С момента опубликования послания главы государства прошло едва ли двое суток. А те, кто норовит угнаться за новыми политическими веяниями, уже успели и баннеры, соответствующие тематике, изготовить с обязательным хэштегом #модернизация 3.0, и в народ ринуться - разъяснять это самое послание. Вдруг кто-то не поймёт, или поймёт, но не так. Кстати, именно последнее, по мнению экспертов, в нашей стране чаще всего и происходит - достаточно вспомнить и митинги по земельной реформе, и китайских женихов, и временную регистрацию.
"Парламент - это очень маленькая кучка людей"
И вот сегодня эти самые эксперты - знаменитые и именитые политологи, экономисты и IT-специалисты пытались совместными усилиями разобраться: как исполнить поручения Президента. Куда двигаться - глава государства обозначил, а вот как к этой цели прийти – над этим предстоит поломать голову учёным и экспертам. В социальных сетях народ уже засомневался в дееспособности нашего Парламента в том случае, если на него взвалят ещё и новые полномочия. Однако политолог Марат Шибутов считает, что потенциал у мажилисменов есть, главное – найти к ним подход.
"Может ли наш Парламент в нынешнем составе стать лучше? Хотел бы рассказать анекдот. Приходит человек в цирк. А там крокодилы прыгают, считают, стихи рассказывают. Зритель подходит к решётке: "Как это вы так научились?!". "А знаешь, как нас лупят?!". В принципе, если говорить о Парламенте: если на него возлагать большие надежды и контролировать его, то и этот состав может показать себя очень и очень хорошо", - считает Марат Шибутов.
По мнению политолога, то, что Парламент в Казахстане - самая обиженная и обделённая ветвь власти, сложилось исторически. Марат Шибутов считает: кардинально изменить его можно, внеся всего несколько поправок в законодательные и подзаконные акты.
"Нужно усилить структуру Парламента. Сколько там человек? 155 депутатов, один помощник, человек 200 - аппарат и всё. Ну и ХОЗУ - водители, обслуживание – это очень маленькая кучка людей. Если мы возьмём любое министерство – там толпа и куча подведомственных организаций. Эти органы помогают деятельности министерства. А Парламенту никто не помогает. Вот взять, к примеру, Министерство юстиции. У юстиции есть целый институт, который помогает разрабатывать законы и делать экспертизу, а Парламент делает сам. Получается так: сидит депутат, ему приносят закон. Что он будет делать? Он не подготовлен к такому индивидуальному противоборству. Нужно создать при Парламенте три центра: центр юридической экспертизы, центр анализа воздействия и антикоррупционной экспертизы, центр социологических исследований. Три маленьких центра – это 30-40 человек. Бюджет увеличится не намного", - рассуждает политолог Марат Шибутов.
С экспертом согласен и депутат IV и V созывов Мурат Абенов. Мажилисмен посетовал, что работать с одним помощником очень тяжело.
"Отсутствие инфраструктуры не позволяет такой работой заниматься. Один помощник! Соответственно, когда напротив стоит министерство с кучей экспертов подведомственных организаций, на уровне одного помощника создавать проект документа достаточно сложно. Более того, ещё одна серьёзная проблема – те изменения, которые вносит Парламент, не проходят соответствующих экспертиз. Потом могут быть ошибки, которые придётся исправлять", - поясняет Мурат Абенов.
Однако, по мнению экспертов, Парламент невозможно будет изменить и заставить его плодотворно работать и требовать от министров отчётов, если не убрать правительственных чиновников из политсовета правящей партии.
"Как будет Парламент противостоять Правительству? Берём политсовет "Нур Отана". Там 10 человек. Среди них: премьер-министр Сагинтаев, вице-премьер Мырзахметов, аким Байбек и Умирзак Шукеев – руководитель национального холдинга. Четыре человека из Правительства - в руководящем органе партии, которые могут в любой момент взять депутата и из Парламента вытащить. Как может депутат контролировать Правительство, если глава Правительства – это его партийный начальник, который может его из партии просто выгнать? Возникает большой конфликт интересов. Надо в политсовет пригласить общественников, учёных, бюджетников", - предлагает Марат Шибутов.
"Надо заманивать инвесторов"
Но если эксперты уже предлагают несколько вариантов развития Парламента, то – что делать с экономикой, пока не так ясно.
"У нас нет ресурсов. Для того чтобы изменить структуру, нужен качественный рывок, чтобы в больших количествах и сразу начала выпускаться высокотехнологичная продукция, ну, к примеру, автомобили или бытовая техника. Это должно быть такое масштабное производство, чтобы оно сравнялось с сырьевым сектором. Единственная предпосылка – приглашать инвесторов. У нас самих нет ни ресурсов, ни технологий, ни даже кадров. Заманивать надо, предоставлять любые льготы. Тема эта давно поднимается, но успешные проекты можно по пальцам пересчитать. Нужно массовое производство, а не точечное привинчивание колёс к автомобилям. Должны не 1000 автомобилей собираться, а как минимум – 100 тысяч. Чтобы это хоть как-то отразилось на макроуровне. Это возможно, если мы привлечём транснациональные крупные компании. Поскольку задаче этой много лет, а инвесторы не хотят идти, надо работать с ними и устранять бюрократию, коррупцию. Никакой эксперт или чиновник не скажет лучше бизнесмена, что ему мешает работать", - считает Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК.
Ещё один нерешённый вопрос - с аграриями. "Агашки", по мнению экспертов, не хотят идти в ногу со временем и модернизировать производство.
"Новым драйвером экономики могут быть промышленные комплексы - мэйд ин Казахстан. Я как-то занимался вопросами эффективности небольших региональных компаний. Прихожу – сидит агашка. Совершенно бесплатно ему предлагаю изучить процесс. Он спрашивает: "А зачем?". Говорю: "Посмотрю, есть ли потенциал". Я вижу этот потенциал, но есть системные вопросы: надо приобрести некоторые технологии. Говорит: "Зачем? Мне это не нужно, я каждый год получаю определённую сумму, и мне больше не надо". Вот эти 500 000 фермеров, с точки зрения рациональной логики, правильнее было бы скооперировать, но как мы их в эту кооперацию вовлечём? Есть ли на уровне наших разработчиков понимание, как это будем делать, или пока не знаем, как это будем делать?" - спрашивает Данат Жумин, председатель наблюдательного совета APEX Consult.
Однако точного ответа никто из специалистов так и не дал.
"Вообще, что касается аграрного сектора – это суперсложный вопрос, особенно для тех, кто сидит в городе", - заявил один из приглашённых экономистов.
Другой же отметил, что работа ведётся, но пока говорить не о чем.
"Я бы на нас не поставил"
Вообще, посыл был один - призвать общество активно участвовать в жизни государства, а не только на странице в Facebook выражать своё возмущение и критиковать власть. Кто или что мешает всё то же самое писать в письмах и отправлять в Акорду? Политолог Марат Шибутов отметил, что лично ему ничего не мешает, он именно так и поступит. По мнению экспертов, послание Президента есть не что иное, как тест на зрелость.
"Кто-нибудь отправлял свои предложения? Только критикуют и не отправляют. Это тест для общества на зрелость: способны ли мы сами решить свою судьбу. Но я бы на нас деньги не поставил!" - откровенно заявил эксперт.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5498
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2484
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2488
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2301
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2180
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2171
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2231
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2279
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2204
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2188
- 0
- 6