Прямой эфир Новости спорта

"Мы все казахстанцы". Монологи участников фотопроекта о межнациональном согласии

Фото предоставлено создателями проекта
Фото предоставлено создателями проекта
После убийства в кафе "Древний Рим" алматинцы создали фотопроект. Он - о единстве и согласии.

Убийство в новогоднюю ночь в ресторане "Древний Рим" вызвало бурную реакцию казахстанцев и заставило обсуждать много острых тем в социальных сетях и в реальности. Молодые алматинцы решили показать свои мысли по поводу происходящего при помощи творчества. Они создали социальный проект "Казахстанцы, дети мои". Это серия фотографий молодых парней и девушек разных национальностей. Мы поговорили с авторами и участниками проекта, чтобы узнать, как лично на них повлияло произошедшее и что они об этом думают.

"Мы разные, но мы не делимся на этносы"

Кирилл Флайман, эксперт по электронным решениям для бизнеса, участник проекта.


Фото предоставлено Кириллом Флайманом


Визуальный посыл нашего проекта в том, что мы разные, но мы не делимся на этносы, мы жители одного государства. Поэтому на фото мы одеты одинаково, и, если посмотреть на позы, то они отображают близость между участниками, несмотря на то, что видны и их отличия и уникальность каждого.

Я очень часто вижу в соцсетях комментарии о том, что на фото в нашем проекте нет той или иной нации, но мы же понимаем, что у нас в стране очень много национальностей, и всех охватить невозможно. Просто не все участники фотопроекта смогли подключиться сразу, а для нас было важно вовремя среагировать на те события. Поэтому приняли участие те, кто смог.


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Я узнал о событиях в Караганде в Facebook. Люди часто переходят в межэтнический контекст. Моим желанием было изменить эту ситуацию, и проект безумно помог.

"Меня спрашивают о нации только из-за внешности"


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Макс Лэнго (псевдоним одного из создателей проекта. - Авт.) приглашал принять участие в съёмках людей разных этносов, людей со смешанной кровью. Фотографом выступил Александр Сахар. Я работал моделью и сейчас ею остаюсь, но в проект меня позвали прежде всего как человека с шестью нациями. Я одновременно русский, белорус, чех – это с одной стороны, а с другой – француз, голландец и испанец. Так как я ребёнок 90-х, когда было принято вписывать в документ ближайшие нации, то по документам я русский.


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Меня спрашивают о нации только из-за внешности, говорят: "Почему у тебя такая необычная внешность?". То есть всегда в позитивном контексте. Никогда в мой адрес не было каких-то негативных вещей, связанных с нацией. Но и вряд ли бы, если бы кто-то захотел их сказать в мой адрес, им бы это удалось, я всегда могу ответить не про нацию, а про то, какой человек, и где его уровень, если он мыслит такими категориями.

"Важно понимать ту землю, на которой ты живёшь"

Я понимаю как традиции своих предков, так и традиции нашей республики, они мне очень нравятся. Важно понимать ту землю, на которой ты живёшь, и как-то соотносить её традиции со своими. Для меня идентификация себя по этносу – это не ключевой вопрос. Скорее для меня это одна из галочек. Как человека меня это никак не окрашивает, как и других людей. С учётом глобализации, мы понимаем, что этнос становится способом идентификации человеческого создания, которое несёт в себе какие-то физиологические особенности. Не более того.

Мне кажется, очень важна постоянная профилактика национального вопроса. Это должно быть на уровне просвещения.

Но мы должны понимать, что нужно переходить из контекста разницы в контекст того, что мы все граждане одной страны. Мне кажется, людям не хватает этого осознания. Мы – сограждане, и есть адекватное и неадекватное поведение. Убийство и насилие – это неадекватное поведение.

"Мне стало обидно за маму"

Диана Балаян, администратор театра, участница и автор проекта:


Диана Балаян

Диана Балаян / Фото предоставлено Дианой Балаян


Когда всё только произошло, я сначала не сильно отреагировала. Потом моей маме прислали в интернете какую-то рассылку, и там был листочек с надписью, что все армяне должны покинуть территорию Казахстана в течении 30 дней. Вот это вызвало у меня досаду, были какие-то очень смешанные чувства. Я и не стала особенно её расспрашивать, ясно же, что такое задевает. Но она мне переслала и сказала: "Ты, пожалуйста, будь осторожнее". И как любому ребёнку, который защищает своих родителей, мне стало обидно за маму. Потому что моя мама давно не живёт на территории Казахстана, и, когда присылают такие вещи, это неприятно как минимум. Потом я стала размышлять на эту тему, и первая мысль была о том, как это вообще возможно в нашем обществе? Мы всегда славились именно тем, что Казахстан многонациональная страна. И поэтому у нас всегда культура была такая разнообразная, и я очень сильно радуюсь, когда у нас бывают межкультурные праздники. Мы все вместе готовим куличи или беспармак, и все вместе собираемся. И поэтому когда такой вопрос возникает в стране, в которой есть слияние наций – это странно. Сразу понятно, что кто-то это дело раскачивает. И мне бы этого не хотелось, мы столько лет живём в мире. Хочется, чтобы этот мир как можно дольше держался.


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


"У меня парень казах, я армянка"

Мы не должны допускать таких вещей. Я считаю, что все, кто живёт на территории Казахстана, должны быть едины. Мы одно государство, и не важно, какая национальность написана у нас в паспортах. Мы все казахстанцы, и это очень важно. Я в принципе спокойна и за себя, и за своих друзей. У меня парень – казах, я – армянка, никто из нас не пострадал из-за ситуации в Караганде. Я смотрела видео, где представители армянской диаспоры приносили извинения. И какие комментарии под этим видео были, как люди поливали друг друга грязью. Очень неприятно и очень не хочется, чтобы это было. Поэтому у нас и родилась эта идея, которая объединяет нас всех. Потому что мы, все кто принимал участие в фотосессии, молодые люди, и нам хочется, чтобы на нашей родине было согласие.

"Реально разрывало на части"

Макс Лэнго (псевдоним), музыкант, публицист, автор и участник проекта.


Макс Лэнго

Макс Лэнго / Фото предоставлено Максом Лэнго


Если честно, я даже сначала не понял, что именно происходит в Караганде. Был какой-то сумбур, скупая информация. Я решил, что для начала нужно разобраться, и не стал делать какие-то выводы. Некоторые люди были враждебно настроены. Было очень много конфликтов в соцсетях на этой почве. И такие вещи меня радовать не могут. Потом я на пару дней забыл про конфликт. И внезапно заметил в Facebook у подруги запись о том, что её матери пришла листовка, где были написаны требования о необходимости покинуть Казахстан. И, начиная с этого момента, я стал сильно беспокоиться: это не может быть нормальным. Потому что мне кажется, что такие призывы на грани безрассудства. То есть как можно требовать от кого-то покинуть страну?


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Это не только неправомерно с точки зрения закона, но и просто бесчеловечно. У меня очень много друзей и знакомых армян, поэтому на меня лично эта ситуация тоже начала сильно давить. Реально разрывало на части, но принять какую-то сторону я не мог, потому что это в принципе неправильно. Потом стали известны подробности карагандинского конфликта, была озвучена официальная версия, что это обычная бытовая драка. Какие-то неизвестные лица старались придать всему этому окраску межнационального конфликта. Я с самого начала так и думал. Не знаю, конечно, откуда пошли эти слухи. Но думаю это какая-то третья сторона, кому-то это может быть выгодно.

"Ситуация задела моих друзей"


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Так и появился фотопроект. Ситуация задела моих друзей и я посчитал, что не имею права оставаться в стороне, я должен был что-то сделать. И я решил, что лучше всего могу выразить своё отношение через фотографии. Я специально выбрал для участников проекта чёрную одежду, чтобы переключить внимание зрителей на лица людей. Чтобы все чётко понимали, для чего сделаны фотографии.

Если брать казахстанский сегмент в социальных сетях, то реакция была положительная. Я мониторил комментарии, были некоторые негативные отзывы, их оставляли люди, которые не поняли идею и концепт. Некоторые были просто агрессивно настроены. Я отношусь к этому спокойно, хотя вначале меня, конечно, задело. Когда такие вещи пишут, это трогает за живое. Но я решил, что не буду судить этих людей. Ведь такие комментарии могут оставлять люди из какой-то маргинальной группы. У них свои радикальные взгляды и идеология. Но о них ни в коем случае нельзя судить, исходя из их национальности. Собственно ради этого мы и затевали проект, чтобы показать – мы не такие. Не все поддерживают подобные взгляды.

"Наше общество слишком сильно расслоено"

Я считаю, что в нашем обществе есть проблемы. И тут, наверное, дело в двух сферах: социальной и образовательной. Я не могу считать достаточно информированными людей с радикальными взглядами. Они придерживаются отсталых идеологий, в 2019 году такого происходить не должно. Почему это возникает? Люди не стремятся к самообразованию, возможно, здесь проблема нашего министерства.

Что касается социальной сферы, то у нас есть расслоение в обществе. На это много факторов повлияло, Советский Союз распался, и это был не только экономический коллапс, но и коллапс в сознании людей. Потому что у нас много национальностей живёт, и всем ужиться вместе сложно само по себе, у всех свой жизненный уклад. И хоть один из постулатов нашей политики – межнациональная дружба, напряжение всё равно будет возникать. Есть ещё и экономические причины, есть богатые и бедные. Я конечно не политолог и не социолог, но из своих наблюдений я делаю такие выводы. Наше общество слишком сильно расслоено.

"Нужно объединяться"

Рената Ишмухаметова, менеджер по работе с клиентами, участница проекта


Рената Ишмухаметова

Рената Ишмухаметова / Фото предоставлено Ренатой Ишмухаметовой


Когда происходят такие события, они, конечно, ужасают. Потому что это – в твоей стране, где ты живёшь, не где-то там далеко. Меня это задело лично как человека. Ведь такое может произойти с каждым. И в такие моменты понимаешь, что нужно объединяться, а не делиться. Мы все здесь живём, и для меня эта ситуация дикость, конечно. Мне кажется, что-то в нашем обществе меняется не в лучшую сторону. Люди перестали чувствовать единство. Возможно, эти проблемы связаны с тем, что сейчас более остро стоят разные бытовые вопросы. Раньше напряжение в нашем обществе, возможно, не было так заметно. Но когда происходят какие-то события, например, как гибель Дениса Тена, начинаешь невольно задумываться, что с обществом что-то не то. Чтобы что-то изменить к лучшему, каждому человеку нужно начинать с себя. И когда каждый будет отвечать за себя, мы сможем сохранить гармонию.

"Каждый из нас что-то несёт в общество"


Фото проекта "Казахстанцы, дети мои"


Мы не знаем, сколько каждый день происходит таких событий, но чему-то дают большую огласку, и люди начинают делиться на лагеря. Возможно, в этом случае огласка дала людям повод задуматься: как бы они поступили в такой ситуации. Возможно, подобное иногда нужно выносить на всеобщее обозрение, чтобы каждый мог понять: кто ты в этом обществе. В своей фотосессии мы хотели показать, что каждый человек – это индивидуальность. И каждый из нас что-то несёт в общество, и в то же время вместе мы едины, а в единстве сила. Когда народ сплочён, его сложнее победить, или куда-то завлечь, повести не в ту сторону. Так складываются государства: если будет единство, все разногласия и происшествия можно будет урегулировать и решить другим путём. Я понимаю, что есть пострадавшие, но всегда можно найти то, что объединяет. Мы хотели показать, что нет различия по национальным признакам, все мы в первую очередь – люди.

Посмотреть фотопроект полностью можно здесь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров