Прямой эфир Новости спорта

На Токийском кинофестивале состоялась азиатская премьера фильма Эмира Байгазина "Река"

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
2 ноября станет известно, удастся ли казахстанской картине взять главный приз фестиваля в Токио.

Новый фильм казахстанского режиссёра Эмира Байгазина "Река" ("Озен") – одна из самых ярких премьер на Токийском кинофестивале. Чем же история пятерых братьев-подростков, живущих в забытом Богом ауле, так пленила международную аудиторию и будет ли эта драма так же успешна и в Казахстане?

Синопсис фильма "Река" незамысловат: где-то в закоулках Вселенной, где течёт красивая и полноводная Река, живёт семья – пятеро сыновей с родителями. Живут они аскетично: из всех материальных признаков цивилизации – добротный дом, красивая посуда (даже слишком красивая для аула) и старый мотоцикл "Урал", будто выехавший к нам из казахских артхаусных фильмов 80-х, – на нём передвигается отец семейства. Он строг, жесток и настоящий абьюзер – заставляет детей делать кирпичи из глины, даже под палящим солнцем, а в случае провинности бьёт. Его главная опора – старший сын Аслан, на которого отец давит психологически, заставляя смотреть на издевательства над младшими.

Жизнь идёт своим чередом, пока однажды к ним не заносит странного гостя – мальчика Каната. Он настоящий инопланетянин: на самокате, в серебристой металлической куртке, в ярко-жёлтых гольфах и модных кроссовках. Но самое главное – у него есть гаджеты: GPS и планшет для компьютерных игр. Вкусив запретный плод, впервые поиграв в компьютерные игрушки и увидев фильмы для взрослых, дети больше не хотят жить по-другому, они готовы отдать всё, что у них есть, за вожделенный кусок цивилизации. В доме назревает культурная революция. Однако вскоре революционные настроения удаётся обуздать: после похода на реку странный гость исчезает. Оказывается, причина его исчезновения – Аслан. Однако чтобы сохранить свой секрет в тайне от отца, ему приходится запугать младших, за каждым из которых есть грешок, и создать общую атмосферу страха и недоверия. И только Река сможет решить все проблемы.

Дебют Эмира Байгазина "Уроки гармонии", который получил "Серебряного медведя" Берлинале за операторскую работу, был настоящим прорывом для казахстанского кино – свежая, резкая, дерзкая, хлёсткая и очень поэтичная работа вынесла на всеобщее обсуждение проблемы подростковой преступности в казахстанских школах. В своём фильме молодой режиссёр попытался понять природу зла задолго до резонансных событий с мальчиком из посёлка Абай, подвергнувшемуся насилию. Заслужив первый успех, автор решил не останавливаться в исследовании этой темы и продолжил фильм об Аслане (главном герое "Уроков Гармонии"), задумав целую трилогию.

Вторая работа Эмира Байгазина – драма "Раненый ангел", состоящая из нескольких новелл о подростках, стала эхом предыдущей работы, хотя её визуальный стиль был безупречен.

Третья работа Байгазина – фильм "Река", который получил признание и на Венецианском кинофестивале, и на фестивале в Торонто и является одним из фаворитов конкурсной программы 31-го Токийского кинофестиваля – стала заключительной частью трилогии об Аслане. Байгазин по-прежнему исследует всё ту же тему и высказывает те же мысли. Из принципиально нового здесь только то, что действие картины происходит в некоей условной, вымышленной реальности, где могут происходить чудеса: река может исполнять желания, а ушедшие в другие измерения всегда имеют шанс вернуться.



Перенеся свой фильм в мир мрачных сказок, в которой дети, живущие вдали от цивилизации, не учатся, а целыми днями месят глину, а если выдаётся время, купаются в реке, бегают по барханам, стреляют из лука, автор безоговорочно подкупает зарубежную аудиторию – ведь всем хочется верить, что где-то на планете есть это удивительное, стерильное, не тронутое цивилизацией место. Но сможет ли казахстанская аудитория проникнуться этой историей, поверить в мир, в котором все жители затерянного где-то в песках аула – модно выглядящие персонажи, одетые в одинаковую, лаконичную одежду, разработанную, кстати, дизайнером Айданой Кожагельдиной, стильно причёсанные и вообще – будто сошедшие с обложек глянцевых журналов?

Сам Байгазин на пресс-конференции в Токио сказал, что он не делит свою аудиторию на казахстанскую и иностранную и не хотел бы, чтобы его фильм воспринимали слишком прямо. Для него это архетипичная, мифологическая история, навеянная строкой из притчи Соломона, которая гласит, что помыслы в сердце человека – глубокие воды. А главный антагонист Канат, тот самый мальчик, который разрушил прежний мир одной семьи, для него не кто, а что, – это больше объект, а не человек.

"Он для меня как ветер, который не только разрушает и сеет хаос, но и приносит свежий воздух. Канат не только проверяет на прочность отношения между братьями и даже успевает разрушить их, но и приносит нечто такое, на основании чего может возникнуть новый мир", – сказал режиссёр на пресс-конференции. Новый мир после исчезновения Каната, конечно, возник. Вот только какой это мир?


После премьеры зрители потянулись к Эмиру Байгазину за автографами

После премьеры зрители потянулись к Эмиру Байгазину за автографами / Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"


По словам режиссёра, если первый фильм трилогии "Уроки гармонии" – это история о боли и насилии, то третья, заключительная её часть – история об освобождении и духовной эволюции Аслана.

В этом фильме Байгазин – человек-оркестр: он и режиссёр, и сценарист, и оператор. Так ему удаётся доказать, что главная отличительная черта его творчества, роскошный визуальный стиль, – это именно его персональное достижение, его, а не кого-то другого. Исключительной красоты кадры "сельской" жизни – лепёшки, вечера у печи, красивые планы плывущих по Или детей (на пресс-конференции в Токио он сказал, что для подготовки к картине парни жили три месяца вместе и учились плавать), завораживающая природа Казахстана, – художественная составляющая, безусловно, впечатляет, особенно зрителей, ищущих аутентичности и экзотики.

Удивительно, но стиль Байгазина в этом фильме не выдаёт в нём казахстанского автора, а напоминает скорее творчество режиссёров из Южной Кореи. Когда же в фильме мы слышим ещё и фрагмент радионовостей о Северной Корее, и вовсе складывается впечатление, будто мы смотрим картину о жителях окрестностей Пхеньяна: все братья в абсолютно одинаковой одежде, все они должны весь день трудиться на благо "солнца нации" (но в данном случае великий вождь – это их отец), и при малейшей возможности никто из них не против сбежать в новый удивительный мир. И удерживает их только боязнь репрессий, а атмосфера страха делает из них кляузников, заставляя закладывать друг друга перед сильным мира сего.

Премьеру картины "Река" в Казахстане обещают устроить в этом году, однако точной даты выхода пока нет.

Итоги конкурса на Токийском кинофестивале будут объявлены 2 ноября.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров