На первое в 2017 году пленарное заседание Мажилиса многие журналисты пришли специально пораньше . До начала мероприятия оставалось ещё полчаса, а представители СМИ уже были на месте. При этом места они занимали не как обычно – в пресс-центре, а выстраивались напротив двери в зал, через которую входят члены президиума, и ждали появления спикера Палаты. Всё дело в том, что на последнем правительственном часе Нурлан Нигматулин отсутствовал. К тому же участившиеся кадровые перестановки в высших эшелонах власти и различного рода инсайды породили массу слухов. Чтобы их развеять или подтвердить, журналисты, собственно, и собрались.

Интрига длилась недолго – в 10:04 Нурлан Нигматулин вышел из лифта, окинул беглым взглядом собравшихся представителей СМИ, слегка улыбнулся и скрылся за дверью.

Начиная первое после новогодних праздников и поездок депутатов по регионам пленарное заседание, спикер сразу дал понять парламентариям, что работать придётся много. До летних каникул предстоит рассмотреть и принять целый ряд важных законов.

"Нам до конца нынешней сессии предстоит принять много важных законов, нужных для реализации стратегического курса Президента страны, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. В скором будущем мы рассмотрим проект закона по вопросам здравоохранения и социальной трудовой сферы. Нам также предстоит тщательная, кропотливая работа над такими важными законопроектами как "О дорожном движении", по вопросам информации и коммуникаций, по вопросам деятельности некоммерческих организаций", - отметил председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.

На повестке этого пленарного заседания было заявлено рассмотрение проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного самоуправления" в первом чтении.

В Казахстане разработана и принята Концепция развития местного самоуправления. В её основу были положены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закреплённые в Европейской хартии местного самоуправления. Реализация этой концепции была разделена на два этапа.

Первый этап пришёлся на период с 2013 по 2014 год. Тогда были закреплены нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления, деятельность сходов и собраний местного сообщества, порядок проведения выборов акимов городов районного значения, сёл, посёлков и сельских округов и расширение их полномочий.

В целях расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения акимы сёл наделены правом формирования доходных источников МСУ и открытия контрольных счетов наличности. Таким образом, органам местного самоуправления переданы поступления четырёх видов налогов: индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источников выплаты, налога на имущество физических лиц, налога на транспорт с физических лиц и земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов. Средства начали поступать в местные бюджеты с мая 2015 года.

Второй этап стартовал в 2015-м и по плану должен быть завершён к 2020 году. Он предусматривает дальнейшее разграничение функций местного государственного управления и самоуправления, а также формирование бюджета и собственности органов местного самоуправления.

"В представленном вам проекте Закона по вопросам развития местного самоуправления предусматривается внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местных самоуправлений, расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью. Речь идёт почти о 2,5 тысячах административных единиц", - пояснил в своём докладе министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

По его словам, бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, посёлка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета. При этом с 2018 года он внедряется только в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а уже с 2020 года - повсеместно.

Представленный проект закона вызвал у депутатов массу вопросов. В частности, парламентарии интересовались тем, кто будет контролировать расход денег местных бюджетов, когда полномочия распоряжаться средствами полностью перейдут к акиматам.

"У меня есть сомнения, что данный закон будет реализовываться. Мы побывали в регионах, и на местах тоже есть сомнения по реализации данного закона. Эти средства, а также имущество кем будут контролироваться? В законопроекте в основном они передаются администраторам, но не определён орган контроля", - высказался депутат Мажилиса Омархан Оксикбаев.

Местные бюджеты, по словам главы Министерства нацэкономики, входят в общую бюджетную систему страны, таким образом, и контроль будет осуществляться по общим принципам. При этом на местном уровне намерены проводить некие собрания для мониторинга.

"При местном сообществе комиссии нет. Условно будем собирать по 20 человек, которые и будут обеспечивать мониторинг расходов. Но окончательно, с точки зрения государственного надзора, с юридическими последствиями, деньги будут контролироваться на уровне маслихатов", - ответил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Однако такой ответ депутатов не устроил. Спикер Мажилиса призвал докладчика признать, что законопроект "сырой" и требует серьёзной доработки.

"Вы сейчас сказали, сообщество будет выбирать некоторых людей, которые будут мониторить исполнение бюджета. Понимаете, государственную функцию вы сейчас... Надо откровенно признать, страшного в этом ничего нет - это первое чтение законопроекта, эта норма, эти подходы в законопроекте не прописаны, понимаете? Тимур Муратович, есть над чем работать, не надо здесь эквилибристикой заниматься", - заявил председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.

Спикер Мажилиса, к слову, в этот раз был активен как никогда. Нурлан Нигматулин комментировал ответы чиновников и сам сыпал вопросами. В частности, он поинтересовался тем, готовы ли местные власти распоряжаться, деньгами, которые свалятся на них сразу после того, как будет принят закон, и предложил подготовить для акиматов обучающую литературу.

"Почти 2,5 тысячи акимов, которым в один день, извините меня, с неба в руки столько финансов упадёт – свыше 110 миллиардов тенге. (...) В лучшем случае мы с вами столкнёмся с нерациональным использованием средств. А в худшем – акимы этих посёлков, сельских округов могут стать потенциальными "клиентами" антикоррупционной службы из-за своей неподготовленности. Вы понимаете, к чему толкаем? Мы должны получить подготовленных акимов, а не потенциальных "клиентов" антикоррупционного ведомства", - сказал он.

Кроме того, спикер палаты парламента задался вопросом, нужно ли расширять ныне действующую систему казначейства, чтобы интегрировать бюджет местного самоуправления в общую бюджетную систему страны? Нурлан Нигматулин подчеркнул, что важно внедрить эту систему в срок и не допустить повторения ситуации, как это было с всеобщим декларированием, которое было перенесено с 2017-го на 2020 год.

Критику законопроекта от депутатов министр нацэкономики признал обоснованной и пообещал ко второму чтению учесть замечания парламентариев. Что же касается первого чтения, то на этом этапе мажилисмены документ приняли единогласно.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter