Прямой эфир Новости спорта

Мать и мачеха: Как две семьи одного ребёнка поделить не могут

Гульжан Килибаева больше года боролась за приёмного сына, которого любит как родного. Ей удалось добиться отмены решения о возврате мальчика родной матери.

На глазах у Гульжан Килибаевой были слёзы радости, когда она выходила из здания суда. У женщины появилась надежда, что её маленький приёмный сын останется с ней. Апелляционная коллегия Алматинского суда отменила решение о возврате ребёнка биологической матери.

Женису два с половиной года, от мальчика отказалась мать. Она сделала это трижды: в первый раз – в роддоме. После этого женщина написала ещё два заявления об отказе от ребёнка. Но потом она внезапно передумала и начала бороться за то, чтобы ей вернули сына. Женщина заявила, что у неё была послеродовая депрессия, которая теперь прошла.

Жениса же уже приняла и полюбила семейная пара – Гульжан Килибаева и Бакыт Менлибаев. Супруги много лет не могли завести детей. Они решили усыновить малыша.

На поиски ребёнка ушло много времени, супруги терпеливо ждали. Женис родился с обвитой вокруг шеи пуповиной, некоторое время проходил лечение.

"Мы каждую среду ездили в Дом ребёнка №1 города Алматы, узнавали, есть ли ребёнок, которого можно усыновить. Но детей не было. И вот в мае 2015 года нам сказали, что есть пятимесячный отказной ребёнок. Я хотела сразу же усыновить. Но сказали, что дадут только на опеку с последующим усыновлением, так как ещё не прошло шести месяцев с момента отказа, по закону такой срок должен пройти", – рассказывает Гульжан Килибаева.

Вернуть биологической матери

Когда ребёнку исполнилось десять месяцев, Гульжан подала документы на усыновление. Суд, как ни странно, не только отказал ей, но и принял решение вернуть ребёнка биологической матери. Юрист Юрий Юрин, следивший за процессом, по сей день в недоумении от такого решения.

"В этом деле со стороны ювенального суда города Алматы столько нарушений, что у меня как у профессионального юриста волосы дыбом встали, когда я с делом ознакомился, – прокомментировал Юрий Юрин. – После того как Гульжан подала документы на усыновление, произошло нечто непонятное: судья вернул иск об усыновлении без объяснения. Что в принципе невозможно. Получается, ей просто швырнули пакет документов. Чтобы вернуть иск, судья обязан вынести определение. Он же заявил, что она должна подать иск о лишении биологической матери прав. Хотя по закону нет такого требования. При этом этого не только не требовалось, это даже запрещено. Статья 94 семейного кодекса устанавливает, что суд не вправе требовать какие-либо документы от матери, не состоящей в браке, которая уже оформила отказ от ребёнка".

Вышел юридический казус: Гульжан обязали вернуть Жениса биологической матери, но опекунства официально не лишили.

"Это юридическая вилка: это решение нельзя исполнить, не нарушив закон, и не исполнить нельзя. Это совершенно алогичное решение, – говорит Юрий Юрин. – По закону, Гульжан как опекун вообще не имеет права передавать кому-то ребёнка".

"Как можно играть жизнью ребёнка"

Так как Гульжан и Бакыт отказались возвращать ребёнка, который практически с рождения живёт с ними и которого они любят, за ними скоро начали охотиться судоисполнители. Гульжан пришлось убегать из дома в шесть утра, чтобы от них прятаться. К тому же ей выписали штраф в 2,5 миллиона тенге за неисполнение решения суда.

"Я устала объяснять судоисполнителям, что я всё ещё являюсь опекуном ребёнка, что у меня нельзя его забирать. Я убегала с ребёнком, пряталась. Один раз он заболел, мне надо было его везти в поликлинику. Пришли судоисполнители. Я им объясняю, что нам надо к врачу, а они говорят: "Отвезите в поликлинику, и там нам передайте". Ребёнок – это не вещь, чтобы так передавать. Я от них убежала".

Биологическая мать Жениса – Зухра Исахова отказывается общаться с прессой. Известно, что у неё есть двенадцатилетняя дочь, которая обучается в школе-интернате.

"Зухра Исахова официально не работает и не имеет собственного жилья, – говорит Гульжан Килибаева. – Она не искала ребёнка, не интересовалась его судьбой. Ребёнка хочет забрать её сестра, она говорит, что семья не знала, что Зухра Исахова беременна. Зачем мне тогда дали ребёнка? Это же живой человек, как можно играть жизнью ребёнка?"

Гульжан Киликова даже опубликовала обращение к родной матери Жениса.

"Зухра, я Вас прошу как женщину и надеюсь, что Вы меня поймёте!!! Я Вас прошу не отнимать у матери ребёнка... Вы даже не можете себе представить, что он для нас значит. Он – смысл нашей жизни!!! Мы даже не представляем нашу жизнь без нашего ребёнка, а как же он? Вы подумали о нашем малыше, какую психологическую травму он перенесёт? Вы же человек, у Вас есть сердце. Не разрывайте наши сердца. Наш малыш... Наше маленькое счастье...", – писала Гульжан в своём обращении.

В РК нарушают тайну усыновления

Координатор сообщества приёмных родителей Жанна Ким рассказала, что история Гульжан и Бакыта не единственная. Многим семьям приходится проходить через моральные мучения и отрывать от сердца ставших практически родными детей, из-за того что в стране не соблюдается тайна усыновления. К примеру, в случае Гульжан детский дом специально отыскал биологическую мать, чтобы она явилась в суд. Общественники считают, что Зухра Исахова не должна была встречаться с новыми родителями мальчика.

"Наши органы и органы опеки должны разыскивать биологических родителей тогда, когда они находятся на попечении госорганов. После того как ребёнок перешёл в приёмную семью, и когда эта семья захотела его усыновить или удочерить, настаивать на том, чтобы биологические родители присутствовали на суде, где решается этот вопрос, – это незаконно, – говорит Жанна Ким. – У нас никто не отменял тайну усыновления. Зачем в суд зовут биологических матерей, на чём основываются судьи? Судьи просто таким образом подстраховываются, видимо".

Руководитель добровольного общества "Милосердие" Аружан Саин на стороне Гульжан и Бакыта. Она обратилась к Нурсултану Назарбаеву и Председателю Верховного суда РК с просьбой помочь этой семье.

"Мы просим Вас (суд. -Авт.)признать свои ошибки, допущенные на начальной стадии судебных разбирательств, и вернуть дело в первоначальное состояние! Действия суда первой инстанции породили чудовищную цепь последующих ошибок, и самое ужасное, что никто не хочет этого признавать! Легче поступиться судьбой ребёнка, нежели по-честному рассмотреть дело с начала? – написала Аружан Саин. – Мы просим Вас помочь вернуть не только маленькому мальчику и его приёмным родителям Гульжан и Бахыту, мы просим вернуть всем приёмным родителям веру в то, что они по закону защищены государством".

28 февраля апелляционная коллегия суда города Алматы отменила решение о том, что Гульжан и Бакыт должны отдать сына биологической матери. Теперь вопрос об усыновлении будет рассмотрен во второй раз.

"У меня теперь есть надежда", – улыбаясь, сказала Гульжан.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров