Прямой эфир Новости спорта

Он слишком много видел

Сын богатого бизнесмена насмерть сбивает двух человек, но сажать его невыгодно никому – сюжет фильма "Свидетель дела №6" больше похож на жизнь, чем на кино.

Список фильмов, которые "позорят Казахстан", по мнению носящего стильные штиблеты и пишущего исключительно без ошибок профильного министра, определённо должен пополниться. На этой неделе - премьера новой картины Адильхана Ержанова "Чума в ауле Каратас", а ранее публике была представлена дебютная полнометражная работа Серика Абишева "Свидетель дела №6", где сценаристом выступил тот же Ержанов. "Партизанское кино" продолжает показывать казахстанское общество таким, каким его вряд ли многие хотят видеть, и в том числе поэтому прокатные перспективы упомянутых фильмов минимальны.

Главного героя в "Свидетеле…" выделить сложно. По названию и вложенному в финал смыслу, это, конечно, Ербол – парень из аула, приехавший в большой город учиться, но не поступивший, и потому живущий во времянке у дяди и выполняющий черновую работу по хозяйству. Именно напарник Ербола становится первой жертвой, именно Ербол становится свидетелем наезда, и от его показаний зависит, как будет развиваться дело дальше. Но уже практически в самом начале фильма на авансцену выходят другие "герои" - отец второй жертвы, которому, в общем-то, выгоднее получить "отступные"; дядя Ербола, понимающий, что на показаниях племянника можно подзаработать; полицейский, адвокат… В общем, как вы понимаете, главная движущая сила в этом деле практически для всех заинтересованных лиц – не свершение правосудия или справедливость, а деньги.


Сцена из фильма "Свидетель №6"

Сцена из фильма "Свидетель №6"

Как и всё "партизанское кино", "Свидетель…" снят практически без бюджета и "по знакомству": актёры, съёмочная группа, поиск локаций, реквизита, автомобилей – за идею и из уважения к создателям фильма. Это, конечно, сказывается на художественной составляющей (к слову, у "Свидетеля…" есть ещё и короткометражная версия), но сила фильма в его актуальности и социальности.

…После церемонии вручения премии "Выбор критиков" мы беседовали с одним нашим известным актёром. "Скажи, почему вы дали главный приз "Шлагбауму"? Я смотрел по телевизору, по-моему, самый обычный фильм, я и покруче истории знаю" - "Да, но почему же про эти истории никто не снимает кино?"…

Несмотря на всю близость сюжета к нашей жизни, на прозрачность прототипов, я не воспринимал бы "Свидетеля дела №6" именно как представителя жанра реализма. Скорее, это, как и "Хозяева", притча – о стране и обществе. С элементами чёрной комедии. Здесь нет глубоких, подробно прописанных героев, скорее, они архетипичны. Местами они говорят шаблонами и даже лозунгами. Полицейский, который, может быть, и рад посадить пьяного водителя, но ровно до того момента, как узнаёт, кто его отец. Правда, и тут у него есть объяснение: "Пять таких дело у меня было, никто не сел. Это шестое". Дядя Ербола – бизнесмен, считающий, что он всего добился сам, и не благодаря существующей власти и порядкам, а вопреки им. В кульминационный момент – торга с адвокатом по размеру "компенсации" – он произносит пламенную речь о коррупции, "своих", детях-братьях, связях и обещает стране большую и всеобъемлющую ж…, которая, впрочем, и так уже наступила.


Сцена фильма "Свидетель дела №6"

Сцена из фильма "Свидетель дела №6"

Возможно, эта речь сюжетно не соответствует моменту, но, повторюсь, "Свидетель…" - не реализм. Возможно, она слишком похожа на манифест, но, по сути, фильм и есть манифест. Манифест Абишева. Манифест Ержанова. Нет, они не объявляют приговор. Для этого картине и нужен Ербол – в нём несложно разгадать образ не просто народа, но и молодого поколения. Молчав практически весь фильм, Ербол высказывается. Он не выигрывает – сейчас это невозможно. Но он не молчит, что всяко лучше, чем жить на взятки, запивать свою беспомощность и жить по принципу "Всё равно от меня ничего не зависит".

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров