Прямой эфир Новости спорта

Нефть, которую продаёт ИГИЛ: что можно увидеть на картах

Несмотря на войну, торговля, в том числе и нефтью, в Сирии и Ираке продолжается. Казахстану остаётся лишь с тревогой наблюдать за ситуацией.

Минувшая неделя ознаменовалась грандиозным скандалом мирового уровня. Министерство обороны Российской Федерации, опубликовав снимки со спутника приграничных районов Турции, Сирии и Ирака, назвало их "прямым доказательством" вовлечения официальной Анкары в незаконную торговлю нефтью с террористической организацией "Исламское государство". Генеральный штаб Вооружённых Сил России в лице начальника его Главного оперативного управления Сергея Рудского не сомневается, что подтверждением тому является наличие огромного количества нефтевозов и фур, скопившихся близ турецких населённых пунктов Силопи и Рейханлы, а также возле иракского городка Заху и сирийского Аазаза.


Стоянка грузовиков в районе турецкого города Silopi

Фото Министерства обороны РФ
Стоянка грузовиков в районе турецкого города Silopi

Казалось бы, всё убедительно. Если бы не ряд замечаний, которые сразу же возникают у любого пользователя Интернета, более-менее знакомого с работой таких сервисов как Google maps, Google Earth или "Яндекс-карты". Благодаря этим проектам и выясняется, что чего-либо суперсекретного Министерство обороны РФ не рапредставило, да и качество снимков, сделанных спутниками-шпионами, мягко говоря, прилично уступает съёмкам известных публичных сервисов.


Грузовой паркинг таможенного терминала "Хабур" близ города Silopi (Турция)

Скриншот "Яндекс-карт"
Грузовой паркинг таможенного терминала "Хабур" близ города Silopi (Турция)

Кстати, от Google Maps можно дополнительно узнать, что стоянка грузовых автомобилей близ города Заху есть не что иное, как накопитель приграничного пропускного пункта имени Ибрагима Халила.


Накопитель приграничного пропускного пункта имени Ибрагима Халила (Ирак)

Скриншот "Яндекс-карт"
Накопитель приграничного пропускного пункта имени Ибрагима Халила близ города Заху (Иракский Курдистан)


Стоянка грузовиков контрольно-пропускного пункта близ города Заху (Иракский Курдистан)

Скриншот с сервиса Google Maps
Накопитель приграничного пропускного пункта близ города Заху (Иракский Курдистан)

Ошибка? Похоже на то. Хотя бы потому, что уже через два дня после выдвинутых обвинений со стороны России в адрес Турции глава энергетического комитета парламента Иракского Курдистана Шерко Джавдат заявил, что замеченные российскими военными нефтевозы на турецко-иракской границе принадлежат курдской автономии, которые уже давно перевозят нефть и топливо из Курдистана в Турцию.


Бензовозы в районе населённого пункта Али Аси (Иракский Курдистан)

Фото с сервиса Google Earth
Бензовозы в районе населённого пункта Али Аси (Иракский Курдистан)

И всё же каким-то образом лёгкая нефть из "Исламского государства", продающаяся, по данным британского издания Financial Times, за 20 долларов/баррель, попадает на мировые рынки. Согласно утверждениям российских военных, основные маршруты пролегают через Турцию. Первый маршрут пролегает через сирийский город Аазаз, второй – через Эль-Камышлы, третий – через населённый иракскими курдами город Заху. Но в данном случае без нюансов опять же никак.


Три маршрута поставок нефти от ИГИЛ в Турцию

Карта Министерства обороны РФ
Три маршрута поставок нефти от ИГИЛ в Турцию

В "восточный" и "западный" маршруты ещё как-то можно поверить. Хотя бы потому, что город Аазаз контролируется боевиками ИГИЛ с сентября 2013 года, а трассы номер 2 и 19, ведущие из Заху в захваченные игиловцами иракские города Мосул, Хадита и Рамади, пустующими, по данным от Google Maps, не назовёшь. А вот в "северный" маршрут верится несколько с трудом. Дело в том, что находящийся на границе с Турцией город Эль-Камышлы или Камишля является негласной столицей сирийских курдов, управляемой партией левых взглядов "Демократический союз" (PYD), которую официальная Анкара объявила террористической организацией. Той самой партией, чьи отряды народной самообороны (YPG) вели ожесточённые бои, как с ИГИЛ, так и с боевиками из "Фронта ан-Нусра" за города Кобани, Эль-Хасака и Рас-эль-Айн.


В отрядах народной самообороны сирийских курдов наравне с мужчинами воюют женщины

Фото с сайта sensusnovus.ru
В отрядах народной самообороны сирийских курдов наравне с мужчинами воюют женщины

Соответственно, надо обладать определённым воображением, чтобы заподозрить сирийских курдов в торговле нефтью как с Турцией, так и с "Исламским государством". Во всяком случае, сколь-либо постоянного скопления техники на пограничном переходе между сирийско-курдским Эль-Камышли и турецким городом Нусайбин на спутниковых снимках, публикуемых Google Maps, Google Earth и "Яндекс-карты" не наблюдается. Что, в свою очередь, говорит о нерегулярности перевозок нефти "Исламского государства" в Турцию по этому маршруту. Если, конечно, допустить, что таковой всё же существует.


На границе Турции и Сирии в районе города Эль-Камышлы скопления техники не наблюдается

Скриншот с сервиса Google Earth
На границе Турции и Сирии в районе города Эль-Камышлы скопления техники не наблюдается

Чего, кстати, нельзя сказать о пропускном пункте на сирийско-турецкой границе между городами Сармада и Рейханлы, контролируемого с сирийской стороны боевиками союзного ИГИЛу "Фронта ан-Нусра". Любопытно, что над этим пунктом развеваются флаги "Свободной Сирии".


Нефтевозы на территории Сирии возле города Сармада

Скриншот с сервиса Google Earth
Нефтевозы на территории Турции возле города Рейханлы


Официально таможенный пункт близ Сармады контролируется "Свободной армией Сирии"

Фото с сервиса Google Earth
Официально таможенный пункт близ Сармады контролируется "Свободной армией Сирии"

Схожая ситуация наблюдается и на пограничном переходе близ города Нассиб, расположенном на стыке Сирии и Иордании. С апреля 2015 года он также патрулируется совместными отрядами "Свободной армии Сирии" и "Фронта ан-Нусра".


Несмотря на ведущиеся с 2011 года военные действия , на пропускном пункте близ Нассиба всегда много грузовых машин

Скриншот с сервиса Google Earth
Несмотря на ведущиеся с 2011 года военные действия , на пропускном пункте близ Нассиба всегда много грузовых машин

В том же, что нефть, поступающая на внешние рынки через эти пропускные пункты, принадлежит "Исламскому государству", сомнений нет. Согласно информации от телеканала Al-Jazeera из Катара, боевики этой террористической организации в начале сентября 2015 года захватили под городом Хомс последние месторождения нефти и газа, которые ранее контролировали войска Башара Асада. При этом ситуация, судя по военным сводкам из Сирии и Ирака, в целом не изменилась. "Исламское государство" по-прежнему ведёт добычу лёгкой нефти не только в районах сирийских городов Ракка, Эль-Хасака и Дайр эз-Заур, но и в Ираке близ городов Мосул и Хадита.  Там же они держат в своём распоряжении и огромное количество нефтевозов, о которых говорит Генштаб Российской Федерации. При этом, как-то не уточняя, что поставки углеводородов ведутся не только через Турцию, но и через другие страны региона по маршрутам, о которых, видимо, говорить ещё рано из неких стратегических соображений.


Карта нефтегазовых месторождений Сирии

Фото с сайта assafir.com
Карта нефтегазовых месторождений Сирии


Карта нефтегазовых месторождений Ирака

Фото с сайта mining-enc.ru
Карта нефтегазовых месторождений Ирака

Между тем, по словам представителя курдской общины в Казахстане по имени Ахмед, имеющего тесные контакты с курдами из сирийской партии "Демократический союз" (PYD) и запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана (PKK) Абдуллы Оджалана, проводимые авиацией США, Великобритании и Франции бомбардировки нефтяных объектов в Сирии и Ираке привели к очередному снижению цен на нефть от ИГИЛ. В настоящий момент, уверяет Ахмед, нефть из Дайр эз-Заура и Эль-Хасаки продаётся по цене в 5 долларов за баррель, а из Мосула и Ракки – по 14 долларов. Соответственно, уверен Ахмед, "из-за действий ИГИЛ и выхода на мировой рынок Ирана в январе-феврале 2016 года цены на нефть могут обновить ныне существующие минимумы до уровня в 30-35 долларов за баррель". Надо ли в этом случае говорить, что таким нефтедобывающим странам, как Казахстан, придётся очень нелегко? Ведь целый ряд месторождений из-за высокой себестоимости добычи нефти придётся попросту закрыть. В свою очередь, это означает, что бюджет страны недополучит весьма приличные суммы.

Поделиться:

Новости партнеров