Редакция informburo.kz совместно с партнёром Открытая Азия онлайнпоговорили с осуждённым, который рассказал о своей жизни до и после приобщения к религиозному учению.

Поворот не туда

Ему полных 42 года. 5 лет из них он провёл в тюрьме. Сейчас живёт с мамой. Не работает.

- У меня была жена и шестеро детей, - говорит.

- Где они сейчас?

- А кто станет жить с экстремистом?

Аблайхана Чалимбаева осудили в 2011 году по четырём статьям – "Пропаганда терроризма", "Разжигание межрелигиозной розни", "Антиконституционные призывы", "Хранение боеприпасов". Он освободился в прошлом году. Но не вернулся туда, где его учили "правильно читать намаз". Не стал молчать. Аблайхан решил сделать заявление – рассказать, что для него значит салафизм, что ему рассказывали о джихаде, кто сидит за экстремизм в Казахстане, а кто – не сидит.

- В 2003-2004 годах я начал ходит на жума-намаз в мечеть, - вспоминает мужчина. - Потом мои знакомые сказали: "Приехали хорошие, знающие братья. Давай учиться у них!" Я стал ездить на занятия в учебный центр "Аль-Баракат". Там я научился читать намаз пятикратно. У нас же ханафитский мазхаб в Казахстане, а вероубеждения матуридистские (по имени исламского мыслителя аль-Матуриди, – Авт.). И в этом центре нам стали говорить, что Матуриди – заблудший, что нужно слушать аль-Ваххаба. А истинные убеждения, по их мнению, салафитские.

Казахи же над дастарханом Коран читают; когда барана режут, Коран читают; когда человек умирает, Коран читают. У нас это традиция. А они говорили, что это нововведение, что нельзя так делать. Что Аллах Коран направил не для мёртвых, не для барана, не для шелпека, а для живого человека.

- И вас ничего не настораживало?

- Нет, у меня тогда же знаний вообще не было. Это был официальный учебный центр. Если бы он подпольный был, наверное, его давно закрыли бы. Я видел, что туда даже из муфтията (официальная централизованная религиозная организация, ДУМК РК. - Авт.) люди приходили. Потом – они выпускали комментарии к Корану "Тафсир Саади". Я открыл книгу, а там написано: "Проверенная литература". Тем более – у нас печатают, свободно раздают. Там говорится, что надо жить по Корану, что у имамов много ошибок. Я тогда стал думать: "Получается, что все имамы заблудшие? Они призывают нас к заблуждению, что ли?" У меня такие мысли появились, и я перестал слушать имамов. И строго жил по этим комментариям (усмехается).


Лиретатура учебного центра "Аль-Баракат"

Лиретатура учебного центра "Аль-Баракат" / Фото с сайта theopenasia.net

На вопрос, занимался ли он пропагандой своих идей, Аблайхан рассказал про домашние посиделки. По его словам, приходя к нему в дом, родственники и друзья интересовались, что за учение, которому он следует. "Джихад – это обязанность верующего? Мусульманин должен любить неверующего или ненавидеть? Наш закон, Конституция к какому закону относятся, к закону шайтана? Мусульманин, который намаз не читает, он верующий или не верующий?" - обо всём об этом у него спрашивали.

Аблайхан утверждает, что ответы он всегда находил в книге "Тафсир Саади. Толкование Священного Корана" и просто цитировал её. Но кому-то из гостей не понравилось, что он услышал. Этот человек заявил в Комитет национальной безопасности.


Книга "Тафсир Саади. Толкование Священного Корана"

Книга "Тафсир Саади. Толкование Священного Корана" / Фото с сайта theopenasia.net

И к Чалимбаевым пришли с обыском среди ночи. Аблайхан сам при этом не присутствовал – был в отъезде. Со слов родственников, он знает, что его жену, детей, мать, брата вывели из дома и стали искать. На чердаке нашли боевые патроны и запрещённую литературу. Всё это, как он утверждает, ему не принадлежало.

- Когда меня арестовали, я начал рассказывать, что учился в этом центре, в "Аль-Баракате", - уверяет мужчина. - А следователь КНБ мне сказал: "Ты должен отвечать на вопросы, которые я задаю, всё. Дальше мне не рассказывай". Я хотел всё ему рассказать, но он не стал меня слушать. Следователь же должен глубоко всё изучить - откуда идёт это течение… Тех, кто салафизм первыми принесли в нашу страну, не сажают. Они до сих пор ходят на свободе. А сажают простых незнающих людей. Я, может быть, в чём-то ошибся. Но я не заканчивал, как эти "альбаракатовские", исламский университет в Саудовской Аравии. Тогда можно было бы считать, что я пошёл на всё осознанно. Но я нигде не учился. Правоохранительные органы могли бы поговорить со мной, отправить какого-то теолога. Прежде, чем так посадить меня. Объяснить мне, как правильно. Я бы всё понял, не читал бы. Вообще отказался бы от этих комментариев.

Цена слов и оценка трактовки

Как раз в 2011 году Казахстан потрясла серия нападений на полицейских и здания госорганов. Официально терактами это так и не назвали. Но, если верить словам Аблайхана, он знал имена тех, кто расстрелял патрульных, как и то – почему это произошло.

"Многих из тех, кто сейчас сидят по религиозной статье, в основном из-за этих комментариев сажают. Идут на преступления по этим комментариям. Даже в Сирию уезжают. Был случай в Бурундае: Сафарали и Бауыржан убили полицейских, потом сами умерли. Они тоже учились в "Аль-Баракате". И Акжан там был – он тоже умер, убил сотрудника национальной безопасности. Понимаете?"

- Сейчас Вы отошли от салафизма?

- Как вам объяснить? Я даже не успел понять, что это такое. Я просто душой верил. Просто человек, когда начинает намаз читать, Аллах как будто открывает ему сердце. Он становится доверчивым, как маленький ребёнок, он всем подряд верит. А сейчас, конечно, отошёл…

- Намаз читаете?

- Сейчас не читаю. Если бы я намаз не читал в то время, меня не посадили бы…

- Даже так? Что вы поняли о салафизме?

- Они мазхаба не придерживаются. Все наши традиции отрицают. И призывают жить строго по Корану. Они говорят, что простой человек не должен понимать Коран по своему разуму. Если даже правильно истолковал – ты грешник, говорят они. А если ошибся, тогда неверующим становишься. Они говорят, что надо верить комментариям, которые делали салафитские учёные. Только эту книжку надо читать и жить по ней.

Из тюрьмы Аблайхан вышел почти год назад, но по-прежнему под контролем у компетентных органов. Регулярно ходит на "отметку". Выезжать в город из этого посёлка ему нельзя. Поэтому, говорит, на работу не устроиться.

- Вроде бы для вас всё более или менее закончилось, но какие у вас претензии и к кому? Что вы хотите доказать, чего добиться?

- Я вообще человек такой: зла ни на кого не держу. Просто мать ночами плачет, переживает, что меня посадили, она везде пишет жалобы…

Куляш Чалимбаева – простая пожилая женщина, мать десятерых детей. К тому, что рассказал Аблайхан, она добавляет, что в то же время по тем же статьям осудили другого её сына. Она хочет, чтобы её детей оправдали и выплатили им компенсацию за каждый год, проведённый в местах лишения свободы.

- Я хочу, чтобы их (сотрудников "Аль-Баракат" – Авт.) привлекли к ответственности, – говорит Куляш Чалимбаева. - Из-за них осудили моих сыновей. Они, значит, пишут, мой сын читает, и его за это осуждают, а им никакого наказания, им хоть бы что? Сколько уже ребят осудили из-за них? Сколько молодых девчонок уехали в Сирию, бросив детей, из-за этой книги? Корень зла лежит в этой общине, они выпускают радикальные книги, они арендуют большие аудитории и среди тысяч ребят проводят проповеди, которые не присущи нашей традиционной вере. И это никто "не видит". А мой сын дома пил чай, читал эту книгу – сделали из него экстремиста. Где справедливость? Я не верю, что наши органы, которые знают всё в этой стране, видят всё вплоть до ушка в иголке, что они не знают об этих волках в овечьей шкуре, которые пользуются доверием молодёжи и несут реальную угрозу нашей стране. Их цель – любыми путями проникнуть во власть, запудрить мозги своими проповедями тем, кто во власти, чиновникам, людям, которые при деньгах. Любыми путями. А потом, когда настанет время, выступить против власти и совершить вооружённый джихад.


Куляш Чалимбаева

Куляш Чалимбаева / Фото с сайта theopenasia.net

Пока сыновья отбывали наказание, женщина не поленилась и прочла всю эту книгу от корки до корки. Увидела источник "идеологии", говорит. Поэтому и жалуется. Уже долгое время пишет в Администрацию президента и Генеральную прокуратуру. Оттуда заявления спускали в полицию, и дальше ничего не происходило. Куляш Чалимбаева даже заказала экспертизу книги "Тафсир Саади. Толкование Священного Корана". Теперь они хранят эту книгу, но уже не как источник знаний, а в качестве доказательства, где источник экстремизма.

- Хотите, я вам зачитаю, чтобы вы поняли, что это за комментарии? - предлагает Аблайхан.

Подобных формулировок в указанной книге немало. Для наглядности можно сравнить аяты в самом Коране, как их толкуют в варианте "Тафсир Саади" и как – в другом варианте комментариев.


Сравнение трактовок

Сравнение трактовок / Фото theopenasia.net

Лингвист, кандидат филологических наук, который проводил экспертизу "Тасфир Саади", обнаружил, что "в анализируемых текстах есть пропагандистские высказывания с коммуникативными признаками экстремистского толка, которые предлагают идею о неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности, о необходимости ненавистнического отношения к людям другого вероисповедания, призывающие к совершению вооружённого джихада против представителей других религий".

Выводы эксперта оформлены официально с пометкой, что он предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но из этических соображений редакция не разглашает фамилию этого специалиста.


Заключение эксперты

Заключение эксперта / Фото с сайта theopenasia.net

Была проведена и политологическая экспертиза этих текстов. Специалист, имени которого мы здесь также не можем назвать, отметил в телефонном разговоре: "Есть суры Корана, в которых просто говорится о слабости веры, допустим, "Аль-Бакара", 8 аят. А автор этих комментариев берёт и искажает смысл, называет таких людей лицемерами и в дальнейшем нагнетает, сводит к тому, что надо ненавидеть представителей другой религии. В Коране речь идёт вообще о пожертвованиях – закят; а в комментариях это всё искажается и говорится, что надо делать пожертвования именно на вооружённый джихад, хотя в суре нет ни слова о джихаде. Наоборот, там говорится: "не обрекайте себя на гибель". А они искажают смысл и пишут, что под добром понимается участие в джихаде".

"Это разжигание именно внутриконфессиональной розни. Это ещё более опасно, я считаю, в условиях нашего государства. Если будет внутриконфессиональная рознь, это может привести к гражданской войне. Я постоянно об этом предупреждаю, постоянно об этом говорю. Это очень опасно. Приёмы пропагандистов придуманы не сейчас. Этим пользовались давно и в сектах. Почему в деструктивных организациях людей держат в закрытых помещениях, отчуждают от семьи, от друзей? Чтобы вкладывать им одну и ту же информацию, чтобы они не могли со стороны получить что-то новое".

Несмотря на всё это, долгое время книга свободно издавалась и распространялась на территории Казахстана. Куляш Чалимбаева месяц за месяцем писала и в эти инстанции, пытаясь обратить внимание на содержание издания. И в декабре 2016 года получила ответ. В документе, кажется, есть некоторая странность или недосказанность, но мы не будем его комментировать, а предоставим читателю возможность самому его оценить.


Ответ Комитет по делам религий Комитет по делам религий МДРГО РК

Ответ Комитета по делам религий МДРГО РК / Фото с сайта theopenasia.net

Перевод:

Комитет по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК рассмотрел ваше обращение и сообщает, что религиозная экспертиза дала отрицательное заключение по толкованиям к Корану "Тафсир Саади". Согласно нормативно-правовым актам, религиозная литература, которой Комитет дал отрицательное заключение, не рекомендуется к распространению на территории РК.

Отныне вся литература религиозного содержания, изданная издательством "Аль-Баракат", будет проходить религиоведческую экспертизу. Кроме этого, сегодня проводятся мероприятия по пресечению всех религиозных продуктов в регионах страны, которые пропагандируют нетрадиционную идеологию, включая салафизм.

Вместе с этим будут приняты меры, направленные на прекращение работы издательств, которые выпускают литературу, имеющую в своём содержании элементы радикализма и экстремизма. В связи с этим материалы и информационные письма в отношении издательства "Аль-Баракат" и его руководства направлены в управления по делам религий и соответствующие органы Астаны, Алматы и областей республики.

Выражаем вам благодарность за то, что вы беспокоитесь о судьбе наших граждан и отстаиваете свою гражданскую позицию.

Заместитель председателя Б. Кулекеев

Поиски правды

Вообще под именем "Аль-Баракат" в Казахстане существует несколько юридических лиц. Одно ТОО с таким названием занималось строительством в Астане. Его руководитель был осуждён на восемь лет за хищение денег дольщиков. "Аль-Баракат" часто ассоциируют именно с этой историей, но вряд ли одноимённая стройкомпания связана с изданием запрещённой литературы. В Алматы действуют несколько ИП с таким названием – они предлагают халал-косметику и товары для дома. Установить их юридическую связь с "Аль-Баракатом", где учился Аблайхан, не удалось. Но зато в базах данных электронного правительства есть сведения об "Аль-Баракат баспасы" (издательство – Авт.). Оно было образовано в 2006 году и работает до сих пор. Судя по всему, именно это ТОО и выпустило в тираж "Тафсир Саади".

По тому же адресу, что и издательство, зарегистрирован частный благотворительный фонд с названием… "Аль-Баракат". Он также упоминается в выходных данных книги с комментариями к Корану и по-прежнему осуществляет свою деятельность – так указано в госреестре юридических лиц.

Мы отправились за комментариями в офис по юридическому адресу ТОО "Аль-Баракат баспасы". Но он закрыт, и там давно, как сообщили местные жители, никто не показывался.

Но в конце концов Куляш Чалимбаева достучалась. 7 марта 2017 года ей предоставили вот такой документ, в котором говорится, что по её обращению обнаружены признаки уголовного правонарушения, соответствующие статье 174 УК РК, а это – "Возбуждение социальной, национальной или религиозной розни". В отношении кого – тайна следствия.


Рапорт

Рапорт / Фото с сайта theopenasia.net

Апашка очень надеется, что дело в конце концов дойдёт до суда. Аблайхан, собственно, тоже, но в последнем разговоре он признался, что опасается попыток давления и спекуляций на тему религии.

Вероятная угроза с невероятными последствиями

Салафизм превратился для Казахстана в большую проблему. С одной стороны, это не какая-то одна организация, а направление, система взглядов. В некоторых странах, живущих по шариату, религиозные течения, близкие к салафизму, считаются традиционными. В Казахстане он тоже не запрещён, в отличие от других государств Центральной Азии. В Узбекистане, например, в конце прошлого года четырёх человек приговорили к срокам от пяти до десяти лет за распространение идей салафия.

Но, с другой стороны, их последователи то и дело оказываются в террористических группировках. В 2014 году казахстанский суд признал организацию салафитского толка "Ат-Такфир уаль-Хиджра" экстремистской и запретил её деятельность.

Официальную позицию Министерства по делам религии и гражданского общества ярко описал глава ведомства Нурлан Ермекбаев:

"Мнения известных отечественных теологов и экспертов сходятся в том, что для Казахстана салафизм имеет серьёзный деструктивный потенциал. Последователи салафизма ставят свои идеи и ценности выше наших национальных традиций, культурно-духовных ценностей. Идеальной моделью общественного устройства для всех последователей салафизма является государство, построенное на основе жёстких религиозных принципов. Хотя они зачастую не говорят об этом открыто. Поэтому для Республики Казахстан считаем салафизм неприемлемым и деструктивным религиозным течением. Надо отметить, что на сегодняшний день эта пришлая идеология вызывает всё большее неприятие у наших граждан. Наша дальнейшая работа будет направлена на недопущение распространения литературы, работы интернет-сайтов и появления организаций, пропагандирующих идеологию салафизма. При необходимости поможем ДУМК обеспечить соблюдение всеми без исключения верующими установленных норм поведения в мечетях".

Очевидно, что позиция ведомства (МДРГО РК – Авт.) неоднозначна. Соответственно, и в борьбе с радикальными проявлениями салафизма нет системы.

"Я согласна, что многие (не все) осуждённые за экстремизм сами стали жертвами. Например, под воздействием угроз или манипулятивных техник пошли на преступление. Нужно отметить, что правоохранительные органы привлекают к ответственности далеко не всех подряд. По данным Антитеррористического центра КНБ РК, 79 человек вернулись домой, побывав на территории ДАИШ в разных ролях, и только 34 из них привлечены к уголовной ответственности, – сообщает директор Ассоциации центров исследования религий, член Общественного совета МДРГО РК Юлия Денисенко.

Но не стоит забывать и о том, что зачастую преступник хочет оправдать себя любыми путями, поэтому мы должны подходить дифференцированно и опираться исключительно на факты. Есть и еще один важный аспект. В колониях террористов хотят исправить или наказать? Кого мы хотим видеть после отбытия срока – исправившегося или обозлившегося? Нужно помнить, что и тот, и другой потом будут находиться в нашем обществе, рядом с нашими детьми".

Помимо исследований организация, которую представляет этот религиовед, занимается тем, что оказывает помощь пострадавшим от деструктивных течений.

Юлия Денисенко считает, что поправки в законодательство всё же необходимы. В нормативно-правовых актах Казахстана уже, конечно, есть статьи, которые запрещают религиозную деятельность, сопряжённую с насилием, запрещают вербовку. Но процесс, затягивающий человека в сети, строится далеко не на установках веры, а на техниках психологического манипулирования, изменения сознания. А они как раз никак не определяются в действующем законодательстве.

И человека, подвергшегося такому интеллектуальному мошенничеству, можно заставить совершать поступки, которые не входили в его намерения. В этом случае он – по сути, жертва – становится преступником. А кукловоды наказания избегают. Вот если бы такие аспекты были закреплены в нормативных актах, – а такое в мировой практике уже есть – было бы легче определить настоящих идеологов экстремизма, считает эксперт.

Человек мира

Когда все вопросы уже были заданы, съёмки закончены, а машина ожидала за воротами, Аблайхан вдруг попросил снова включить камеру.

– Можно, я сделаю заявление? – сказал он и обратился ко всему народу Казахстана с призывом: получать правильные знания.

Для справки:

1: Ханафитский мазхаб - одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе, который считается основным и наиболее многочисленным направлением этой религии. Традиционен на территории Казахстана и всей Центральной Азии. Его последователи опираются на Коран, Сунны и местные обычаи, которые также считаются правильными основами для жизни.

2: Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди – исламский мыслитель, основатель одной из школ – матуридизма. Он считал, что у человека есть свобода воли, в том числе – свобода выбора, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов.

3: Салафия – направление в суннитском исламе, ориентированное на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, не признающее нововведения, начиная от трактовки Корана, заканчивая бытовыми новшествами. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины "традиционализм" и "фундаментализм". Их также называют "мусульманскими пуританами". К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймия, Муххамад ибн Абд аль-Ваххаб, идеологи ассоциации "Братья-мусульмане". Хотя другие теологи утверждают, утверждает, что "Братья-мусульмане" не имеют к салафии никакого отношения и во многом расходятся с его последователями.

4: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Мушаррафи ат-Тамими – арабский теолог и основатель ваххабисткого движения. Вместе с Мухаммадом ибн-Саудом сыграл ключевую роль в создании Саудовской Аравии и закреплении в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение "Салафия").

Главные принципы ваххабизма:

- единобожие: поклонение только Аллаху, не святым, недопустимость прошения около мавзолеев и паломничества на могилы;

- отказ от нововведений – всего того, чего не было в раннем исламе;

- джихад – борьба за очищение религии.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter