, установка на территории стоянок камер видеонаблюдения, технически совместимых с полицейским Центром оперативного управления на случай совершения преступлений. Во-вторых, необходимо установить такие модели паркоматов и мобильных устройств, которые соответствовали бы определённым техническим характеристикам, установленным Налоговым комитетом для спецоборудования. Эти устройства должны принимать оплату безналичным путём. Третье требование сводится к тому, что первые полгода своей деятельности компания, независимо от своей рентабельности, должна перечислять в бюджет города 20% своего чистого дохода. Это помимо обязательных налоговых отчислений.

- Когда в Алматы заработали первые паркоматы?

- В апреле 2013 года, после нашей презентации первых паркоматов. В чём заключался принцип их работы? Подъезжает автомобилист, к нему подходит сотрудник парковочной службы и сканирует его госномер. Данные автоматически попадают в паркомат, потом автовладелец производит оплату через него. Там ему указывается время пребывания, и он оплачивает эту услугу.


Паркоматы в Алматы
Фото Олега Спивака
Паркоматы в Алматы

Сегодня в Алматы функционируют 25 автопарковок, оснащённых видеонаблюдением.

Первый блин – комом

Прежде чем взяться за абсолютно новый в Казахстане вид бизнеса, обе компании предварительно провели маркетинговое исследование, высчитывая возможные финансовые риски и потери. Но они даже представить себе не могли, насколько сложным окажется дело.

По словам Еркебулана Оразалина, компании столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, с перебоем работы импортного паркоматного оборудования (его аналоги, к слову, сегодня функционируют в Великобритании и Германии). Установленные на стоянках устройства часто выходили из строя, из-за того что не могли выдержать резкого перепада температур в Алматы. Были и другие причины, из-за которых оборудование иногда простаивало. Сотрудники акимата дважды давали руководству фирм отсрочки на замену и установку нового стационарного оборудования, но дела продвигались медленно. Второй проблемой фирм была оплата автовладельцев. Ведь до 2015 года в Казахстане не было нормы, которая бы предусматривала штраф за неоплату автостоянки. Если у автовладельца не было денег, то он просто уезжал со стоянки со скандалом. Из-за частой неоплаты услуг парковок ни о какой рентабельности проекта и речи быть не могло.

Компания "Алатау лизинг" понесла затраты порядка 60 миллионов тенге, "Орта жер" - около 50 миллионов тенге.

К сожалению, обе компании так и не смогли обеспечить бесперебойную работу своих устройств. К тому же, они не вовремя делали перечисления в городской бюджет. Поэтому в мае 2015 года акимат расторгнул с ними договор в виду неисполнения ими своих обязательств. Между тем, срок действия договора истекал в августе текущего года.


Платная автостоянка

Фото Олега Спивака
Платная автостоянка

Очередная попытка

В 2014 году управление природными ресурсами акимата провело ещё один конкурс на 190 новых участков. Выиграло лот ТОО "Эсэй компани", с которым и был подписан договор на 3 года. В отличие от своих предшественников, новый игрок парковочного бизнеса стал использовать в своей работе большей частью мобильные устройства, которые широко применяются в Эмиратах и в Турции, а не стационарные паркоматы. Инвестиции "Эсэй компани" составили на сегодня 50 миллионов тенге.

- Еркебулан Нурланович, скажите, почему вы ставите компаниям такие короткие сроки - 3 года? Ведь далеко не каждое дело, тем более новое, может окупить себя за это время!

- Дело в том, что земельный комитет выдаёт госакт на землю сроком на 3 года, поэтому срок действия договора составляет именно 3 года. Что касается самоокупаемости проекта, то он действительно является сложным из-за своей новизны и специфики, поэтому так высоки риски. Увы, казахстанское бизнес-сообщество не проявляет повышенного интереса к парковочному проекту, поэтому в тендере участвуют единицы компаний. И напрасно многие злопыхатели во Всемирной сети подозревают нас в лоббировании чьих-то интересов, любой журналист может ознакомиться с нашей текущей документацией и проверить, что, где и как проводилось.

- А как вы проводили расчёт тарифа на услуги платных парковок? Откуда взялась эта цифра – 100 тенге в час с каждого автовладельца?

- Мы проводили расчёты, исходя из существующих затрат на содержание платных автостоянок, а затем снизили их и вывели единый знаменатель. Средний тариф в мировой практике составляет 380 тенге в час. К примеру, в Москве, в переводе на тенге, тариф равен 450 тенге в час. Так что 100 тенге - это приемлемая цифра для наших водителей, и она в ближайшее время меняться не будет.

- Что стало с теми 42 участками, что вы забрали у компаний после расторжения с ними договора?

- Мы сейчас готовим эти участки для повторного объявления конкурса, чтобы упорядочить работу на них.

За полтора месяца работы новая фирма заработала на парковках 6,5 миллиона тенге. Из них 5 миллионов внесла в казну.

Проблемы большие и маленькие

Сегодня платные парковки функционируют пока в центральной, старой части Алматы. В присоединённых к городу населённых пунктах и возводящихся новых микрорайонах их пока нет, что снимает лишнюю головную боль с акимата. Зато чиновников достают незаконные парковки, расположенные вдоль проспекта Толе би, особенно в районе рынка "Тастак". Сотрудники управления административной полиции и налоговой инспекции закрывают их, а они снова возвращаются на привычное "нагретое" место. И таких левых парковок в Алматы не счесть, поди разберись - кто есть кто. Вот многие жители и путаются, не понимая: стоит ли отдавать парням в разноцветных жилетах деньги за парковку или нет.

- Прежде чем отдать кому-то из них наличные, потребуйте сначала выдать вам чек и показать лицензию. Если парковщики отказываются выполнить вашу просьбу, тогда ничего не платите им и спокойно уезжайте, - советует Еркебулан Оразалин.

- Да, но некоторые из них представляются сотрудниками организации, которая якобы официально уполномочена заниматься парковкой. Не помню её названия…

- Вы, наверное, имеете в виду компанию "Алматыавтоспецсервис" - это бывшая "Алматыпаркинг". За ней закреплены 75 участков, которые планируем к изъятию и к объявлению на конкурс. Мы будем убирать с городских улиц с помощью полицейских рейдов все незаконные парковочные компании.

- Многие противники введения платных парковок ссылаются на то, что в случае порчи автомобиля парковщики не будут выплачивать им компенсацию. Что вы на это скажете?

- Да, это не предусмотрено правилами. Автостоянки работают только днём - с 8.00 до 20.00. Ночью они становятся бесплатными. Поэтому с кого спрашивать-то?

- Так за что тогда мы платим деньги парковщикам?

- Давайте системно подойдём к этому вопросу. Вот смотрите: житель Алматы приезжает утром на работу на своём автомобиле. Он бесплатно паркует его у обочины и уходит, возвращаясь к 18.00. Получается, что его транспортное средство целый день блокирует участок дороги, а так не должно быть в цивилизованном мире. Запустили мы платные автостоянки - и частных машин в районе стало меньше. Поймите же, наконец, что все автомобильные коллапсы и пробки создаются днём. В Алматы сегодня зарегистрировано свыше 525 тысяч транспортных средств, ещё 230 тысяч ежедневно въезжает в город из других областей. Город не выдерживает такой нагрузки, поэтому задача акимата сводится к разгрузке центральных улиц города. Для этого мы выделили в этом году отдельные полосы для автобусов, развиваем метрополитен, пропагандируем езду на велосипедах и вводим платные автостоянки.

Акимат "рулит"

По словам Еркебулана Оразалина, ни одна из трёх парковочных компаний по сути так и не получила никакой сверхприбыли от своей деятельности. Только "Эсэй компани" потихоньку начинает окупать сегодня свои затраты. Поэтому часто задаваемый алматинскими водителями вопрос: "Куда уходят деньги, вырученные за оплату парковки?" - можно считать риторическим. Эти деньги компания пускает в оборот.

А вот что касается пресловутых 20% отчислений в городской акимат - это уже другой вопрос.

- У нас есть статьи расхода, которые мы не закрываем за счёт бюджета. Например, содержание штрафстоянок, ведь они бесплатные на сегодня. Машины там скапливаются годами, а так не должно быть! Поэтому мы сейчас инициируем внесение изменений в действующее законодательство, чтобы штрафстоянки стали платными для населения. Вторая статья расходов - это подземные пешеходные переходы. Рентабельны из них только те, что расположены в местах с большой проходимостью: коммерция там процветает. Однако большая часть переходов убыточна и нуждается в постоянном уходе. В этом году мы и ремонтируем 5 переходов за счёт поступлений от платных автостоянок. Планируется, что за счёт платных парковок мы сможем воплотить в жизнь другие наши проекты. Например, построить многоуровневые паркинги на месте существующих внутри дворовых площадочных автостоянок в спальных районах Алматы. Или модернизировать уличное освещение, состояние которого сегодня оставляет желать лучшего. Так что нам есть куда направить 20% поступления.

- Как вы думаете, каковы перспективы парковочного бизнеса в Алматы? Он может стать прибыльным?

- Я думаю, что со временем ситуация наладится, и парковочный бизнес станет у нас прибыльным. По поручению акима была проведена большая работа по расширению коридора Северного кольца. Часть вещевых рынков там снесли, часть передвинули, и в итоге дорогу расширили. По высвобожденным участкам мы провели конкурс для желающих организовать там платные стоянки. Всего подали заявки на участие в конкурсе 9 организаций. До конца года проведём очередной конкурс на новые участки, а в перспективе хотим создать муниципальную службу, которая бы эффективно управляла всем этим сложным хозяйством.

Зарубежный опыт

Паркоматы начали действовать в Москве с января 2008 года. Для оплаты парковки по безналу необходима специальная карта. Срок её действия – 5 лет. Сегодня автовладельцы оплачивают парковку по следующим фиксированным тарифам: 40 руб. в час – в пределах Садового кольца, 35 руб. – за час стоянки в пределах Третьего транспортного кольца и 25 руб. – на территории Москвы за Третьим транспортным кольцом. Пока оплата парковки возможна как с помощью карточки, так и наличными средствами.

В Лондоне существует своя система оплаты, так как он разделён на четыре зоны - в зависимости от удалённости от центра. В первой тарифной зоне стоянка стоит 4-6 евро в час. В самых удалённых районах - около евро в час. Если паркуешь больше одной машины напротив дома, платишь от 500 фунтов в год. За парковку второй - ещё тысячу. Да и просто за въезд в центр Лондона в будни приходится платить 8 фунтов (это 10 евро). Если же вы всё-таки оставили машину в неположенном месте, вам выпишут штраф - 120 фунтов. Но он урезается на 50%, если водитель успевает оплатить его в течение двух недель. Отношение самих лондонцев к платным стоянкам лояльное. Другое дело, что 55% горожан вообще ратуют за отказ от передвижения на машинах в пользу экологии.

Столица Дании Копенгагенразделена на три тарифных зоны: парковка в центре стоит 5-6 евро в час. Если автовладелец живёт в центральной зоне, то ему надо купить лицензию, которая в переводе на тенге обойдётся примерно в 180 тысяч. Парковочная лицензия во второй зоне вполовину дешевле. Многие пользуются подземными комплексами, это стоит примерно 50 тысяч тенге в месяц.

В Берлине практически все парковки платные, кроме расположенных у торговых центров. Место стоит 1,5-2 евро в час. Чтобы получить парковочное место возле своего дома, автовладелец идёт в управу и платит 20 евро. Взамен получает специальную наклейку, подтверждающую, что он имеет право оставлять машину возле этого дома. Каждый день инспекторы осматривают все припаркованные возле домов автомобили, и если на какой-то не обнаружат наклейки, то владельцу придется заплатить штраф 40 евро. Через год срок действия наклейки-квитанции продлевают за те же 20 евро.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter