Прямой эфир Новости спорта

Ослы в Азии вновь стали необходимы и востребованы

Фото Андрея Михайлова
Фото Андрея Михайлова
Рабочей лошадкой человеческой цивилизации по праву может считаться вовсе не лошадка, а осёл.

Все мы любим лошадей. Даже те из нас, кто вообще никого не любит. Конь – животное гордое и красивое. Но роль его в истории, если разобраться, всегда почти сопряжена с разрушением, грабежом и насилием. Его резвость идеальна для стремительного кавалерийского наскока и быстрого ускока, он хорош на парадах и в забавах элиты.

Однако рабочей лошадкой человеческой цивилизации по праву может считаться вовсе не лошадка. А осёл. И то правда – трудно представить себе более безобидное, безропотное и трудолюбивое существо, нежели этот вислоухий спутник нашей эволюции. Осёл вместе с коровой и овцой может с полными основаниями претендовать на звание самых мирных спутников человека.


Фото Андрея Михайлова


Одомашненный одним из первых (в пятом тысячелетии до нашей эры), он никогда не использовался в военных атаках. Потому что, завидев грозную армию завоевателей, несущихся верхом на ишаках, завоёвываемые сразу же полегли бы со смеху. И завоёвывать было бы уже некого, война утеряла бы свой смысл. Не говорю уж о памятниках, которые пришлось бы возводить завоевателям. Карл Великий или Чингисхан на вздыбленном осле. Представили?

Если конь всегда был первейшим товарищем богатырей, рыцарей, странствующих разбойников и прочих героических харизматиков, то осёл стал верным спутником мудрецов, хитрецов и философов. Знаменитый суфийский весельчак Ходжа Насреддин немыслим в отрыве от своего доблестного ишака. Который, кстати, верно сопутствует ему на многих памятниках, установленных в разных странах мира.


Фото Андрея Михайлова


Показательна и мудрая Библия. Лошадь мелькает в ней весьма и весьма фрагментарно. В основном, когда дело касается любовно-мистической лирики и нужно найти верный эпитет для пылкой возлюбленной. Тогда-то её и сравнивают с какой-нибудь кобылицей в колеснице фараоновой. Более того, коневодство на израильщине вообще-то не приветствовалось, а заповедь "не умножать себе коней" прозвучала из уст самого Господа, как предостережение.

Осёл же был для древних евреев символом процветания и богатства. Недаром именно на ослице въехал в Иерусалим торжествующий Христос. А другая ослица, Валаамова, заговорившая человечьим языком, вообще стала символом всесилия Создателя.


Фото Андрея Михайлова


Если сравнить душевные качества коня и осла, то выяснится несомненное превосходство последнего. Верный конь может спокойно щипать траву, равнодушно отдаляясь от умирающего от раны хозяина. Осёл же по преданности может сравниться разве что с собакой.

И это не единственный плюс вислоухого. Ишачок везёт вьючок почти такого же веса, как лошадь; он хорошо ходит по горам, не боится холода и сырости, очень невзыскателен в отношении подножного корма. Это авторитетное мнение академика В.А. Обручева, пропутешествовавшего на ослах много лет и преодолевшего с их помощью десятки тысяч вёрст азиатского бездорожья во время своего знаменитого маршрута в последней экспедиции Г.Н. Потанина. Гибель любимого осла в слюнявой пасти урумчийского волка стала для путешественника большим потрясением.


Фото Андрея Михайлова


В резко континентальных культурологических условиях Казахстана, где извечное соседство номадизма и осёдлости определяли развитие общества, осёл и конь издревле представляли собой ещё и своеобразные животные тотемы, стоящие за двумя народообразующими стихиями. Конь был спутником номада, товарищем лихого джигита, движущей силой всех мелких порывов, больших нашествий и великих переселений в Глубинной Азии. Он нёс на себе Великую степь. Осёл, напротив, понуро двигался по мирным просёлкам: от кишлака к кишлаку, от базара к базару, по полям, вдоль арыков и неспешно двигал вперёд скучные будни земледельческих оазисов и умирающих царств.

Про лошадь говорено достаточно, но тотальную вживлённость осла в древнюю жизнь и культуру Средней Азии (включающую в себя южные районы современного Казахстана), может быть, представляют не все. Культ осла и культ коня, существовавшие параллельно, были одинаково сильны по обе стороны "границы". И хотя держались на разных персонажах, они во многом дублировали друг друга. Оседлые жители любили своих осликов не менее, чем номады своих аргамаков. Про них так же слагали оды и пели песни.

"Весь день он занят баловством,
Стучит копытами, зубами и, трубя,
То вдруг прикинется могучим львом,
То вдруг драконом возомнит себя."

Эти с любовью написанные строчки Назима Герати посвящены не коню, а ослику.


Фото Андрея Михайлова


Любопытно, что в Средней Азии издревле существовала и своеобразная система ездового общественного транспорта с солидным парком транспортных ишаков. Так, например, чтобы доехать (или доставить груз) из какого-нибудь Вабкента в Бухару, люди брали напрокат в соответствующей "фирме" ослика, которого нанимали в начале пути и сдавали в конце.

Любопытно, что даже для такого степного развлечения, как байга (состязание коней, их владельцев и наездников), в более южном регионе существовал свой ишачий аналог. Вот как описывает ишачьи бега в Дервишабаде вдохновенный бытописатель старой Бухары Садриддин Айни:

"В бегах принимало участие около пятидесяти ослов. Это всё были белые, крупные ослы с пышными, как веники хвостами, с подстриженной гривой и стоячими ушами…

Сначала вывели нескольких ослят, принадлежавших ребятам. Затем скакали ослы любителей. И только потом, когда собрались лучшие знатоки ослов и знаменитые погонщики, начались настоящие бега".

И ценители воспринимали все перипетии этой ишачьей байги вовсе не как карикатуру на байгу настоящую. Страсти кипели всамделишные! Достаточно сказать, что проигравшие состязание владельцы ослов могли запросто вспороть брюхо своим недавним любимцам.

И так продолжалось тысячелетиями.


Фото Андрея Михайлова


Социализм отчего-то решил покончить с ослами, как с классом. Когда в разгар застоя я, собравшись путешествовать по Средней Азии подобно Насреддину, пришёл на чимкентский скотный базар, присмотреть себе верного Хасана, торговцы подняли меня на смех и даже оскорбились моим запросом. "Тебе нужен ишак? Вон, иди в поле, их там много бегает, поймай себе любого".

Ныне, с повсеместным падением социализма, ослы у нас – вновь необходимы и востребованы. Опять наступило их время. Потому что, когда налетает стихия (хотя бы – рыночных отношений), горожанин ищет чего бы продать, а селянин хватается за любую возможность заработать. Самая бескорыстная и безропотная скорая помощь приходит вот уже восьмое тысячелетие всё от одного и того же персонажа – от осла.

Что ни говорите, но истинная рабочая лошадка человеческой цивилизации – это осёл! Единственное, чего я не могу понять и объяснить, – почему мы так несправедливы к самому верному из наших доброхотов? Презрительно называя друг друга "ослами" и "ишаками", собственно, кого мы хотим оскорбить и принизить?

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров