Лазурный берег всегда тепло принимал Шона Пенна. Ещё до своих двух "Оскаров" за "Таинственную реку" и "Харви Милк" в далёком 1997 году Пенн получил премию как лучший актёр на Каннском кинофестивале за роль в фильме "Она прекрасна". Но от любви до ненависти один шаг, особенно в кино, и в этом году Шон Пенн почувствовал это на себе. "Последнее лицо" – его пятый полнометражный фильм, и второй в основном конкурсе Каннского фестиваля. 15 лет назад он представлял в Каннах картину "Обещание" – о детективе, который так и не смог раскрыть преступления, что пошатнуло его психику. И если та картина была даже отмечена призами (не в Каннах), то новый фильм был так освистан, что Шона было откровенно жаль. А ведь наверняка он хотел сделать как лучше.


Режиссёр, актёр Шон Пенн на фотоколле 69-го Каннского кинофестиваля

people.com
Режиссёр, актёр Шон Пенн на фотоколле 69-го Каннского кинофестиваля

Не задался показ "Последнего лица" с самого начала. Зрители, приготовившиеся к жёсткой военной драме, разворачивающейся в Африке, и истории двух врачей гуманитарной миссии, попавших в такие условия, где не то что любить, но сохранить своё человеческое достоинство сложно, вдруг прочли на экране "послание от режиссёра", где военные действия сравниваются с "жестокостью невозможности любви мужчины… к женщине". Критики, сидящие на пресс-показах и особо не церемонящиеся с авторами, громко засмеялись.


Кадр из фильма "Последнее лицо" Шона Пенна

kinomania.ru
Кадр из фильма "Последнее лицо" Шона Пенна

В принципе, идея картины вроде бы неплоха: история любви на фоне катастрофы – классический приём. Когда ты сравниваешь два мира: там, где горы детских трупов и человеческие кишки используются как верёвка, очерчивающая опасную территорию, и мир, где есть любовь, становится страшно вдвойне. Доктор Рен Петерсен (Шарлиз Терон) возглавляющая гуманитарную организацию "Врачи мира", которая помогает лечить жертв военных конфликтов в африканских странах, влюбляется в красавца-хирурга Мигеля (Хавьер Бардем), но война не даёт им возможности стать счастливыми. 

Актёрский состав, безусловно, хорош и даже соответствует всем трендам фестиваля, есть и американцы, и европейцы: Терон и Бардему помогали французские актёры: влюбленная в героя Бардема Адель Экзархопулос (снявшаяся в фильме "Жизнь Адель") и знаменитый Жан Рено. Но и это не помогло.


Съёмочная команда фильма "Последнее лицо" Шона Пенна

laineygossip.com
Съёмочная команда фильма "Последнее лицо" Шона Пенна

Драм о военных конфликтах в Африке предостаточно. Судя по кинематографическим сюжетам оттуда, это настоящий ад на земле. Взять хотя бы прошлогодний фильм Кэри Фукунага – драму "Безродные звери", которую представили в Венеции. Это чудовищный, шокирующий фильм об африканских детях и подростках, отправившихся воевать. И если тот фильм был и впрямь настоящей военной драмой, то этот – всё же романтическая история, а война использована в качестве декораций, и это жестоко. К тому же у африканских драм уже, похоже, сложились свои клише: это дети, которые расстреливают так легко, будто они играют в игру; это свалки с разложившимися трупами, которые гниют, привлекая полчища мух; это люди, цепляющиеся за шасси вертолёта, лишь бы не оставаться в этом аду. И Пенн всё это использует.


Трейлер фильма "Последнее лицо" Шона Пенна


Впрочем, хотя, с профессиональной точки зрения, фильм Шона Пенна действительно сделан не ахти как, всё же чувствуется благородное намерение режиссёра выразить своё отношение к войне на африканском континенте, привлечь к ней внимание благополучного Запада. В пользу этого говорит то, что, во-первых, все фильмы у Пенна на социальную тему: его интересуют раскаявшиеся преступники, которые чувствуют себя настолько виноватыми, что даже не защищаются ("Постовой на перекрёстке"), альтруисты, которые могут пожертвовать всё свое состояние, а сами пускаются бродяжничать ("В диких условиях"), врачи, которые едут помогать пострадавшим, хотя могли бы сидеть в своих белых халатах где-нибудь в комфортном месте ("Последнее лицо").

Во-вторых, все знают, что Пенн помимо всего прочего активный общественный деятель. Во время иракской кампании США он заплатил 56 000 долларов за публикацию в Washington Post открытого письма к Джорджу Бушу, где раскритиковал американскую политику. Сам он не раз посещал горячие точки и приезжал в госпиталь к раненным во время военных действий детям. Он против войны, и весь его фильм – это антивоенный манифест, суть которого проста: занимайтесь лучше любовью, а не войной. Что интересно, любовные сцены у Пенна и правда получились лучше всего остального. Не будем спойлерить, но есть в них что-то от "Девяти с половиной недель". Наверное, одна интонация.


Хавьер Бардем и Шарлиз Терон в фильме "Последнее лицо" Шона Пенна

kinomania.ru
Хавьер Бардем и Шарлиз Терон в фильме "Последнее лицо" Шона Пенна

Шарлиз в "Последнем лице" – тоже не случайный персонаж. Даже если не брать во внимание то, что на момент создания фильма она встречалась с Шоном Пенном. Всем известно, что Терон родилась и выросла в Африке, и всё, что происходит на экране, для неё не пустой звук. Она настоящая Золушка из ЮАР, добившаяся всего своим трудом. Согласно легенде, впервые её заметили и пригласили попробовать себя на актёрском поприще, когда она пришла в американский банк обналичить чек, высланный ей матерью из ЮАР. Говорят, тогда мама купила ей билет в один конец – в Голливуд, а пока дочь бегала по кастингам, как могла, поддерживала дочь деньгами. Когда кассирша американского банка отказалась обналичить сумму, Шарлиз устроила такой феерический скандал со всеми матами на английском и африканском, что случайно оказавшийся в банковской очереди импресарио Джон Кроссби предложил ей свою визитную карточку, увидев актёрский потенциал. Вскоре о ней узнали агентства, а затем и режиссёры. Теперь Терон сама выбирает режиссёров, пусть и не всегда удачно. Но кто не ошибается? Тот, кто не работает. Она всё равно одна из лучших актрис современности.


Великолепная Шарлиз Терон на красной дорожке 69-го Каннского кинофестиваля 2016

rtl.fr
Великолепная Шарлиз Терон на красной дорожке 69-го Каннского кинофестиваля 2016

Так или иначе, но надеемся, что картину "Последнее лицо" всё же купят для нашего проката, и у зрителей будет возможность самим убедиться в том, что критики злые не беспочвенно. Ну, или понять, что все они нехорошие люди, которые мешают людям смотреть кино. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter