Прямой эфир Новости спорта

"Мёртвые души" столичной филармонии, или Как приживаются в Казахстане оралманы из Монголии

Фото с сайта s.zagranitsa.com
Фото с сайта s.zagranitsa.com
Директора столичной филармонии музыканты обвинили в ряде серьёзных уголовных проступков, которые в итоге привели к судебному разбирательству о клевете.

Семья музыкантов вкупе с бывшими сотрудниками организации уверены, что генеральный директор и художественный руководитель Государственной академической филармонии акимата Астаны Сакен Абдрахманов причастен к хищению денежных средств, содержанию так называемых мёртвых душ, а также незаконному увольнению работников.

Начало истории, или Решить конфликт поможет только суд

Скандальная история началась в 2013 году, когда карагандинский дирижёр Ерлан Бактыгерей вместе со своей супругой – Меруеш Башай, певицей из Монголии, приехавшей покорять Казахстан по приглашению главы государства,  устроились на работу в столичную филармонию. Вместе с новыми должностями многодетная семья музыкантов получила комнату в общежитии, которая стала ещё одним яблоком раздора между конфликтующими сторонами.

Итак, первый скандал разгорелся на почве декретного отпуска монгольской певицы, которая намеревалась вернуться на работу через полгода. Меруеш Башай заявляет, что дирекция филармонии отказалась подписывать её заявление якобы для того, чтобы увеличить срок отпуска до трёх лет.

"Моего мужа Абдрахманов сам пригласил в 2013 году, мы с ним вместе переехали, потому что нам обещали своё шоу, квартиру. Многое обещали, но не делали. В 2014-м у меня родился ребёнок, я писала заявление всего на полгода декретного отпуска. Я творческий человек, не хочу сидеть дома. (...)  Но моё заявление он не принял, сказал, чтобы я писала на три года отпуска по уходу за ребёнком. Мне надо было помогать Ерлану и детям. Но мне сказали: если не будет заявления, то за ним последует увольнение. В итоге всё кончилось судебным разбирательством, которое я выиграла", – рассказала женщина.

Глава филармонии, в свою очередь, уверяет, что суд Башай действительно выиграла, однако речи о продлении срока декретного отпуска не было, ведь по решению суда его просто обязали ознакомить женщину с соответствующим приказом, который та якобы отказалась подписывать. Причём нарушение допустила сотрудница бухгалтерии, которая "в силу возраста и малого опыта" не отправила Башай данный приказ по почте, ведь основное место жительства монгольской певицы – Караганда.

Следующим в суд обратился Ерлан Бактыгерей. Дирижёр обвинял Сакена Абдрахманова в незаконном увольнении. Ерлан рассказал, что болезнь вынудила его обратиться в клинику Монголии для необходимого лечения. Однако, по его словам, глава филармонии, как и суд, не приняли все обстоятельства его болезни и предоставленные из-за границы медицинские справки во внимание, в результате чего музыкант лишился должности за многочисленные прогулы. Сегодня Ерлан готовит документы в Верховный суд с твёрдым намерением отстоять свою правоту, однако мужчина заявляет, что даже в случае успешного исхода процесса продолжать работу в столичной филармонии он больше не намерен.

Финансовые махинации и "мёртвые души"

Оба артиста уверяют, что после всех конфликтов к ним пришли ещё двое ныне бывших сотрудников бухгалтерии, которые попросили помощи. Вместе они обратились в ряд государственных органов, чтобы уличить директора филармонии в возможном злоупотреблении должностными полномочиями, а также сопутствующем хищении государственного имущества. В итоге многочисленные финансовые проверки выявили лишь одно нарушение, за которое, по решению сотрудников финансовой полиции, Сакен Абдрахманов получил выговор, а бухгалтер организации выплатил солидный штраф.

"Дина Наурызбай работала кассиром бухгалтерии в 2011-2012 годах. И она нашла какой-то кассовый ордер с моей подписью, согласно которому я взял их кассы около 1,9 млн тенге. И не вернул. Этот расходный ордер не был зарегистрирован в главной книге бухгалтерии, в которой также нет росписи Наурызбай, которая должна была выдать мне эти деньги. В результате чего финпол признал этот ордер недействительным, а мне сделали выговор за ошибку моих сотрудников. (...) Второй момент: через несколько дней Наурызбай была переведена для работы бухгалтером общежития, вследствие чего она произвела сдачу и приём кассы, где всё сошлось копейка в копейку", – отметил в ходе беседы Сакен Абдрахманов.

Глава организации подчёркивает, что все замечания и последний выговор уже сняты за истечением срока давности. Однако регулярные проверки филармонии продолжились. Меруеш Башай обвинила руководство филармонии в содержании так называемых мёртвых душ: якобы пока она находилась в декретном отпуске, её зарплата регулярно "капала" гендиректору. 

"Те, кого  Башай назвала "мёртвыми душами", находились в декретном отпуске. На тот момент, спустя четыре месяца после беременности, обе сотрудницы перевелись на более лёгкую работу, причём у них был выбор – они вообще могли свободно посещать работу. Несмотря на это, они приходили, помогали нашим эстрадным певцам, занимались с молодыми артистами. Почему-то в этом Башай усмотрела "мёртвые души", а их зарплату я якобы забирал себе. Потом она призналась на очной ставке, что ни разу не видела их в лицо и не знала лично", – прокомментировал ситуацию Абдрахманов.

Ответный ход и обвинения в клевете – война продолжается

Сакен Абдрахманов рассказал, что из-за затянувшейся войны с артистами различные структуры устраивают порядка 13 проверок ежегодно, которые зачастую тянутся месяцами. Причём не единожды ему приходилось отстаивать и свои личные доходы, ведь на него неоднократно поступали заявления о чрезмерной растрате вверенных ему ресурсов.

"Они писали, что я на государственные деньги купил себе дорогую машину. (...) Тут никакого секрета нет – у меня нет машины, как и водительских прав. У моей супруги есть Volkswagen Tiguan – маленькая машинка", – сообщил глава филармонии.

На этой стадии, как отметил директор филармонии, его терпение подошло к концу, что и привело к встречному иску с обвинениями в клевете. Ведь так, по его словам, он сможет уберечь будущих руководителей музыкантов от подобных ситуаций. Абдрахманов в качестве примера сообщил, что ранее у певицы уже возникали подобные конфликты с руководителями творческих групп Монголии.

"Она называла меня взяточником и коррупционером. За 2016 год были где-то 13 проверок. Проверяли финпол, финконтроль. Ничего не нашли и в связи с тем, что она в органах и СМИ говорила, что я взяточник и коррупционер, что я на государственные деньги чуть ли не машины себе покупал. Поэтому было принято решение, что я как гражданин имею право подать в суд, чтобы она извинилась. (...) Я уже третий, кого они обливают грязью. Башай приехала из Монголии. (...) Мне звонили с её места работы. Там есть райцентр, город Баян-Улгий, где располагается казахский драмтеатр. Она там писала похожие заявления на его директора, потом приехала в Караганду, где занималась тем же и третировала их. Везде были проверки. Я просто хочу этого человека остановить! Поэтому я поставил такую задачу: если я сейчас закрою глаза на это всё, они найдут четвёртую жертву. Нельзя людей грязью обливать", – сделал вывод гендиректор.

При этом с Башай глава организации планирует дополнительно истребовать 500 тысяч тенге, которые, в случае положительного исхода дела, он намерен потратить на благотворительность. По его словам, сегодня артисты искусственно затягивают дело.

"Они не явились на первое заседание. В суд подал 13 июля. И они каждый месяц просят отложить процесс. Сегодня я ходил и думал, что поставлю последнюю точку. Судья нам сказал, чтобы мы 5 октября явились. Все проверки не выявили тех фактов, в которых меня обвинили, но они продолжают настаивать на своём", – пожаловался Абдрахманов.

Каждый остаётся при своих?

Сейчас Ерлан Бактыгерей твёрдо намерен восстановить справедливость и вернуться на работу через последнюю инстанцию – Верховный суд. Мужчина также готовит документы для отправки в Генеральную прокуратуру для дальнейших проверок деятельности организации. Его супруга все ещё находится в декретном отпуске, она планирует продолжать свою работу в столичной филармонии.

"Моего мужа уволили без причины, он шёл по программе "Болашак". Я приехала в Казахстан по приглашению Главы государства. Таким образом, он идёт против политики Президента. Я не планирую уходить. Это не собственность Абдрахманова, а государственная филармония", – заявила певица.

Ерлан продолжает настаивать на своей позиции, утверждая, что с его судьбой просто "поиграли".

"Абдрахманов утверждает, что все обвинения – клевета. Как это так, если финполиция и суд выносили решения в нашу пользу. За это он получил строгий выговор, бухгалтер понесла наказание – заплатила штраф в размере 100 МРП. Перед этим Абдрахманов пытался отправить мою супругу в принудительный декретный отпуск на 3 года, этот суд мы тоже выиграли. (...) Меня Абдрахманов пригласил в качестве главного дирижёра и художественного руководителя. До этого передо мной было три дирижёра, и все они прошли через похожую историю. До меня был Канат Ахметов – гениальный дирижёр, и с ним была точно такая же ситуация. Он использует нас, а потом просто избавляется. Он играет судьбами людей. Как с тряпками, которые можно просто выбросить. Я хочу восстановиться, но даже когда это получится, с ним я не буду работать", – подвёл итог дирижёр.

Отметим, что многодетную семью музыкантов уже выселили из общежития, после чего они вернулись в Караганду.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров