Совместный проект КМГ и informburo.kz
Прежде в Казахстане такого ещё не было никогда, чтобы сразу все три действующих в стране нефтеперерабатывающих предприятия модернизировались одновременно. Причём под словом модернизация имеется в виду не просто замена старого изношенного оборудования на новое. Фактически на территориях существующих НПЗ строятся абсолютно новые заводы, без остановки уже имеющегося производства.
У каждого из трёх нефтеперерабатывающих заводов Казахстана своя история. Атырауский НПЗ своего рода старожил – ему 71 год. Строилось предприятие в непростые военные годы, в то время, когда все силы страны были брошены на борьбу с фашизмом. Изначально он был ориентирован на переработку всего около 800 тысяч тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год, однако со временем мощность НПЗ удалось увеличить до 5 млн тонн. Павлодарскому заводу 38 лет. Он известен тем, что на нём впервые в СССР был введен в эксплуатацию комплекс КТ-1 по глубокой переработке мазута. Шымкентский НПЗ самый молодой – переработка нефти в нём ведётся чуть более 30 лет.
Таким образом, все три предприятия при модернизации нуждаются в абсолютно индивидуальном подходе. Иначе говоря, добиваться, поставленных задач по увеличению глубины переработки сырья и производству светлых нефтепродуктов на всех заводах необходимо различными техническими способами. На проведение полной модернизации требуется около 6-7 лет, 5 млрд долларов инвестиций и до 9000 подрядных работников.
Чтобы внедрить передовые практики ведущих мировых компаний на заводах, разработка проектно-сметной и рабочей документации выполняется международными компаниями с применением международных практик. Однако национальные нормативы значительно отличаются от международных стандартов, поэтому ещё на стадии подготовки документов по каждому из проектов требуется адаптация проектных решений в соответствии с отечественными нормами и правилами.
Нефтеперерабатывающие заводы – технически и технологически сложные, опасные производственные объекты, поэтому реализация всех проектов начиналась с разработки технико-экономического обоснования, выбора технологий, процессов. С учётом проведения государственных экспертиз по проектам на это ушло от нескольких месяцев до полутора лет. Далее разрабатывалась проектно-сметная документация. В среднем это заняло 1,5 года.
После оценки предложений и выбора подрядчиков начинается самая интересная часть реализации проектов – переход на этап практической реализации: разработка рабочей документации, закуп и поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных работ. Этот этап самый длительный и трудоёмкий. Выполнение всех необходимых работ требует 3-4 года.
После завершения полного объёма строительно-монтажных работ, начинаются пуско-наладочные. Их сложность обуславливается, в первую очередь, непредсказуемостью возникающих перед персоналом проблем, решение которых требует как опыта проведения пусконаладочных операций, так и значительных интеллектуальных затрат и слаженности действий, мгновенного принятия оптимальных решений. Для наладки производства и получения готовой продукции требуется минимум три месяца.
Модернизация – это не только долгосрочный, но и трудоёмкий процесс, требующий участия большого количества специалистов, благодаря чему работу на объектах обрели тысячи казахстанцев. На Атырауском НПЗ на строительных площадках работало одновременно более 3500 человек. На Павлодарском НХЗ количество работников, задействованных в период строительства, составляет около 2000 человек. На Шымкентском НПЗ в самые пиковые моменты будет задействовано до 3500 работников. Параллельно с проведением строительно-монтажных работ активно проводится обучение казахстанских специалистов, которые в дальнейшем будут эксплуатировать новые установки.
Что же касается целей самой модернизации, то их несколько. Первое и очевидное – это увеличение объёмов переработки нефти на заводах.Планируется, что они вырастут на 2,4 млн тонн - с 14,2 до 16,6 млн тонн в год. Появится возможность производить на 3,8 млн тонн в год больше моторного топлива, выпускать нефтехимические продукты: бензол - до 133 тыс. тонн в год, параксилол – до 496 тыс. тонн в год. И что очень важно – будет обеспечен выпуск моторного топлива экологических классов К4, К5, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.
Это позволит Казахстану не только соблюсти требования Технического регламента Таможенного союза, но и значительно сократить выбросы вредных и загрязняющих веществ, что крайне актуально для крупных городов страны.
Кроме того, после модернизации предприятия станут более конкурентоспособными на мировом рынке нефтепродуктов, куда им открылась дверь после того, как Казахстан стал полноправным членом Единого экономического союза и Всемирной торговой организации.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5486
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2482
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2474
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2301
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2180
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2171
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2229
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2277
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2203
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2186
- 0
- 6