В этом году в программе "Откровения" не только два спектакля о войне ("Толстая тетрадь" от "АРТиШОКа" и "Одноклассники. Уроки жизни" от "Жас Сахна"), но и сразу две постановки посвященные теме первой любви. Театр им. Лермонтова показал "Ромео и Джульетту", а Немецкий театр – спектакль "Пробуждение весны". Эту драму о взрослении, первых чувствах, поисках любви и попытке понять природу своего тела драматурги называют детской трагедией. Главные герои – подростки, желавшие стать взрослыми, а оказавшиеся узниками догм и доморощенной морали.


Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

Фото Эльмиры Курмакаевой (vk.com)
Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

Спектакль поставлен по пьесе Франка Ведекинда, вышедшей в свет ещё в 1891 году. В момент своего выхода это произведение, исследующее тему пробуждения чувственности подростков, выглядело дерзкой пощёчиной немецкому консервативному обществу и настоящим скандалом. Сегодня, спустя 125 лет оно, как это ни странно, не потеряло своей актуальности. Наше общество не перестало быть ханжеским и осуждающим. Иначе откуда взяться матерям, что бросают "плоды своей любви" в отхожие ямы.


Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

Фото Эльмиры Курмакаевой (vk.com)
Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

Режиссура спектакля (над ней работала Наталья Дубс) прекрасна – много интересных приёмов и оригинальных художественных решений. И хотя декорации минималистичны – зелёная лужайка из ковролана, цветочная клумба, несколько "деревьев" и "небо", которое мы видим на экране монитора, всё это задействовано довольно органично. Как выразился один зритель после спектакля: "Здесь даже рюкзак играет". Актёрские работы хороши, особенно женские. Трио молодых актрис – то ли сестёр, то ли субличностей, живущих в каждой девушке, держится неплохо, каждая со своим характером и харизмой. Да и образ матери семейства (её играет актриса Кульбану Ашимова) получился ёмким и живым. Зрители остались довольны.


Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

dtk.kz
Фрагмент спектакля "Пробуждение весны"

Большинство спектаклей фестиваля "Откровение" шло на сцене русского театра драмы им. Лермонтова, поэтому их "Ромео и Джульетту", презентованную любителям театра осенью, ждали особенно. Во-первых, эксперименты в академическом театре всегда похвальны, во-вторых, всем хотелось оценить новый этап в жизни "лермонтовки", а в-третьих, зрительские отзывы были довольно позитивными. Но не было повести печальнее на свете, чем эта повесть о Ромео и Джульетте. Грузинский постановщик – режиссёр Гиорги Маргвелашвили так модернизировал материал, что вместе с наступившей на сцене современностью великая классика выцвела, а оригинальный финал спектакля превратил шекспировскую трагедию чуть ли не в водевиль. Конечно, можно, упрекнуть зрителя – мол, вы ничего не поняли, это не Ромео в финале ожил и пошёл веселиться с друзьями, это он просто забыл о любви быстрее, чем Джульетта. Но видеть такую девальвацию романтического героя готовы были не все.


пппппппп

Фото Андрея Хакимова
Фрагмент спектакля "Ромео и Джульетта"

Безусловно, в этой постановке "Ромео и Джульетты" есть свои достоинства и находки, особенно в первом акте, но сама она вызывает довольно странное, если не парадоксальное ощущение – историю пытались максимально осовременить, но, несмотря на все ухищрения, выглядит она недостаточно современно. Многое из того, что показывали на сцене, – уже из прошлого века: и рок-н-ролл уже не танцуют, и эпатировать курящей Джульеттой и выпивающим Ромео публику сложно, и музыкальное сопровождение будто из 70-х. Да и спектакли по три с лишним часа сегодня не в тренде.


Фрагмент спектакля "Ромео и Джульетта"

Фото Андрея Хакимова
Фрагмент спектакля "Ромео и Джульетта"

Пожалуй, самый большой плюс "Ромео и Джульетты" в театре им. Лермонтова в том, что зритель видит в этом спектакле новое поколение актёров этого старейшего театра. Не отметить их самоотдачу и желание блеснуть на сцене, сыграть на разрыв аорты, не уступая старшим коллегам, трудно. Хочется пожелать этим талантливым молодым людям новых постановок и, желательно, с приглашёнными режиссёрами – для расширения, так сказать, кругозора и актёрского рисунка. Так или иначе, все аплодисменты – актёрскому цеху.

Завершится фестиваль британской постановкой "Институт" от театра Gecko. Вчера прошёл их первый спектакль. Гости из Великобритании ждут зрителей в театре им. Лермонтова и сегодня – 6 февраля и завтра – 7 февраля. Впечатления об этой постановке вы прочтёте совсем скоро на informburo.kz.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter