Осень – время подведения итогов в казахстанских вооружённых силах. Боевая подготовка в войсках сегодня проходит довольно активно, за год подразделения нашей армии принимали участие в самых разнообразных по сценарию манёврах, была проведена международная военная выставка KADEX-2016. Вместе с этим продолжается процесс перевооружения силовых структур. Больше всего новой техники и оружия получает Министерство обороны. В обзоре не упоминаются проекты по модернизации старых, по большей части советских образцов вооружений, а также поставок в войска стрелкового оружия и спецсредств, вроде систем связи и приборов ночного видения.

Больше всего новинок сегодня в подразделениях Сил воздушной обороны, в частности в ВВС.

Военно-транспортный самолёт С-295

Совместный проект РГП "Казспецэкспорт" и европейского авиастроительного концерна Airbus Military вступил в завершающую фазу. На днях 281-я авиационная транспортная эскадрилья ВВС получила уже 6-й по счёту воздушный грузовик СASA C-295. Таким образом, достигнуто минимально необходимое количество бортов для обеспечения полноценного оперативно-тактического взаимодействия военно-транспортной авиации с другими родами войск. Этот очень современный и хорошо зарекомендовавший себя самолёт сегодня стоит на вооружении в национальных вооружённых силах 18 государств мира.


CASA C-295 на выставке KADEX-2016

CASA C-295 на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко

Тактико-технические характеристики СASA C-295:

  • Размах крыла – 25,81 м.
  • Длина самолёта – 24,40 м.
  • Высота самолёта – 8,82 м.
  • Масса пустого самолёта – 11 200 кг.
  • Максимальная взлётная масса – 23 200 кг.
  • Тип двигателя – 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127G.
  • Мощность –2*1975 кВт.
  • Крейсерская скорость – 482 км/ч.
  • Практическая дальность – 4 500 км.
  • Практический потолок – 7 620 метров.
  • Экипаж – 4 человека.
  • Полезная нагрузка – 69 солдат или 48 парашютистов, или 27 носилок с 4 сопровождающими, или 9,7 тонн груза.

Интерфейс С-295 полностью цифровой. Самолёт снабжён системой автоматического контроля работы двигателя, эффективной противообледенительной системой – считается, что он имеет повышенную живучесть в аварийных ситуациях. Часовой расход топлива на самолёте С-295 в два раза меньше, чем на аналогах.

Ударный вертолёт Ми-35М

Первая пара этих великолепных современных машин должна прибыть с авиазавода в Ростове-на-Дону на военную авиабазу, расположенную в Шымкенте, в конце ноября – начале декабря этого года. Не исключено, что эти сроки будут сдвинуты. Ми-35 М, экспортная модификация Ми-24 BМ, является глубокой модернизацией одного из самых массовых серийных боевых вертолётов в мире Ми-24 В/ВП. Примечательно, что в Казахстане Ми-24 с вооружения уже сняты в связи с выработкой ресурса. Контракт на приобретение новых машин заключён очень своевременно.


Ударный вертолёт Ми-35М

Ударный вертолёт Ми-35М / Фото Григория Беденко

Ми-35 М выпускает авиазавод "Росвертол" холдинга "Вертолёты России". В результате модернизации были значительно улучшены лётно-технические и эксплуатационные характеристики боевой машины, появилась возможность летать на нём ночью, а также расширены возможности применения в условиях высокогорья и жаркого климата.

Существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Ми-35 М предназначен для уничтожения бронетанковой техники противника, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск, эвакуации раненых, а также перевозки всевозможных грузов в кабине и на внешней подвеске. Сегодня вертолёт состоит на вооружении в ВВС Чехии, Азербайджана и Венесуэлы. Подписаны контракты на его поставку в Ирак и Бразилию.

В отличие от предыдущих модификаций Ми-35 М имеет неубирающиеся шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя, вместо трёх, подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта – он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка также новая – турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II.


Лётчики-испытатели холдинга "Вертолёты России" Сергей Никулин (слева) и Валерий Калашников

Лётчики-испытатели холдинга "Вертолёты России" Сергей Никулин (слева) и Валерий Калашников / Фото Григория Беденко

Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор.

Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и не управляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.

Как сообщил главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов, общее количество вертолётов Ми-35М, в соответствии с подписанным контрактом составляет четыре единицы. Инженерно-технический персонал уже прошёл переобучение, подготовлен и лётный состав. Можно предположить, что у нас на этот вертолёт возлагают большие надежды в плане перевооружения армейской авиации. Очевидно, в ближайшие годы их количество будет расти до полной комплектации эскадрильи. Как известно, современная авиационная эскадрилья составляет от 10 до 30 летательных аппаратов вместе с экипажами и наземным техническим персоналом.


Ми-35М на выставке KADEX-2016

Ми-35М на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко

Технические характеристики Ми-35 М (Ми-24 ВМ):

  • Длина – 17,49 м.
  • Диаметр несущего винта – 17,2 м.
  • Диаметр рулевого винта – 3,84 м.
  • Высота – 4,16 м.
  • Масса пустого – 8 360 кг.
  • Нормальная взлётная масса – 10 900 кг.
  • Максимальная взлётная масса – 11 500 кг.
  • Силовая установка – 2×ТВаД "Климов" ВК-2500-II.

Лётные характеристики:

  • Максимальная скорость – 300 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 240-260 км/ч.
  • Практическая дальность – до 550 км.
  • Перегоночная дальность – до 1000 км с ПТБ.
  • Статический потолок – 3 150 м.
  • Динамический потолок – 5100-5400 м.

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное – несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов).
  • Точки подвески – 4.
  • Боевая нагрузка – до 1500 кг.

Варианты вооружения (в зависимости от задачи):

  • Противотанковые ракеты – "Штурм-В" или "Атака-М" (до 8 шт.).
  • Неуправляемые ракеты – 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4 блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм.
  • Подвесное пушечное вооружение – 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2х250 снарядов).

Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат Wing Loong ("Птеродактиль")

Демонстрация этого аппарата китайского производства на прошедшей летом военной выставке KADEX-2016 стала своего рода сенсацией. Ранее в силовых структурах использовались только миниатюрные дистанционно пилотируемые летательные аппараты, которые предназначались для воздушной разведки. Здесь же на вооружение боевой части, расположенной в Таразе, поступил дрон, который способен дистанционно наносить точечные ракетные удары по объектам потенциального противника. Аппарат способен уничтожать бронетехнику и бетонированные сооружения.

БПЛА с 2005 года производит авиационный научно-исследовательский институт Чэнду, входящий в состав Авиастроительной корпорации Китая (САDI). Примечательно, что изначально проект был экспортно-ориентированным. Внешне китайский БПЛА напоминает американские аппараты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Хотя китайские авиастроители утверждают, что это полностью самостоятельная разработка и она не является копией зарубежной техники. Стоимость аппарата вместе с системой наземного контроля составляет 1 млн долларов.


Разведывательно-ударный БПЛА Wing Loong

Разведывательно-ударный БПЛА Wing Loong / Фото Григория Беденко

Тактико-технические характеристики БПЛА Wing Loong:

  • Длина – 9,05 м.
  • Размах – 14 м.
  • Высота – 2,77 м.
  • Максимальный взлётный вес: 1100 кг.
  • Максимальная скорость: 280 км/ч.
  • Дальность полёта – 4000 км.
  • Автономность – 20 часов.
  • Практический потолок – 5000 м.

Вооружение:

  • Управляемые авиационные бомбы – FT-10, FT-9, GB-7, GB-4.
  • Ракеты – BRM1, AKD-10.

"Птеродактиль" может поднять в воздух до 100 кг спецоборудования для ведения воздушной разведки.

Сухопутные войска в этом году также получили принципиально новую технику.

Бронеавтомобиль "Арлан" и бронетранспортёр "Барыс"

Бронеавтомобиль и бронетранспортёр являются детищем совместного предприятия Kazakhstan Paramount Engineering, созданного в 2014 году в рамках программы индустриально-инновационного развития с целью перевооружения казахстанских сухопутных войск. Партнёр KPE – южноафриканский оборонный концерн Paramount Group.

"Потребность наших Вооружённых сил в машинах такого типа существует давно, – рассказывает заместитель генерального директора KPE Жанбырши Кобей. – Казахстанская сторона долго определялась с партнёром, с типом машины, которую необходимо производить. Было несколько вариантов, с кем можно сотрудничать. В 2013 году сюда приезжали представители компании Paramount Group, представили свои машины. После этого мы провели несколько испытаний. Три испытания прошли совместно с Министерством обороны, в том числе летние и зимние. Проверяли данную технику в климатических и территориальных условиях. Были и в горной местности, и в степи, при низких и высоких температурах. По результатам испытаний машины этого типа показали себя с хорошей стороны. Все те требования, которые Минобороны и Вооружённые силы предъявляли к такому типу машин, были удовлетворены. Были, конечно, и рекомендации определённые, которые мы максимально стараемся учитывать при производстве. В целом мы считаем, что партнёр был выбран правильно".

Завод по производству бронетехники ТОО Kazakhstan Paramount Engineering был построен в 2015 году. При этом Правительство поставило главное условие при выборе партнёра – локализация производства в Казахстане. Южноафриканский партнёр полностью передал техническую документацию на производство этих машин у нас.

Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Арлан", 4х4:


Бронеавтомобиль "Арлан"

Бронеавтомобиль "Арлан" / Фото Григория Беденко

  • Экипаж – 2+1+7.
  • Полный вес с системами вооружения – 16 000 кг.
  • Максимальная скорость – 100 км/ч.
  • Радиус разворота – 18 м.
  • Дальность хода – 700 км.
  • Трансмиссия – автомат.
  • Силовая установка – турбодизель (210 KW, 285 HP, 970 Nm).
  • Вооружение – 12 мм крупнокалиберный пулемёт в автономно управляемом модуле.
  • Возможность использования стрелкового автоматического оружия экипажем и десантом.

Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Барыс", 8х8:


Бронетранспортёр "Барыс"

Бронетранспортёр "Барыс" / Фото Григория Беденко

  • Экипаж – 2+1+8.
  • Полный вес с системами вооружения – 28 000 кг.
  • Максимальная скорость – 100 км/ч.
  • Радиус разворота – 22-24 м.
  • Дальность хода – 800 км.
  • Трансмиссия – автомат.
  • Силовая установка – турбодизель (550 HP).
  • Вооружение – 50 мм автоматическая пушка в автономно управляемом модуле.
  • Возможность использования стрелкового автоматического оружия экипажем и десантом.

Седельные тягачи

Как следует из пространного пресс-релиза Минобороны, на вооружение сухопутных войск Казахстана поступила партия седельных тягачей. Ни количество тягачей, ни их производитель в документе не указаны. Говорится лишь, что машины снабжены тралами и погрузочно-разгрузочными устройствами. Они способны перевозить вооружение и военную технику грузоподъёмностью и 40, и 60 тонн, а также осуществлять её погрузку и разгрузку на железнодорожный транспорт в полевых условиях.


Новые седельные тягачи на стоянке / Фото предоставлено пресс-службой Минобороны

На снимках, распространённых пресс-службой Минобороны, запечатлёны 13 седельных тягачей, стоящих в ряд, и ещё один аналогичный тягач с опознавательными знаками сухопутных войск РК перевозит танк Т-72 БA – основной боевой танк, стоящий на вооружении казахстанской армии.

По предоставленным пресс-службой Министерства обороны РК снимкам можно определить, что речь идёт о военной модификации магистрального тягача Iveco Stralis, производимого итальянской компанией Iveco S.p.A.


Новый седельный тягач перевозит танк Т-72 БA

Новый седельный тягач перевозит танк Т-72 БA / Фото предоставлено пресс-службой Минобороны

Перспективы

В перспективе, как следовало в текущем году из заявлений официальных лиц нашего оборонного ведомства, перевооружение казахстанской армии будет продолжаться. Судя по всему, в первую очередь поставки новой техники будут производиться в авиационные части ВВС и Сил воздушной обороны.

К чему же приглядываются сегодня наши министры и генералы?

Лёгкий многоцелевой вертолёт АНСАТ

По информации главкома СВО, генерала Орманбетова, Минобороны (а теперь уже и, наверное, новое Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности) рассматривает возможность приобретения лёгких многоцелевых вертолётов АНСАТ, производства ПАО "Казанский вертолётный завод". Эта современная машина была представлена на выставке KADEX-2016.


Лёгкий многоцелевой вертолёт АНСАТ / Фото Григория Беденко

"Мы сейчас рассматриваем вертолёт "Ансат-У", – сообщил главнокомандующий СВО. – Он будет использоваться для первоначального обучения лётчиков армейской авиации, которые потом будут летать на Ми-17 и Ми-171 Ш, ну и в дальнейшем – на Ми-35, который также на KADEXе демонстрируется. В этом году мы уже приобретаем 4 вертолёта Ми-35. Это ударно-боевой вертолёт. И также уже приобрели четыре вертолёта Ми-171 Ш, которые относятся к классу транспортно-боевых. То есть "Ансат" – это первоначальное обучение для наших лётчиков. Мы также предполагаем его поставку в военный институт СВО для обучения курсантов".

Тактико-технические характеристики вертолёта AНСАТ:

  • Экипаж – 2 пилота.
  • Пассажировместимость – до 7 пассажиров.
  • Грузоподъёмность – 1300 кг (внутри салона).
  • Длина – 13,543 м.
  • Высота – 3,56 м.
  • Максимальная взлётная масса – 3 300 кг.
  • Силовая установка – 2 * ТВД Pratt & Whitney РW-207K
  • Мощность двигателей – 2 * 630 л. с. (2 * 463 кВт – взлётная).
  • Максимально допустимая скорость – 275 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 250 км/ч.
  • Практическая дальность – 510 км.
  • Перегоночная дальность – 635 км (максимальная).
  • Практический потолок – 5 700 м.
  • Статический потолок – 3 600 м.
  • Скороподъёмность – 21,5 м/с.

Многоцелевой истребитель Су-30 СМ

Приобретение в 2015 году этих замечательных современных машин поколения 4++, существенно расширило тактические возможности казахстанских ВВС. Самолёты должны были поступить в одну из частей воздушно-космических сил РФ, однако сыграла свою роль политическая составляющая: Казахстан как самый активный участник ОДКБ с наиболее протяжённой южной границей и обширным воздушным пространством получил современную авиатехнику для усиления своего военного потенциала вне очереди и по ценам, установленным для ВС РФ. За прошедшие 12 месяцев лётчики Талдыкорганской авиабазы не только полноценно освоили эти великолепные самолёты, но уже и сами обучают молодых офицеров.


Cу-30 СМ перед вылетом / Фото Григория Беденко

Су-30 СМ создавался как самолёт для командного боя. Его бортовой ПФАР-радар, получивший наименование Н011 "Барс", значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях поколения Су-27 аналогичные системы. По сути, с помощью этого узла тяжёлый истребитель берет на себя функции самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров группу танков – до 50 км, а морские цели – до 120 км. Самолёт может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей.

Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманевренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный урон.

Единственное, что отличает семейство Су-30 от самолётов пятого поколения, таких как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также новейший российский Т-50, это отсутствие стелс-технологий. Впрочем, для Су-30 они и не нужны – он занимает другую тактическую нишу. Дело в том, что с такой мощной ПФАР-системой самолёт легко обнаруживается потенциальным противником. Стелс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами – цель для них обычно подсвечивает самолёт ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Такие системы как "Хибины" и "Сорбция-С" могут не только "ослепить" радары вражеских истребителей, но и "вырубить" целые наземные комплексы ПВО.


Взлёт Су-30 СМ

Взлёт Су-30 СМ / Фото Григория Беденко

"Да, планируется в ближайшее время – в 2016 году – закупка нескольких самолётов, в 2017 году – до 4-6 самолётов, в зависимости от возможностей нашего государства. Но в целом мы планируем в ближайшие 3 года до 12 самолётов иметь здесь, уже у нас на авиабазе", – сообщил в начале этого года командир Талдыкорганской авиабазы подковник Жанибек Жумашев.

Учебно-боевой самолёт Як-130

Присматриваются наши военные чины и к этому замечательному современному российскому учебно-боевому самолёту. К слову, он был очень эффектно продемонстрирован на выставке KADEX-2016.


Як-130 можно использовать, как лёгкий штурмовик

Як-130 можно использовать, как лёгкий штурмовик / Фото Григория Беденко

Як-130 разработан ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов L-39.

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.


Владимир Севастьянов, лётчик-испытатель ОKБ им. Яковлева демонстрирует авионику Як-130

Владимир Севастьянов, лётчик-испытатель ОKБ им. Яковлева, демонстрирует авионику Як-130 / Фото Григория Беденко

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеется и девять точек подвески – для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика: уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30 МК.

"До 2020 года нам необходимо провести перевооружение на этот тип самолёта, – поделился планами генерал Орманбетов. – Применяться Як-130 будет для обучения на боевое применение, на групповую слётанность, применение навигационных средств. Обучаться будут лётчики-курсанты истребительной авиации, вообще фронтовой авиации. Самолёт очень современный, поэтому нашим молодым лётчикам будет очень просто осваивать и его, и более сложную машину – Су 30 СМ. На сегодняшний день у нас четыре таких самолёта. В этом году, если всё будет нормально, приобретём ещё два. Ну, а Як-130 – это первоначальная подготовка для перехода потом на Су-30 СМ. Это современный новый самолёт, с абсолютно новой авионикой и системой вооружения. Он также адаптирован по системе управления. Там стоит новейшее программное обеспечение, есть система дистанционного управления. Лётчик, обучившийся технике пилотирования на Як-130-м, без особого труда пересядет на Су-30 СМ".


Демонстрационный полет Як-130 на выставке KADEX-2016

Демонстрационный полет Як-130 на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко

Технические характеристики Як-130:

  • Экипаж – 1 или 2 человека.
  • Длина – 11 493 м.
  • Размах крыла – 9,84 м.
  • Высота – 4643 м.
  • Масса пустого самолёта – 4600 кг.
  • Нормальная взлётная масса – 7700 кг.
  • Максимальная взлётная масса – 10 290 кг.
  • Силовая установка – 2 * ТРДД АИ-222-25.
  • Тяга – 2 * 2500 кгс.

Лётные характеристики:

  • Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  • Скорость сваливания – 160-180 км/ч.
  • Практический потолок – 12 500 м (ограничение по кислородной системе).
  • Скороподъёмность – до 12 500 м за 4 мин. 49 сек.
  • Длина разбега – 510–940 м.
  • Длина пробега – 610–880 м.

Вооружение:

  • Боевая нагрузка – 3000 кг.
  • Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" ближнего боя Р-73, – 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точек подвески).
  • Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ – 2-4 шт. (1-я, 2-я, 3-я, 4-я точки подвески).
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1-я, 2-я, 3-я, 4-я точки подвески).

Ресурс самолёта: 10 000 часов

При подготовке статьи были использованы открытые источники информации в интернете.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter