В подвальном помещении модного торгового комплекса под светом софитов лежит гора лука. Вокруг люди в вечерних нарядах и с бокалами шампанского в руках. Под потолком тянутся блестящие трубы. Именно так выглядело открытие выставки "В честь Л.Б." в алматинской галерее Aspan Gallery.

Лидия Блинова – одна из основоположниц современного искусства Центральной Азии. Но гораздо чаще о ней говорят как о супруге и соратнице известного казахстанского художника Рустама Хальфина. Блинову сложно назвать художницей в привычном смысле этого слова: она никогда не стремилась ею быть и почти не оставила полноценных произведений. Однако стала важной частью отечественной истории искусств.


Посетители выставки

Посетители выставки / Фото Informburo.kz

"Нельзя сказать, что она "художник Лидия Блинова". Она больше чем художник. Без неё атмосфера в Казахстане в 80-е и 90-е годы была бы пустой, – говорит куратор выставки Елена Воробьёва. – Она была неким наполнением, ангелом, который хранил человечность, культуру, интеллектуальность, дружбу. Я бы назвала её святой, но святых не бывает. А ещё без Лиды не было бы Рустама, а это очень важная фигура в нашей истории. Он всегда говорил: "Лида – моя Родина".

Всё, чем занимались супруги Лидия и Рустам, было вне контекста Союза художников. По сути это было неофициальное, почти подпольное искусство. Они были первыми на территории Казахстана, кто начал мыслить об искусстве концептуально. Они не воспринимали догмы соцреализма, обращаясь к формам русского авангарда, который в те времена находился под запретом. Их крайне занимала система Владимира Стерлигова, автора теории чаше-купольного пространства в живописи, считающегося "наследником" Малевича.


Лидия Блинова

Лидия Блинова / Фото предоставлено Алмасом Ордабаевым

Блинова родилась в 1948 году в алматинской семье архитекторов. Закончила архитектурный факультет Казахского политехнического института в 1971 году. Творческий путь Лидия начала в качестве скульптора по дереву в мастерской известного скульптора Исаака Иткинда. Позже она работала над декорациями и костюмами к фильмам Сергея Бодрова-старшего, делала кукольные спектакли и даже принимала участие в разработке вариантов проекта Новой площади в Алматы в составе группы архитекторов под руководством Юрия Туманяна. Она изучала строение марионеток, придумывала ювелирные украшения, сочиняла стихи. Многие её работы – наброски, акции и перформансы – существовали по сути только в контексте "квартирных" выставок алматинских неофициальных художников, которые Лидия организовывала вместе с мужем. Тем не менее её "Пальцевой орнамент" (фото-инсталляция, в которой Лидия создавала различные узоры при помощи пальцев), к примеру, был показан при жизни в 1995 году в музее им А. Кастеева на выставке "Парад галерей" и уже после – на многих международных выставках.

Лидия Блинова скончалась в 1996 году в 48 лет от болезни.

Почему нужно сходить на выставку "В честь Л.Б."?

Блинова оказала огромное влияние на развитие современного искусства всей Центральной Азии. Физически сохранилось совсем немного её работ, она скорее оставила после себя идеи. Лидия одной из первых предприняла попытку концептуального инсталлирования своих работ – в казахстанском искусстве в те времена не было даже такого термина. В 1995 году она представила свою "Поэму об учёной кошке" в алматинской галерее "Коксерек" на листах бумаги, приклеенных вдоль стен у самого пола. "Чтобы любая кошка, если придёт на выставку, смогла прочитать поэму", – объясняла Лидия свой замысел.


Фото Aspan Gallery

"Лида и Рустам жили в неприметное время – перестроечный период. У нас в Казахстане как-то отрицается всё советское, а вместе с ним и всё то, что его сопровождало, даже если оно было в противопоставление. Неофициальная часть нашего искусства как была в подполье, так и осталась до сих пор. Хочется обратить на неё внимание, включить в историю Казахстана", – говорит Елена Воробьёва.

Елена Воробьёва считает, что сейчас художникам можно намного больше, чем в прежние времена. Но у многих из них настолько расстроено восприятие, что они не понимают, куда идти и что делать. Лидия и Рустам, по её словам, словно предвидели это.

Что представляет собой выставка?

Елена и Виктор Воробьёвы собрали все наброски Лидии, которые смогли найти, воссоздали несколько её инсталляций, дополнили работами Рустама Хальфина и несколькими вещами из их совместной квартиры. Получилась целая история.

Экспозиционный зал выглядит полупустым. По всему периметру у самого пола – текст "Поэмы об учёной кошке". Сразу за поворотом от входа – та самая гора лука. На самом деле, это ещё одна воссозданная инсталляция. Look Лидия сделала совместно с Анне Химмельстранд в зале Союза архитекторов в 1994 году. Look – здесь и английское слово "смотри" и русское "лук". Белые чаши с ярко-синей водой в этой инсталляции символизируют глаза, смотрящие в небо. А всё вместе – отсылка к стерлиговской чашно-купольной системе изображения, изучению которой Хальфин и Блинова посвятили многие годы.


Фото Informburo.kz

Наброски, сделанные в 80-х и 90-х годах, собраны в большую лабораторию, условно разделённую на тематики: дизайн ювелирных украшений, марионетки, исследования творчества Стерлигова и так далее. Чтобы рассмотреть все мелкие детали, можно воспользоваться лупами. В этом же блоке находятся вещи из мастерской Лидии и Рустама.


Фото Informburo.kz

Знаменитая серия фотографий "Пальцевой орнамент" – один из итогов размышлений Лиды и Рустама о "пулоте" (пластическом объекте, сформированном рукой). Снимки соседствуют с ярко-жёлтыми полотнищами – это работа Рустама Хальфина "В честь Л.Б.". Он сделал эти шелкографии за месяц до смерти жены, запечатлев на ткани её измождённое болезнью лицо и многократно повторяющиеся знаки "пулоты". Рядом – ещё две фотографии. На одной задокументирована инсталляция Рустама Хальфина "Шкура художника (Памяти Лиды Блиновой)" 1997 года. На другой – перформанс самой Лидии под названием "Стереосниферс", в котором она, подсоединив к носу провода от причудливого устройства, изучает картины при помощи обонятельных впечатлений. Устройство, с помощью которого художница "пронюхивала" картины, висит рядом. Завершается выставка тёмной комнатой, где всего два объекта: глава "Поэмы об учёной кошке", написанная на стене, и портрет Лидии из их с мужем квартиры.


Фото Informburo.kz

Чтобы лучше понять все элементы выставки и их расположение, можно воспользоваться гидом, который предоставляет галерея.

Выставка "В честь Л.Б." проходит в зале EXPO комплекса Villa Boutiques & Restaurants (Алматы, Аль-Фараби, 140а) с 30 октября по 15 декабря 2019 года.

Специально к выставке галерея подготовила несколько книг: "Поэма об учёной кошке" с иллюстрациями Елены Воробьёвой, выполненных ещё при жизни Блиновой, и "Искусство жизни и искусство видеть: Блинова и Хальфин" – новая книга известного российского художника и писателя Александра Бренера. Каталог выставки с работами и искусствоведческими текстами выйдет позже.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter