"Мягкая сила Казахстана". Зачем казахстанские вузы будут открывать филиалы в странах Центральной Азии

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Как будет выглядеть сотрудничество стран Центральной Азии в сфере высшего образования.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на состоявшейся на прошлой неделе встрече с руководителями других центральноазиатских республик предложил развивать сотрудничество в сфере высшего образования.

"Актуальной задачей является расширение сотрудничества в сфере науки и образования. Базой для этого служит подписанная в прошлом году Декларация о создании единого Центрально-Азиатского пространства высшего образования. В рамках этой инициативы Казахстан поддержал предложения партнёров по расширению межвузовских обменов и существенно увеличил квоты для обучения молодёжи стран Центральной Азии, – сообщил Касым-Жомарт Токаев. – Мы также готовы создавать филиалы своих ведущих вузов и передовых школ в государствах региона. К примеру, недавно в Бишкеке состоялось открытие филиала Казахского национального университета имени аль-Фараби. Прорабатывается открытие образовательных центров на взаимной основе с Узбекистаном. Немаловажным вектором совместной работы считаю популяризацию богатого исторического и культурного наследия народов Центральной Азии. Для этого предлагается наладить тесные связи между академиями наук наших государств с целью совместной организации этногеографических и исторических исследований, а также издания научных трудов".

Будет ли сотрудничество республик Центральной Азии взаимовыгодным? Повысит ли оно качество образования в наших странах?

"Исторический шанс на укрепление дружбы"

Айгерим Раимжанова, доктор PhD, директор департамента международного развития и партнёрства Университета Нархоз считает, что сегодня Казахстан выступает несомненным лидером высшего образования в Центральной Азии, что можно отследить по мировым рейтингам и публикациям казахстанских учёных в международных научных изданиях.

"Мы ориентируемся в нашем образовании на международные признанные стандарты, например, Университет Нархоз получил в 2022 году институциональную и программную аккредитацию европейской организации FIBAA, что означает автоматическое признание наших дипломов в Европе. В то же время развитие научных и академических связей с соседними странами – тоже наша стратегическая задача, которая необходима для прорыва, например, в организации этнографических и исторических исследований культурного наследия народов Центральной Азии", – пояснила Айгерим Раимжанова.

Мурат Бейшенов, кандидат философских наук, доцент Кыргызского национального университета, бывший замминистра обороны Кыргызстана, полагает, что в сегодняшнем динамичном и изменчивом мире поддержание дружеских отношений между государствами очень важно.

"Я думаю, что вопросы в области образования, экономики, транспорта, культуры решались бы намного оперативнее при создании новой организации чисто экономического формата. Пока, к сожалению, всё находится на уровне декларирования, потому что каждое государство ищет выгоду для себя как в экономическом, так и в политическом пространстве. Я уверен, что популяризация богатого исторического и культурного наследия народов Центральной Азии приведёт нас к совместному решению всех тех проблем, что мы можем наблюдать сейчас", – заключил Мурат Бейшенов.

Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов Казахстана, а также ректор университета "Туран" отметил, что страны Центральной Азии действительно предрасположены к сотрудничеству.

"Встреча руководителей региона на Иссык-Куле даёт мощный импульс для активизации усилий. Время указывает на этот вектор – путь совместного решения растущих проблем. Вузы, научно-исследовательские институты региона должны активизировать свои усилия, наращивать свой вклад в общее дело. Цейтнот может наступить в любое время, народы региона не должны терять свою бдительность, не должны упускать исторический шанс на укрепление дружбы и добрососедства", – акцентировал профессор.

Рахман Алшанов заметил, что вузы Центральной Азии намерены расширить проведение студенческих фестивалей, работу клубов по интересам, совместных диспутов, спортивных мероприятий.

"Интернационализация образования" и взаимное признание дипломов

Профессор Алшанов рассказал, что Декларация о сотрудничестве вузов Центральной Азии, подписанная в 2021 году, получила новый импульс в этом году, когда на организованный КазНУ имени аль-Фараби международный форум приехали делегации практически всех стран региона. К тому же в Бишкеке открылся филиал КазНУ, а университет "Туран" со своими партнёрами создаёт совместный международный университет в городе Наманган. 

"В целом наметились конкретные направления сотрудничества по совместному решению региональных проблем. Общей задачей стало водообеспечение, скоростное таяние ледников, продовольственная безопасность, растущая миграция, исследования в области тюркологии, археологии, истории, что ставит вопросы создания совместных образовательных программ, координации научных исследований, широкого обмена студентов, преподавателей по программам мобильности и двудипломного образования", – отметил профессор.

Айгерим Раимжанова добавила, что не все страны Центральной Азии полностью перешли на Болонский процесс и присоединились к Европейскому пространству высшего образования, в связи с чем возникали трудности с признанием документов о высшем образовании между странами Центральной Азии и с последующим трудоустройством. Для решения этой проблемы в 2021 году страны Центральной Азии подписали Туркестанскую декларацию о создании единого Центрально-Азиатского пространства высшего образования, чтобы обеспечить взаимное признание единых стандартов уровней обучения. Это предложил в 2020 Мирас Дауленов (в тот момент вице-министр образования Казахстана, а сейчас президент Нархоза) в ходе конференции, приуроченной к 10-летию вхождения Казахстана в Болонский процесс, где идею поддержали представители Совета Европы и Европейской комиссии. 

"Именно через создание такой экосистемы Казахстан получает возможность продвигать собственную "мягкую силу", и страны имеют возможность углублённого культурного и образовательного обмена, о чём говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев. Развитие человеческого капитала достигается путём интеграции и продуктивного взаимного обмена опытом. Именно интернационализация образования позволяет достичь целей устойчивого развития и положительного имиджа страны в регионе и мире, то есть задач "мягкой" и "жёсткой” силы", – подчеркнула доктор Айгерим Раимжанова.


Читайте также:


Новости партнеров