В казахстанский прокат вышел "Мир юрского периода 2" – прямое продолжение ленты 2015 года, и пятый фильм во франшизе о динозаврах, которой 9 июня исполняется ровно 25 лет. В связи с этим можно вспомнить историю создания и развития киносерии, которая изменила индустрию и вошла в поп-культуру.

Зарождение идеи

Началось всё с писателя, сценариста и режиссёра Майкла Крайтона. В молодости он изучал биологическую антропологию в Гарварде, а затем там же окончил и медицинскую школу. Начав творческую карьеру, Крайтон в основном писал триллеры и приключенческие сюжеты, в которых важную роль играли технологии и наука. Однако, на основе своего студенческого опыта, в 1974 году он сочинил сценарий для драмы о буднях переполненной больницы. Увы, в тот момент этот текст продать не удалось. Но Майкл не унывал, продолжая продуктивно работать в литературе и кино (на его счету, к примеру, романы "Штамм "Андромеда", "Конго" и "Сфера", каждый из которых впоследствии был экранизирован).

В 1983 году Крайтону пришла в голову идея для сценария о воссоздании динозавров в наше время. В качестве вдохновения послужил роман Артура Конан Дойла "Затерянный мир", рассказывающий о путешествии учёных в регион, в котором до сих пор живут древнейшие существа. В качестве научного обоснования использовались работы палеоэнтомолога Джорджа Пойнара, который популяризировал идею об извлечении ДНК древних животных из москитов и прочих насекомых, сохранившихся в янтаре. Именно таким способом в сценарии Крайтона пользуются учёные, чтобы получить генетический материал для зарождения динозавров.

Придумав отличную идею – "динозавры в современном мире", Крайтон долго не мог найти для неё сюжетного оправдания. Ведь ясно, что для воссоздания и содержания огромных существ нужны были бы не менее огромные средства. И автор никак не мог придумать, зачем кто-либо мог бы вложиться в проект по возрождению динозавров. Пока не понял – для того, чтобы развлечь публику.

В 1973 году Крайтон написал и срежиссировал фильм "Мир Дикого запада", который рассказывает о высокотехнологичном парке развлечений. Ту же самую идею Майкл применил и к сюжету о динозаврах. Только он решил развивать этот сюжет не в качестве сценария, а как книгу. Так началась работа над романом "Парк юрского периода".

Интерес Стивена Спилберга

Все эти годы Крайтон также не забывал про свой давний сценарий о больнице, и в 1989 году решил обсудить его с давним знакомым – именитым режиссёром Стивеном Спилбергом, который на тот момент уже успел снять такие блокбастеры, как "Близкие контакты третьей степени" и "Инопланетянин", а также три фильма о приключениях археолога Индианы Джонса. Во время обсуждения Крайтон упомянул, что работает над романом о воссоздании динозавров в наше время. Спилберг заинтересовался идеей, так как она отличалась от обычного фильма о чудовищах по-настоящему достоверным научным подходом.

Уже годом позже за права на ещё неизданный роман боролись 4 крупнейшие голливудские студии, а на пост режиссёра метили Тим Бёртон ("Бэтмен", "Эдвард Руки-ножницы"), Ричард Доннер ("Супермен", "Смертельное оружие") и Джо Данте ("Пиранья", "Гремлины"). Однако право на съёмки досталось Стивену Спилбергу, а студия Universal за права заплатила Крайтону полтора миллиона долларов и предоставила процент от будущих кассовых сборов.

Спилберг говорит, что был так заинтересован в триллере о чудовище, потому что "просто хотел сделать хороший сиквел к "Челюстям", только на суше". Ведь фильм о смертоносной акуле, хоть и был всего лишь вторым в карьере режиссёра, но до сих пор оставался одним из самых успешных. За динозавров Спилберг планировал браться только после того, как закончит работу над личным проектом, который он планировал снять уже десять лет – "Список Шиндлера".

Студия считала, что тяжеловесная драма о холокосте вряд ли принесёт большие деньги. Поэтому поставила условие – они одобрят съёмки, только если Стивен сначала сделает фильм о динозаврах. Позже режиссёр признает, что такая очерёдность оказалась творчески правильной. Работа над "Списком Шиндлера" настолько эмоционально истощила постановщика, что после неё он взял трехлетний творческий перерыв и вообще подумывал о прекращении карьеры. Так, "Парк юрского периода" был запущен в производство.

Работа над сценарием

Первоначальный вариант сценария был написан самим Майклом Крайтоном, за что тот получил гонорар в 500 000 долларов. В первую очередь его задачей было снизить градус насилия и вычленить из довольно длинной книги самые важные элементы. В итоге, по словам Крайтона, в его сценарии осталось лишь около 10-20 процентов от всех событий, описанных в романе.

Сюжет разворачивался вокруг пары палеонтологов Алана Гранта и Элли Сэттлер, которых вместе с математиком Яном Малкольмом зовут на экскурсию в строящийся Парк юрского периода, населённый клонированными динозаврами. В это же время на экскурсии также находятся внучка и внук создателя Парка Джона Хаммонда. Во время экскурсии в системе безопасности происходит сбой, и динозавры вырываются на свободу.

Затем сценарий попыталась переработать Малия Скотч-Мармо, которая работала над предыдущим фильмом Спилберга – "Капитан Крюк", но её вариант режиссёра не устроил. После этого глава студии Universal посоветовал Стивену новичка Дэвида Кеппа, который недавно стал соавтором сценария успешного фильма "Смерть ей к лицу".

Кепп в первую очередь поработал над персонажами, при этом не перегружая их образы ненужными деталями. По его словам, "как только они начинали говорить о своей личной жизни, вам сразу становилось скучно". Вместо этого он решил сделать героев более яркими и живыми через их взаимодействия и диалоги. Так, например, он добавил сцену флирта между Малькольмом и Сэттлер, которая вызывает ревность Гранта.

Ещё был изменён образ Джона Хаммонда – создателя Парка, который в книге представлен как жестокий капиталист. В фильме его персонаж был показан в более позитивном свете, так как Спилберг узнал собственные черты в страстном желании Хаммонда развлекать и удивлять зрителей.

Помимо этого, всё тяжеловесное научное обоснование сюжета было помещено в весёлый и доходчивый документальный мультфильм, который героям показывают по прибытии в Парк.



Создание динозавров

Параллельно со сценарием разрабатывалась и визуальная часть будущего фильма. Ведь вся затея основывалась именно на реалистичном изображении динозавров.

Для крупных планов было решено использовать аниматронных кукол. Для этого был привлечён мастер по спецэффектам Стэн Уинстон, который доселе приложил руку к пугающему дизайну существа из фильма "Нечто", оживил металлического убийцу в "Терминаторе", а также создал леденящего кровь инопланетянина в "Хищнике". Наиболее известна в кино-индустрии была работа Уинстона над фильмом "Чужие", где его команда, помимо всего прочего, создала четырёхметровую модель Королевы-Матки Чужих, для управления которой требовалось 18 кукловодов. "Чужие" принесли Уинстону его первый Оскар за визуальные эффекты.



Для общих планов, где динозавры видны в полный рост, да еще и должны бегать и прыгать, аниматроника не годилась. По началу для таких съёмок хотели использовать технику кукольной анимации с эффектом размытого движения go motion, которая была разработана специалистом по кукольной анимации и дизайну Филом Типпеттом. Он ранее работал над эффектами в таких фильмах, как "Пиранья" и "Робокоп". Фил также был задействован на трёх фильмах из серии "Звёздные войны", за работу над одним из которых он был награждён премией Оскар.

Спилберг посчитал, что тестовые материалы с кукольной анимацией недостаточно правдоподобны. Тогда к режиссёру обратился Деннис Мьюрен из компании Джорджа Лукаса по созданию спецэффектов Industrial Light & Magic. Мьюррен только что закончил работу над компьютерными эффектами для фильма "Терминатор 2: Судный день" (за что получит заслуженный Оскар), и утверждал, что реалистичных динозавров можно нарисовать на компьютере.

Увидев первые анимированные кадры, Спилберг был так впечатлён, что сказал Типпетту: "Ты теперь остался без работы", на что тот ответил: "Ты, наверное, хотел сказать, что я вымер". Режиссёр даже включил этот диалог в фильм, только там он был уже о палеонтологе, который столкнулся с живыми объектами изучения.



Для работы над фильмом, кстати, был привлечён настоящий палеонтолог Джек Хорнер. Он консультировал дизайнеров, чтобы максимально приблизить внешний вид существ к реальности. Ведь режиссёр хотел показать динозавров не как чудовищ, а как животных. Помимо этого, аниматоров из ILM отправили на частный тур по местным зоопаркам для близкого изучения крупных животных. Также они посещали курсы мимов, чтобы лучше понять принципы движения тела.

Всё это было сделано ради 15 минут экранного времени. В общей сложности аниматронные куклы присутствовали на экране в течение девяти минут фильма, а шесть минут хронометража заняли кадры с компьютерной анимацией.

В ретроспективе станет ясно, что именно эти шесть минут оказали колоссальное влияние на индустрию, показав, что компьютерная графика способна достоверно воплощать любые фантазии создателей. Просмотр "Парка юрского периода", например, побудил Джорджа Лукаса снимать новую трилогию "Звёздных войн". А Питер Джексон, увидев технические достижения Спилберга, стал задумываться о создании фэнтези-фильмов, и в конце концов снял трилогию "Властелин колец".

Съёмки

Наконец, после 25 месяцев подготовки, команда приступила к съёмкам. Начались они на Гавайских островах, где в течение трёх недель снимались дневные кадры живописных видов острова Исла Нублар, на котором расположился Парк юрского периода. Так получилось, что как раз в это время регион атаковал ураган Иники, самый разрушительный в истории Гавайев. К счастью, он не сильно помешал процессу работы, из-за него был потерян всего один съёмочный день. Некоторые сцены, в которых по сюжету происходит тропический шторм, снимались прямо во время настоящего катаклизма.

Хуже всего было то, что ураган разрушил декорации, в которых должна была сниматься сцена, где велоцирапторы убивают персонажа Сэмюэла Л. Джексона. Но создатели не растерялись, и просто оставили его смерть за кадром. О гибели персонажа зритель узнаёт только тогда, когда его оторванная рука падает на плечо главной героини.

Большинство сцен снималось в павильонах в Калифорнии. Там тоже не раз приходилось что-то придумывать заново. Например, во время съёмок сцен с дождём стало ясно, что "кожа" аниматронной куклы тираннозавра впитывает слишком много влаги, из-за чего её приходилось высушивать замшевыми полотенцами между дублями. Еще, по задумке Спилберга, тяжёлые шаги приближающегося динозавра должны были отдаваться кругами в стаканах с водой. Для того чтобы добиться такого эффекта, рядом со стаканами были натянуты гитарные струны, звуки которых и создавали нужные вибрации.

При крупном бюджете и масштабах Спилберг оставлял пространство для творческих манёвров. Так, во время съёмок актёр Джефф Голдблюм предложил сделать его персонажа более героическим. Поэтому в фильме Ян Малькольм не убегает вслед за адвокатом Дженнаро, как было написано в сценарии, а решает отвлечь внимание динозавра на себя. Также посреди производства режиссёр решил изменить финал картины. Если по сценарию главный герой должен был одолеть рапторов-злодеев, сбросив на них ископаемые челюсти тираннозавра, то в финальной версии людей спасает живой тираннозавр, побеждая мелких велоцирапторов. При всём этом съёмки были закончены на 12 дней раньше графика.

Пост-продакшн

Почти сразу после съёмок Стивен Спилберг отправился в Польшу, работать над "Списком Шиндлера". Там он четыре раза в неделю проводил телеконференции со специалистами из ILM, чтобы контролировать процесс постпроизводства.

Особое значение Спилберг предавал качеству звука, который должен был сыграть немалую роль в создании пугающих образов динозавров. Для обеспечения максимального качества режиссёр проспонсировал разработку системы цифровой многоканальной звукозаписи DTS. Как следствие, "Парк юрского периода" стал первым фильмом с цифровым звуком. А к выходу ленты уже более тысячи кинотеатров в США были переоборудованы под систему DTS.

Работу со звуковыми эффектами лично курировал друг Спилберга Джордж Лукас. А работа была сложной и кропотливой, ведь нужно было придумать, как могли бы звучать динозавры. Например, рёв тираннозавра был создан с помощью смеси звуков, взятых у тигра, аллигатора и детёныша слона. Чтобы лично проверять уровень звуковых эффектов, режиссёр каждые выходные летал из Польши на студию в Париж.

Отдельно стоит отметить, что музыку к фильму написал легендарный Джон Уильямс – автор саундтреков для фильмов "Звёздные войны", "Индиана Джонс" и "Один дома". И для "Парка юрского периода" он снова создал композицию, тотчас вошедшую в поп-культуру.



Успех

1993 год выдался для Стивена Спилберга удачным. Его "Список Шиндлера" не только получил 7 Оскаров (включая премии за лучший фильм и лучшую режиссуру), но и заработал более двухсот миллионов долларов вопреки ожиданиям студии. Но эта цифра меркнет по сравнению с тем, что в том же году заработал "Парк юрского периода" – 914 миллионов долларов. Тем самым, Спилберг уже третий раз в карьере снял самый кассовый фильм в истории, побив рекорд, поставленный его же картиной "Инопланетянин". Лента также полюбилась критикам, и получила три премии Киноакадемии: за лучшие визуальные эффекты, лучший звук и лучший монтаж звуковых эффектов.

Кстати, Спилберг не забыл о старом медицинском сценарии Майкла Крайтона, с обсуждения которого и началась история "Парка юрского периода". Стивен предложил Майклу переработать текст под телевизионный формат. Так они вместе положили начало телесериалу "Скорая помощь", который затем полюбился зрителям и прожил на экранах целых 15 сезонов.

"Парк юрского периода: Затерянный мир"

Естественно, после такого успеха фильм о динозаврах не мог обойтись без продолжений. И вот, четыре года спустя на экраны вышел "Парк юрского периода: Затерянный мир". Снова Спилберг на посту режиссёра, снова сценарий Дэвида Кеппа, основанный на романе Майкла Крайтона, снова саундтрек от Джона Уильямса.

На сей раз главным героем стал Ян Малькольм, ранее являвшийся второстепенным персонажем. Он вместе с командой специалистов отправляется на соседний от Исла Нублар остров, на котором по какой-то причине свободно живут и размножаются динозавры. Там команда Малькольма должна помешать людям из компании "Ин-Ген" забрать древних существ на материк.

Во второй части появилось больше действия, и больше сцен с динозаврами. Специалист по спецэффектам Стэн Уинстон сказал, что на съёмках второго фильма они руководствовались слоганом "Больше, масштабнее, лучше".

Фильм хорошо проявил себя в прокате, заработав 618 миллионов долларов. Но вот критики ленту приняли прохладно, отмечая отсутствие интересных и правдоподобных персонажей. Позже сам режиссёр признал, что зря взялся за продолжение: "Я себя истязал… во мне накапливалось нетерпение к самому себе…Иногда я задумывался, делаю ли я звуковое кино, потому что мне казалось, что я снимаю большой немой фильм, где есть только рёв… Я говорил себе: "И это всё? Мне этого недостаточно". Из позитивных сторон ленты можно отметить более утончённую работу оператора Януша Камински, ранее получившего Оскар за сотрудничество со Спилбергом при создании фильма "Список Шиндлера".

"Парк юрского периода III"

Франшиза приносила деньги, поэтому в 2001 году вышел "Парк юрского периода III". Спилберг уступил место Джо Джонстону – протеже Джорджа Лукаса, который ранее отметился режиссурой таких картин, как "Джуманджи" и "Октябрьское небо".

Главным героем снова становится доктор Алан Грант из первой части. Его убеждают провести вылазку на остров Исла-Сорна, наполненный динозаврами, чтобы попытаться спасти пропавшего там ребёнка. Фильм длится всего 92 минуты, а сюжет движется стремительно, не оставляя времени для какого-либо развития персонажей.

Третья часть получила смешанные отзывы от критиков, которые осудили простецкий сюжет и плоских героев. Фильм заработал 369 миллионов долларов в прокате, при том что бюджет у него в полтора раза больше бюджета первой картины серии.

"Мир юрского периода" – мягкий перезапуск франшизы

На протяжении многих лет продюсеры пытались запустить четвёртую часть франшизы, но первый реальный сдвиг случился только в 2012 году, когда были наняты сценаристы Рик Джаффа и Аманда Сильвер. Они прославились благодаря тому, что в 2011 году заново запустили франшизу "Планета обезьян". Продюсер Стивен Спилберг дал новым сценаристам три элемента, вокруг которых должен был строится новый сценарий: полностью функционирующий тематический парк; человек, который сформировал отношения с дрессированными рапторами; и жестокий динозавр, который вырвался на свободу и должен быть обезврежен.

На пост режиссёра привлекли Колина Треворроу, у которого за спиной была только одна полнометражная картина – микробюджетная трагикомедия с элементами научной фантастики "Безопасность не гарантируется". Треворроу переписал сценарий под себя, но сохранил основные идеи, которые привнёс Спилберг.

В результате, события нового фильма, вышедшего в 2015 году, разворачивались на острове Исла Нублар спустя 22 года после первой части. На острове уже много лет успешно функционирует новый парк, который называется "Мир юрского периода". Однако чтобы бороться с падением количества посетителей, руководство парка выращивает новый, более крупный и опасный вид динозавра – Индоминус Рекс. Естественно, он вскоре сбегает из вольера, поднимая волну паники и хаоса в парке. Исправить ситуацию должен дрессировщик рапторов и бывший морпех Оуэн Грэйди. Но для этого ему придётся объединиться с управляющим парка Клэр Диринг. А ведь в парке еще и потерялись племянники Клэр.

Такой "мягкий" перезапуск франшизы критики приняли тепло, но без восторга. По общему мнению, "Мир юрского периода" не достиг величия оригинала, но оказался лучше других сиквелов – словом, качественное попкорновое развлечение. Но в прокате картина достигла просто ошеломляющего успеха, заработав 1 миллиард 672 миллиона долларов и став пятой в списке самых кассовых фильмов в истории.

Как следствие, сейчас в кинотеатрах можно наблюдать шествие Мира юрского периода 2. По сюжету, после трагической катастрофы остров Исла Нублар уже несколько лет заброшен. Теперь на нём среди руин живут лишь динозавры. Вдруг, на острове пробуждается вулкан, который грозит уничтожить всех обитателей Исла Нублар. Главные герои первой картины Оуэн и Клэр снова объединяются, чтобы попытаться спасти животных.

Каким получился пятый фильм во франшизе о динозаврах – можно выяснить только в кинотеатре. Выход следующей части уже запланирован на июнь 2021 года.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter