Прямой эфир Новости спорта

Маты, искренность и юмор. Казахстанские звёзды стендапа рассуждают о феномене популярности этого жанра

Коллаж Informburo.kz
Коллаж Informburo.kz
Резиденты сообщества Stand Up Astana дали интервью Informburo.kz.

Почему стендап вытесняет все остальные юмористические форматы? Как создаются успешные шутки? Как комики выбирают темы для выступлений? И какую роль в этом жанре играет нецензурная лексика?

На вопросы корреспондента Informburo.kz ответили звёзды столичного стендапа Мадина и Зарина Байболовы, Асет Уваев, Алексей Луговской и Олжасбек Жакенов. 

Чем манит стендап

Зарину Байболову сцена манила всегда: в детстве она участвовала в капустниках, играла в КВН. "Сцена для меня как наркотик", – призналась юмористка.

"Мы изначально пришли в стендап не ради денег, – вторит сестре Мадина. – И это сыграло ключевую роль, потому что мы двигались чисто на энтузиазме, а денег поначалу не было. Мы могли себе позволить заниматься этим бесплатно, потому что была финансовая подушка". 

Зарина и Мадина Байболовы

Асет Уваев много лет работает с микрофоном, с людьми, 12 лет играл в КВН, а когда попробовал стендап, внезапно никто не засмеялся. Это стало для Асета вызовом.

"Первые несколько выступлений были в абсолютную тишину, то есть не зашло никому. Это меня немножко обозлило, и я решил, что хочу делать лучше", – рассказал он.

Асет Уваев

А Олжасбек Жакенов, ещё будучи школьником, заработал выступлениями свои первые деньги.

"Изначально это было как хобби, чтобы поделиться своими мыслями, но с каждым месяцем я понимал, что это может стать чем-то большим, благодаря чему я смогу зарабатывать. И сейчас я нигде не работаю, просто занимаюсь стендапом и получаю деньги", – сообщил юный комик.

Олжасбек Жакенов

Формулы успеха нет

Резиденты Stand Up Astana рассказали, что нет какого-то определённого набора тем, на которые положено шутить со сцены. 

"Если шутки нравятся самому комику и есть отклик от аудитории, то можно шутить о чём угодно. Даже о вторичных темах можно пошутить по-новому. В этом и прелесть жанра: формулы успеха нет", – подчеркнул Асет Уваев. 

"Стендап в русскоязычном пространстве популяризировал канал ТНТ, и они шутили в основном на темы, всем понятные и доступные, тогда как менее известные комики уже делали это на разные темы. Сейчас каждый стендапер шутит про то, что его волнует, что является его жизнью", – согласилась с коллегой Зарина Байболова.

Зарина Байболова

Важно прислушиваться к аудитории, отвечать на её запросы, отметили юмористы.

"Развитие комика зависит от того, хочет он меняться или нет, – считает Алексей Луговой. – Если материал пишется легко и классно, то можно продолжать и дальше это делать, в противном случае надо менять тематику. Например, комик Джордж Карлин долгое время оставался в одном амплуа, а когда людям это стало неинтересно, он изменился, причём очень сильно. Он искренне начал говорить про вещи, которые раньше были под запретом". 

Алексей Луговской

Запретных тем нет, отметили комики, однако есть ответственность перед зрителем.

"Ответственность комика перед аудиторией большая. Нужно больше думать над подачей информации, потому что очень много случаев недопонимания смысла, который вложил комик в свой монолог, – подчеркнула Зарина Байболова. – В принципе, мы всегда очень много работали над текстами, формулировками и сейчас просто усиливаем этот контроль. Запретных тем у меня нет. Единственное, я не люблю темы, связанные с гигиеной, мне просто не нравится такой юмор". 

Некоторые шутки не работают без мата

Есть шутки, которые не работают без мата, признают комики. Однако это, скорее, исключение, чем правило.

"Конечно, лучше писать без мата, но он придаёт эмоциональности, – отметил Алексей Луговской. – Однако если убрать мат из шутки, и она так же останется рабочей, то это хорошая шутка". 

Мадина Байболова согласна с коллегой:

"Если комик не умеет писать без мата – это плохой комик, потому что мат уместен только в умеренном количестве. Есть немножко другая сторона, что иногда публике это самой нужно, потому что люди приходят в соответствующем настроении, им нужны такие эмоции. Но всё равно материал должен быть чистым, а мат ты всегда сможешь добавить".

Олжасбек Жакенов считает, что мат придаёт эмоции, некоторые вещи легче изобразить именно такими средствами. 

"Если человек комфортно себя чувствует, используя мат, то почему бы и нет? Хотя я редко матерюсь, потому что мои стендапы смотрят родители, бабушка с дедушкой", – рассказал молодой юморист.

А Зарина Байболова против того, чтобы убирать нецензурную лексику из выступлений. 

"Мат нужно применять осознанно. В некоторых шутках он просто необходим. Я против, чтобы его убрать совсем, так как стендап – это всё-таки про жизнь, а в ней мы позволяем себе им пользоваться в критических ситуациях. Ещё восприятие мата публикой зависит от комика: например, Лёше Луговскому многое прощают на сцене, ибо у него подача такая, что людям нравится", – сказала Зарина.

Честный жанр

Резиденты столичного стендап-клуба рассказали о том, как важно и для комика, и для аудитории говорить о наболевшем, говорить честно. Это подобно терапии. 

"У каждого есть свое одиночество, разделить которое ты можешь, послушав стендап, – акцентировала Мадина Байболова. – Острые социальные  вопросы есть всегда. Слушая монолог на такую тему, зритель также чувствует себя причастным. Я как комик получаю очень много терапевтического эффекта. Каждый наш материал – это прежде всего собственные пережитые эмоции. В СНГ, где более авторитарные режимы, чем на Западе, желание высказаться, почувствовать себя свободным сильно развито".

Зарина отметила, что комики говорят о своей боли, и это находит отклик:

"Юмор и боль – понятия, которые стоят рядом. Стендап – идеальный инструмент для комика, чтобы озвучить свою боль через юмор. И чаще всего эта боль откликается у множества людей".

Девушка вспомнила, как в 2019 году именно на сцене она совершила каминг-аут – рассказала о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. 

"Это был осознанный шаг, и я понимала, что за этим последует. Было больше поддержки, чем негатива, хотя и последнего было достаточно. Сейчас больше людей стали относиться к этому нейтрально. Я думаю, положительный момент в том, что освещение подобной темы заставляет людей больше узнавать, расширять кругозор".

Аудитория откликается на шутки, когда узнает в них себя, близких, знакомые ситуации, полагает Асет Уваев.  

"Поскольку это один из честнейших, правдивейших жанров, кто-то может увидеть себя, сидя в зале и наблюдая за комиком. Комик сам, возможно, свои психологические проблемы прорабатывает, как-то учится справляться, то есть это обоюдно приятное событие, по большому счёту". 

Олжасбек обратил внимание на то, что зрителю нужны честность и импровизация.

"Мне кажется, у общества есть запрос на искренность, они устали смотреть КВН, где всё заготовлено. В стендапе человек больше рассуждает о своей жизни, проблемах, и людям интереснее это слушать. Через стендап сейчас намного легче попасть на сцену, а для зрителей это более понятный жанр, у них это находит отклик. Например, когда Айна Мусина говорит о женских проблемах, её понимает каждая девушка".

А Алексей добавил, что стендап ещё и финансово доступен для артистов.

"Стендап универсален, это один из самых дешёвых видов искусства. Чтобы заниматься этим, нужны микрофон, колонка и несколько человек в зале".

Приезжие комики привозят новый опыт

В Нур-Султане в последнее время появилось много артистов из других стран. Кто с гастролями приезжает, кто-то перебрался в Казахстан надолго.

"Это хорошо, потому что развивается рынок, возрастает конкуренция, – считает Мадина Байболова. – Лучшие становятся успешными, кто не хочет работать – отсеивается".

По словам артистки, в Казахстане сейчас хорошие условия для работы: зритель готов платить, выступлений много. Плюс, возможно, лучше ситуация со свободой слова, чем в некоторых соседних странах: можно высказываться смелее. Да и публика здесь лояльная – хорошо принимает приезжих комиков.

Зарина также отметила, что с российскими и белорусскими коллегами наши комики в последнее время взаимодействуют чаще.

"С российскими и белорусскими комиками мы стали общаться больше. Идрак Мирзализаде, Расул Чабдаров, Женя Чебатков стали чаще сейчас приезжать к нам. Это хорошо, потому что между нами устанавливается более крепкая связь, что в целом способствует улучшению отношений. Мы делимся опытом, обмениваемся полученными знаниями, исходя из разности менталитетов, изучаем небольшие различия", – сказала Зарина.  


Читайте также:


Новости партнеров