Об этом было сказано представителями Палаты предпринимателей города Алматы в ходе круглого стола, посвящённого подготовке кадров для предприятий электроэнергетики. Большинство отечественных предпринимателей заявили, что не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Они отдалены от образовательных организаций, и им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у владельцев малых и средних предприятий просто нет на это средств. По мнению бизнесменов, необходимы законодательные механизмы, регулирующие оплату труда наставников.

Палата предпринимателей Алматы уже проводила ряд аналогичных круглых столов по таким отраслям как лёгкая промышленность, полиграфия, пищевое производство и строительство. Практически везде выявлены одни и те же проблемы. Но трудности с предоставлением рабочих мест и наставников возникают не во всех отраслях. Например, гостиничный бизнес охотно идёт навстречу вузам. Об этом сообщили участники II Международного гостиничного форума, прошедшего недавно в Алматы.

"В Казахстане четыре отеля Rixos. Лучшие наши работники становятся наставниками. В каждом отделе есть человек, который учит студентов",  - рассказала исполнительный директор Rixos Almaty Жанар Бесбаева.

"В ресторане отеля наставниками назначались шеф-повар и менеджер зала. По нашей просьбе студентам продлили срок практики до 1,5 месяца", - сообщила менеджер по управлению персоналом отеля "Казахстан" Фарида Налибаева.

Подобная система образования уже давно существует в Германии. Дуальное обучение там введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Руководитель отдела образования Промышленно-торговой палаты города Трир (Германия) Кристиан Ройтер: "Свой путь к профессии выпускник германской школы начинает не с выбора вуза, а с поиска предприятия, которое возьмёт его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение".

Срок, на который рассчитаны германские программы дуального обучения, варьируется в промежутке от двух до трёх с половиной лет. Теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии. Экзамены выпускники сдают и по теории, и по практике.

В новом казахстанском законопроекте пытаются ввести нечто подобное. Например, в техническом и профессиональном образовании вместо аттестации планируют ввести аккредитацию. Предполагается, что независимую оценку качества образования будет давать бизнес. Чтобы старания предпринимателей не пропали зря, выпускники, которые прошли обучение по государственному гранту, в соответствии с новым законопроектом, должны отработать по специальности не менее трёх лет после окончания вуза.

Элементы дуального образования у нас внедряются с 2013 года. А в прошлом году в Казахстане стартовала "Дорожная карта введения дуального обучения". Согласно этой программе, более 170 колледжей в течение 2014-2016 годов должны подготовить свыше 10 тысяч специалистов по  83 специальностям  для 400 предприятий. Государство стимулирует предприятия, участвующие в дуальной системе. Налоговым кодексом РК предусмотрены преференции для бизнеса в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму расходов при обучении физических лиц. Но это капля в море. В той же Германии сумма инвестиций в образование составляет более 23 млрд евро ежегодно. Еще 3 млрд евро выделяет государство. Казахстанцам о таких суммах приходится только мечтать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter