Прямой эфир Новости спорта

На сцене – борьба казахстанских геев с нашей гомофобией и шведским правосудием

Фото Марии Гордеевой (facebook.com)
Фото Марии Гордеевой (facebook.com)
В Алматы прошёл спектакль "Комьюнити", основанный на истории двух казахстанских геев, уехавших в Швецию от притеснений, но попавших в тюрьму для мигрантов.

Чтобы оценить первый казахстанский спектакль, разработанный в форме "документального театра", в трамвайном депо собралось около сотни людей разных ориентаций и терпимости к ЛГБТ-культуре, но неравнодушных к современному театру. Пьеса "Комьюнити", по которой поставили спектакль, появилась в результате переписки автора произведения – журналиста и критика Ольги Малышевой со своим близким другом Олегом Ивановым, казахстанским гей-активистом, который уехал в Швецию со своим возлюбленным. Четыре года им отказывали в виде на жительство, мотивируя это отсутствием уголовного преследования геев в Казахстане, но они не сдавались и добились-таки разрешающих документов. Режиссёром пьесы стал актёр Немецкого театра – Антон Дукравец. Он и сыграл одну из главных ролей.

Для спектакля на тему проблем ЛГБТ-сообщества само пространство депо символично. Именно среди этих развалившихся стен, которые ожили вместе с приходом Artbat Fest, понимаешь, что по-старому жить нельзя, а как жить по-новому, ещё не придумали. Геи есть, но в нашей жизни как будто их нет: им место только в кавээновских шутках и в фэйсбуковских холиварах. Хотя официально преследования геев в нашей стране запрещены, каминг-аут в нашем обществе лучше не совершать – заклюют.

Атмосфера в депо средневековая – на дворе ночь, над головой звёздное небо (это не спецэффект, просто у здания крыши нет), снуют летучие мыши, свет только от установленных проекторов. Немногочисленная публика напоминает сектантов, которые собрались поговорить о чём-то важном для себя, но не принятом в обществе.


Сцена спектакля "Комьюнити"

Фото Марии Гордеевой (facebook.com)
Сцена из спектакля "Комьюнити"

На старую кирпичную стену выведен проектор – появляется изображение, спектакль начинается. Пока текст плохо слышно, но судя по всему, это рекламный ролик о Швеции, стране, которая для многих мигрантов является несбыточной мечтой, этаким кусочком рая на Земле. Вскоре железная дверь (она скорее напоминает тюремную решётку) отворяется, и в помещение входят двое: девушка (актриса Светлана Скобина) и молодой человек (актёр Антон Дукравец). Они играют двух собеседников в чате "Фейсбука": автора пьесы Ольгу Малышеву и её друга – казахстанского гея Олега Иванова.

События в пьесе начинаются с того, что Олег вместе со своим сожителем Никитой уже сидят в шведской тюрьме для мигрантов и ждут окончательного решения о депортации на родину. Ольга, находясь в Казахстане, пытается им помочь и помогает – они общими усилиями привлекают внимание шведских журналистов, в результате чего их всё же оставляют в Швеции, хотя до этого пару уже довезли до аэропорта, и если бы один из них не почувствовал себя плохо, так бы и отправили в Казахстан. Нужно ли проводить гей-парад в РК и для чего, чем кормят в шведской тюрьме, отпускают ли там заключённых на Рождество и почему в тюрьмах для мигрантов война становится такой ощутимой и близкой, – всё это в получасовой пьесе "Комьюнити". Как говорит сама автор Ольга Малышева, эта пьеса о дружбе, взаимопомощи и о том, что если стать немного терпимее и добрее, то жизнь наладится у всех.


Сцена из спектакля "Комьюнити"

Фото Марии Гордеевой (facebook.com)
Сцена из спектакля "Комьюнити"

Тем, кто к этой теме настроен прохладно, проникнуться материалом, честно говоря, сложно. Переписка довольно сухая – Ольга пытается помочь, а Олег жалуется, то Никита кашляет, то их разлучили. К тому же мы не знаем предыстории – как парни страдали в Казахстане из-за притеснений, и что же стало последней каплей, после которой они всё-таки решили покинуть родную страну. Драма не сильно складывается. Мы знаем, как содержатся заключённые в Казахстане и через какой ад они проходят здесь, взять хотя бы недавний скандал с Натальей Слекишиной... А в Швеции у заключенных (пусть даже находящихся во временной тюрьме) и интернет есть, и телефоны не отбирают. Не пробирает. И то, как геи борются за свои права, могут по-настоящему оценить, наверное, только геи. Единственное, что по-настоящему цепляет, это то, что история не придумана – она документальна, взята из жизни. К тому же спектакль в очередной раз доказывает, что хорошо там, где нас нет: здесь притесняют геев, а на Западе – мигрантов. Желание героя доказать свою правоту восхищает – если бы у нас все с таким рвением отстаивали свои права, то, возможно, и законы бы стали работать. 

Наверное, такие спектакли нужны, и не потому, что это новый уровень развития театрального искусства в Казахстане, а потому, что они повышают терпимость к ЛГБТ-сообществу. Хотя бы у людей не будет истерики, когда в следующий раз пронесут флаг Казахстана на очередном гей-параде, и, возможно, уменьшится количество человеконенавистнических комментариев к новостям в "Фейсбуке", как после трагедии в Орландо, когда расстреляли десятки людей в гей-клубе.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров