В принципе, арендовать участок и заниматься на нём сельхозпроизводством можно было и раньше, однако после событий, происшедших весной этого года, земельное законодательство решено было в корне пересмотреть.

Совершенствованием земельного законодательства страны занимается специально созданная рабочая группа из 39 человек. В их числе представители центральных и местных государственных органов, учёные, сотрудники Национальной палаты предпринимателей. На заседании в Министерстве сельского хозяйства они представили предлагаемые поправки в Земельный кодекс, которые касаются непосредственно вопроса аренды для граждан Казахстана.

Суть предлагаемых поправок заключается в том, чтобы конкурсы по распределению земельных участков среди претендентов стали максимально прозрачной процедурой. Иначе говоря, свести к минимуму коррупционную составляющую, которая не исключает возможности получить лучшие участки для тех, кто сумеет "договориться" с чиновником. Добиться этого планируется в первую очередь за счёт требований к составу распределительных комиссий – ровно половину мест в них займут представители общественности со своим правом голоса. Решения будет приниматься открытым голосования комиссии.

"Мы жёстко регламентируем формирование состава комиссии, которая в обязательном порядке должна наполовину состоять из членов общественных организаций. Это условие даёт возможность пресечь коррупционные действия тех, кто проводит конкурсы. Сначала было предложено 30%, но это фикция. Другую половину будут формировать представители местных исполнительных органов – земельщики, юристы, работники акиматов. В случае, если голоса разделятся поровну, окончательное решение будет за председателем", – сообщил вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев.

Если раньше перечень выставляемых участков на конкурс районные акиматы могли формировать самостоятельно, то в случае принятия предлагаемых поправок в Земельный кодекс без согласования с общественными советами и местным отделением национальной палаты предпринимателей это станет невозможным. Срок на согласование – три дня. О проведении конкурсов организаторы будут обязаны оповещать население через различные СМИ, публиковать информацию на официальных сайтах госорганов, а также вывешивать её на информационных стендах. Сроки подачи заявки, её рассмотрения и подведения итогов также строго регламентируются.

"Срок подачи заявки на участие в конкурсе на предоставление земельного участка для ведения сельхозпроизводства не может быть менее месяца с даты опубликования извещения о проведении конкурса. Время между датой опубликования о проведении конкурса и подведением итогов не должно превышать 45 календарных дней. Извещение о проведении конкурса содержит дату, время и место его проведения, а также срок и место подачи заявок. Указывается также описание самого земельного участка, который выставляется, его местоположение, площадь, состав угодий, качественная характеристика почвы, кадастровая стоимость, водообеспеченность, сельскохозяйственная специализация региона", – проинформировала и. о. председателя комитета по управлению земельными ресурсами Гулжахан Бимендина.

В конкурсе по распределению арендных земель могут участвовать только граждане Казахстана и негосударственные юридические лица, без иностранного участия. Не могут участвовать лишь родственники чиновников, полномочия которых позволяют так или иначе влиять на решение комиссии. Аналогичный запрет предусматривается для организаторов конкурса.

Чтобы претендовать на участок земли, необходимо иметь чёткий бизнес-план по его использованию. Важное условие – земля должна использоваться рационально.

"Приоритет будет отдаваться тем бизнес-проектам, где будет предусмотрена глубокая переработка с созданием продукции с высокой добавленной стоимостью", – пояснил Ерлан Нысанбаев.


Сельское хозяйство в Казахстане

Фото Никиты Спивака

Учитываться будет и то, сколько претендент на земельный участок сможет создать рабочих мест и насколько востребована специализация проекта в том или ином регионе. К примеру, если регион изобилует производством зерновых и испытывает потребность в масличных культурах, то в приоритете будет проект, который восполнит потребность. При этом в профильном ведомстве обещают следить, чтобы земли не отдавались поголовно обеспеченным слоям населения, которые смогут предложить заведомо более масштабные проекты. Правда, как именно это планируется сделать, пока не уточняют.

"Вопрос же не стоит о том, чтобы строить заводы на тысячные объёмы. Если один поставит себе завод на 10 миллионов тенге с небольшой мощностью переработки масличной культуры, а другой, скажем, на 100 миллионов, то понятное дело, что и тот, и другой имеют право претендовать, потому что разница только в мощности. Чтобы не получилось что тот, у кого есть деньги, имеет всё, а у кого нет – ничего. Эти моменты будут учтены", – добавил спикер.

В случае, если претенденты предлагают одинаково выгодные проекты, победителем становится участник, который относится к одной из следующих категорий:

  • переселившийся из неперспективных сельских населённых пунктов, в соответствии с госпрограммой "Развитие сельских территорий РК";
  • проживающий в данном сельском округе при условии, что на момент проведения конкурса он не имеет земельного участка для ведения с/х производства;
  • представивший предложение по развитию социальной инфраструктуры сельского округа, на территории которого находится земельный участок. То есть если он дополнительно берёт на себя обязательства для улучшения инфраструктуры.

Аренда земли предусматривается на срок от 10 до 49 лет. Впрочем, если в ходе проверки будет выявлено, что участок используется нерационально или плодородие почвы ухудшилось, его вернут государству. Проверять арендуемые земли планируется ежегодно.

После завершения работы над поправками в Земельный кодекс их намерены вынести на публичное обсуждение. На суд депутатов проект закона планируется представить в конце ноября 2016 года.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter