Своим мнением поделился руководитель центра по изучению проблем экстремизма и терроризма в Республике Казахстан, профессор КазНУ им. аль-Фараби Какимжан Бишманов.
На днях в университете прошел круглый стол со студентами специальности "Религиоведение" и участниками VII съезда лидеров мировых традиционных религий. Говорили о развитии толерантности, веротерпимости и иных проблемных вопросах, поднятых представителями религиозных конфессий на съезде.
Перед участниками круглого стола выступили делегат съезда – заведующая кафедрой культурологии и религиоведения КазНУ им. аль-Фараби, профессор Айнур Курманалиева, профессоры кафедры Карлыгаш Борбасова, Калимаш Бегалинова, Какимжан Бишманов, Жанна Кантарбаева, Тимур Аманкул, а также студент 3 курса Акжол Нурдаулет.

Студенты-религиоведы – это достаточно подготовленные молодые люди, знающие отличия деструктивных организаций от традиционной веры.
"Мы давно ведём работу с деструктивными проявлениями, и важно отметить, это достаточно результативно. Как говорится, легче предупредить причину, чем устранять последствия. Работать с людьми, которые уже вовлечены в разного рода деструктивные организации, достаточно сложно. Нужно их переубедить, а это, знаете, работа на уровне черепной коробки, учитывая тот факт, что представители деструктивных течений, те же салафиты, не стоят на месте и совершенствуются, используя новые методы для привлечения в свои ряды людей", – говорит Какимжан Бишманов.
Как это происходит? В основном, по мнению спикера, из-за упущений и недоработок имамов в мечетях.
"Допустим, пришёл молодой человек на пятничный намаз. Имам перед всеми читает проповедь, цитирует хадисы, от себя что-то добавляет. А ведь нужно помнить, что джамаат – это не религиозное общество. Джамаат – это, прежде всего обычные люди, граждане нашей страны, у которых есть свои чаяния, свои вопросы по жизни. Куда пойти, что поесть, как заплатить квартплату и кредит. У них много проблем. На проповеди имам сидит и рассуждает о вопросах абстрактных, которые молодому человеку не нужны и не интересны. Помимо религиозных догм имам должен знать, какой курс доллара, сколько стоит килограмм мяса, булка хлеба. Нужно быть ближе к народу в жизненных вопросах, а не с утра до ночи пугать тем, что будет на том свете, будто вся жизнь только этому и посвящена", – считает профессор.
Этой оторванностью от реалий повседневности пользуются деструктивные организации.
"В то же время рядом с молодым парнем на проповеди сидит салафит и говорит: "Вот посмотри, это разве имам? Настоящий ислам не такой, как он внушает". Он разговорится, при этом располагая к себе молодого человека, а после уже приводит домой, сажает его на самое почетное место, начинает угощать и продолжать беседу. Приверженцы деструктивных течений очень подкованы, говорят жизненные вещи, подкреплённые сурами из Корана. "Посмотри, коррупция кругом. Люди воруют. Завтра они попадут в ад за это. Посмотри, наши имамы поддерживают коррупционеров, потому что ты хоть раз слышал, чтобы на проповедях они говорили, что коррупционеры будут гореть в аду? Значит, они вместе с ними, раз не осуждают". Так у человека возникают сомнения в правильности того, во что он верил", – рассказывает тонкости вербовки Какимжан Бишманов.
По мнению спикера, имамы должны быть рядом с простыми людьми во всех аспектах жизни.
"Возьмём ситуацию, когда кто-то умер. Я давно начал обращать на это внимание. Имам выступает администратором похорон, он распоряжается что купить, что сделать, когда забрать тело. Но он не становится тем, кого человек ждёт в горе. Знающий имам должен поговорить с семьей, сказать слова поддержки и назидания. Но это, к сожалению, редко происходит. А вот представители деструктивных организаций – они подают руку помощи, делают вид, что проникаются чужим горем. И тогда человек начинает доверять им больше, чем представителям традиционной религии", – говорит Какимжан Бишманов.
Спикер считает, что у нас достаточно теологов, которые разбираются в тонкостях традиционного ислама и могут противостоять салафитам.
"Молодёжь – это люди, на которых стоит обратить пристальное внимание, а имамам тесно с ними работать, чтобы не допустить их ухода в деструктивные течения. Иначе мы будем продолжать выделять огромные средства на дерадикализацию", – завершил руководитель центра по изучению проблем экстремизма и терроризма в Республике Казахстан.
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2826
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2730
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2818
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2874
-
27
-
109
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2866
-
3
-
28
-
-
6❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2532
-
0
-
4
-
-
7📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2431
-
1
-
5
-
-
8🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2443
-
5
-
149
-
-
9🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2447
-
1
-
20
-
-
10🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2290
-
9
-
17
-
USD:
503.5 / 509.5
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63
"Допустим, пришёл молодой человек на пятничный намаз. Имам перед всеми читает проповедь, цитирует хадисы, от себя что-то добавляет. А ведь нужно помнить, что джамаат – это не религиозное общество. Джамаат – это, прежде всего обычные люди, граждане нашей страны, у которых есть свои чаяния, свои вопросы по жизни. Куда пойти, что поесть, как заплатить квартплату и кредит. У них много проблем. На проповеди имам сидит и рассуждает о вопросах абстрактных, которые молодому человеку не нужны и не интересны. Помимо религиозных догм имам должен знать, какой курс доллара, сколько стоит килограмм мяса, булка хлеба. Нужно быть ближе к народу в жизненных вопросах, а не с утра до ночи пугать тем, что будет на том свете, будто вся жизнь только этому и посвящена", – считает профессор.
"Молодёжь – это люди, на которых стоит обратить пристальное внимание, а имамам тесно с ними работать, чтобы не допустить их ухода в деструктивные течения. Иначе мы будем продолжать выделять огромные средства на дерадикализацию", – завершил руководитель центра по изучению проблем экстремизма и терроризма в Республике Казахстан.