Если смотреть на токал с точки зрения антропологии, то можно сказать, что их вид разнообразием особей не отличается. Они выглядят примерно одинаково, а именно: хорошо. Их волосы чаще всего густой волной спускаются к пояснице, их вторичные половые признаки неплохо развиты либо улучшены хирургическим путём. На кончиках их шелковистых, нарощенных ресниц таится соблазн, их ягодицы упруги, а наряды модны. У них даже есть свои марки автомобилей. Если раньше как "токал-джип" расценивали RAV 4, то сейчас экипаж для вторых жён эволюционировал до Lexus.
Они собираются стайками в дорогих барах, спортзалах, их можно встретить в модельных агентствах. Там их феромоны привлекают представителя противоположного пола, чья сексуальность прямо пропорциональна толщине его кошелька.
Если обычными способами найти "папика" не удаётся, то можно обратиться в брачное агентство. За определённую плату там запросто помогут стать токал.
В одном из алматинских брачных агентств автору статьи предложили подобную услугу всего за 15 тысяч тенге. При этом пообещали, что сумма окупится во много раз, ведь они целый год будут искать того самого долгожданного "папика".
"Вы должны прислать нам свои фото в наиболее презентабельном виде, – говорила директор агентства. – Лучше в полный рост – мужчины это любят, чтобы было видно, что есть грудь, что ноги не кривые. Фото будет помещено на нашем сайте вместе с вашими данными. Вы можете не сомневаться, что вы будете защищены от несерьёзных мужчин, к нам обращаются только солидные и интересные мужчины".
Токал – это не проститутка и не эскорт-девушка, не куртизанка и не любовница. Она хочет, чтобы её называли именно токал. Для неё это не эвфемизм, она – вторая жена. Это часто подкрепляется с помощью обряда в мечети.
Погаси мой долг ради Аллаха
Описанные выше токал – это эдакие дамы полусвета, содержанки "папиков". С ними всё более-менее ясно. Но есть и другой тип – мусульманский. Они входят в настоящие полигамные семьи, в которых может быть и по три, и по четыре жены. Таких отношений обычно ищут женатые мужчины-мусульмане. Причём далеко не всегда приверженцы традиционного ислама. Часто это салафиты.
На одном из сайтов знакомств для мусульман можно найти множество мусульманок, ищущих своё правоверное счастье либо подыскивающих подходящую токал для своего мужа. К примеру, там есть вот такое трогательное объявление.
Одна из дам готова стать дополнительной женой ради погашения кредита, о чём откровенно пишет в объявлении, прося сильного мужчину погасить её долг "ради Аллаха".
Мужчины тоже не таясь подыскивают себе новых жён,
Необычная токал
История Анны (имя изменено) нетипична. Далёкая от религии девушка-неформалка не ожидала, что когда-нибудь станет токал истинного мусульманина. Анна приехала в Алматы из другого города, поначалу испытывала материальные затруднения. Девушка познакомилась с 50-летним мужчиной, исповедующим ислам. Его бороду она поначалу расценивала лишь как часть имиджа.
"Мы познакомились на одной тусовке, – рассказывает Анна. – Просто сидели в одной компании. Он там тоже был. Мы разговорились, потом поехали вместе тусоваться дальше. Я не знала, что он мусульманин. Он не в коротких штанишках, обычный бородатый мужик. Как он сделал мне предложение? Я сначала подумала, что это шутка. Мы сидели, пили кофе. И он у меня спросил насчёт семьи. Я сказала, что у меня есть ребёнок. Он мне объяснил, что в мусульманстве вторых жён берут не для развлечения, а чтобы помочь. Если женщина вдова, разведённая, одна с ребёнком, ей тяжело. И вторую жену берут, чтобы ребёнок не рос без отца. Но полагается не больше четырёх жён, так как каждой он должен успеть уделить внимание, удовлетворить её потребности и обеспечивать всех жён одинаково. Я поначалу всё это воспринимала как шутку".
Отношения развивались, новый кавалер оказывал знаки внимания и приглашал на свидания.
"Мы часто встречались в компаниях, он меня подвозил, у меня с деньгами на тот момент было туго, а ему было нетрудно, – вспоминает Анна. – Потом он мне дал денег на квартиру. И я поняла, что всё серьёзно. Я взяла деньги и сняла квартиру. Он помог с переездом. Мы стали жить".
Первый супружеский секс произошёл только после того, как Анна приняла ислам. Для её избранника это было обязательным условием.
"Секса в первый месяц не было, потому что я не мусульманка, – объяснила Анна. – Хотя он считает, что все люди рождаются мусульманами, но чтобы принять ислам, нужно сначала прочитать молитву. Он мне показал, как совершить омовение, потом открыл в телефоне текст, я прочитала молитву. И вроде как, когда принимаешь мусульманство, то с тебя грехи списываются".
Принять веру ради любимого Анне было несложно. Родственники её не осуждают.
"До этого у меня не было религиозных убеждений, я агностик, – рассказала Анна. – До этого я в церковь заходила, только когда мимо проходила. В мечети тоже на экскурсии один раз была. Семья не религиозная. Со стороны родственников не было никаких предубеждений".
Анну не смущает, что она на втором месте в жизни любимого. Она понимает, что у него прочная связь с первой супругой, от которой у него двое детей. Жёны не пересекаются, общий супруг видится с ними отдельно.
"Что должно меня смущать, у меня всё прекрасно. При мне он про свою первую жену не рассказывает. Мы видимся практически каждый вечер. Очень часто вместе едем куда-то отдохнуть, много путешествуем. Он очень хорошо относится к моему ребёнку. А многие мужчины как рассуждают? Зачем мне чужой ребёнок. А он рассуждает иначе: "Я тебя люблю. Это твой ребёнок, значит и его я люблю, буду воспитывать". Он берёт на себя ответственность не только за меня, но и за моего ребёнка".
Анна считает себя не любовницей, а женой. Ради мужа она отказалась от прежней свободной жизни. И бросила пить.
"Он считает себя во всём априори правым, – говорит Анна. – Он мне сказал: "Ты пить и курить не будешь". Мне было непросто отказаться от алкоголя. Но пришлось найти компромисс. По поводу покрытой головы у нас тоже был разговор. Он сказал, что это моё решение. Если я захочу носить платок, то он будет только рад".
Процедура развода в мусульманском браке упрощена до предела, если инициатор муж. Достаточно трижды произнести: "Талак". Поэтому если токал не хочет лишиться мужа и кормильца, его лучше не раздражать.
А вот женщине разорвать отношения гораздо сложнее. Ели муж её бьёт или не выполняет своих обязанностей, она должна пойти к шариатскому судье и попытаться это доказать. Если ей это не удаётся, то брак не считается растрогнутым.
Токализация страны
Феминисткам мода на токалок крайне не нравится. Олеся Котова, активистка феминистской группы "Казфем", считает, что возрождение института токал в Казахстане – это попытка вернуться к традициям, забытым в советский период.
"Говорят, что традиция заводить себе вторую жену пришла в Казахстан с приходом ислама, – прокомментировала Олеся Котова. – Есть мнения, что у древних казахов женщины обладали значительно большим спектром прав, чем после исламизации, что в общем не удивительно. Но ворошить древнее не в нашей компетенции, да и исторических фактов маловато. Что же несёт нам день сегодняшний? После окончательного демонтажа советского государства, небольшого периода раскрепощения, вседозволенности и локальной сексуальной революции, из пыльных углов стали доставать "древние традиции", нещадно затоптанные коммунистическим сапогом. Помимо прекрасного и светлого обычая похищения невесты всё большую популярность набирает институт токал".
По мнению Олеси, брак, в котором мужчина позволяет себе брать токал, нарушает права женщины.
"Собственно, казалось бы, ничего криминального. По идее, мужчина имеет право взять себе новую улучшенную вторую жену только с согласия старшей. Но насколько добровольно это согласие? Когда женщина имеет на руках детей, когда всю жизнь она живёт в доме, которым не владеет, когда она, скорее всего (если мы говорим о традиционном сообществе), не имеет собственного заработка, насколько она может иметь возможность уйти, развестись, сказать "нет"? Сама же молодая жена, токал, не имеет по сути никаких юридических прав. Её положение очень шатко. Муж в любой момент может её выгнать, так же, как и привёл. К тому же отношение в обществе к этим девушкам очень отрицательное. Как всегда, общественная мораль направлена не на мужчину, который решает, что одной жены ему мало, а на девушку, которая согласилась на подобную роль. Из каких побуждений? Конечно, содержать двух жен может только состоятельный мужчина. И для многих это способ, а точнее, попытка как-то устроить свою жизнь. Попытка выжить в государстве, где зарплаты женщин на 30 процентов ниже, чем у мужчин. Где многие женщины, проживающие в сельской местности, не имеют собственного заработка. Где остатки социального государства уже исчезли практически полностью. Где девочек учат с детства, что лучший сценарий их жизни – удачно выйти замуж. Где мальчиков учат бороться, соревноваться, водить транспорт, учиться, а девочек – готовить, наряжаться и быть послушными".
Диана Идрис стала известна в Казахстане как автор "Арии токал". Девушка-блогер с нетривиальным взглядом на жизнь любит иронизировать над различными проявлениями казахстанской жизни. Диана считает, что в токалки идут не от хорошей жизни.
"По моему мнению, проблема "токализации" страны больше, чем простое стремление девушек лёгким путем обустроить свой быт, – считает Диана Идрис. – Почему взрослая женщина пытается решить свои проблемы "продав" себя? Я сейчас говорю именно о тех девушках, которые осознанно идут на мезальянс ради улучшения материального благосостояния. По мнению мной любимого и достаточно авторитетного психолога Михаила Лабковского, взрослый человек не должен ставить самоцелью выйти замуж или жениться. У нас же в стране это доминанта, причём с очень ограниченными временными рамками. Девушкам хуже: их "срок годности" меньше мужского. Вся эта нездоровая психологическая ситуация вместе с общим страхом не суметь прокормиться толкает девушек на этот проступок. Мне не хотелось бы никого осуждать, но хочется сказать, что есть достойная альтернатива: учиться, работать, развиваться. Самодостаточная женщина вряд ли захочет быть "приложением" к семье".