Картина «Эдди Орёл» располагает к себе с первых же кадров. Наверняка все мы в детстве устраивали своеобразные соревнования не только на улице, но и в домашних условиях. Например, автор этих строк, как и маленький Эдди, ныряя в ванне, проверял, насколько может задержать дыхание. В коридоре была хоккейная площадка, где устраивались битвы с канадцами во главе с Грецки, а в комнате – баскетбольная с забрасыванием мяча в мусорную корзину (собственно, так эта игра в своё время и была изобретена). И если у меня подобные увлечения переросли в работу телекомментатором, то Эдди Эдвардс пошёл гораздо дальше – он выступил на Олимпиаде в Калгари. Хотя никаких предпосылок к этому не было.

Как и герой «Форреста Гампа», из-за слабых коленей Эдди в детстве носил специальный ножной фиксатор. Недуг не помешал Форресту стать выдающимся игроком в пинг-понг и гуру-марафонцем, а Эдди – трудно поверить – горнолыжником и прыгуном с трамплина. Но есть и существенная разница. Форрест Гамп – герой вымышленный, Эдди Эдвардс – герой настоящий.

В интервью перед выходом картины «Эдди Орёл» Эдвардс признавался: подавляющая часть сценария придумана и не соответствует фактам его жизни. Поэтому начальный титр «Основано на биографии Эдди Эдвардса» нужно воспринимать именно так – основано. Ни больше, ни меньше. Что из показанного в фильме правда, а что нет, во-первых, в точности не выяснишь, во-вторых, не так уж это и важно. Впрочем, какие-то фактические ошибки очевидны – и тем, кто увлекается прыжками с трамплина, и тем, кто далёк от спорта. В частности, во времена Эдди и великого финна Матти Нюканена ещё не прыгали нынешним V-образным стилем; дальность прыжка, конечно, имеет значение, но в зачёт и тогда, и сейчас идут не метры, а очки; в 1988 году на лыжах Эдди реклама немецкого интернет-сайта (нет, всего лишь для путешественников, а не то, что можно было подумать) и так далее и так далее.

Но эти занятные ляпы, повторюсь, не имеют ровно никакого значения, «Эдди Орёл» - фильм не о спорте, а о мечте, стремлении к ней и самоуважении. Слегка деформированный с годами девиз барона де Кубертена широко известен: «Главное не победа, а участие». В современном спорте он порядком устарел. Конечно, можно с уважением относиться к стремлению и воле эфиопских лыжников или боливийских пловцов, но спорт – это всё-таки стремление быть первым, это именно победа. Основной конфликт в картине «Эдди Орёл» заключается даже не в том, что Эдвардс рвётся на Олимпиаду, а его практически никто не поддерживает – даже собственный отец и британский олимпийский комитет. Основной конфликт здесь в столкновении кубертеновского принципа, являвшегося базисным в жизни Эдвардса, и принципа «Не умеешь – не делай», которым руководствуется другой герой ленты – ставший практически люмпеном бывший чемпион Бронсон Пири в исполнении Хью Джекмана. Может быть, кстати, и потому, что герой австралийца Джекмана по сюжету американец (откуда в США взялись великие прыгуны с трамплина – ещё одна загадка от сценаристов).

Не сомневаюсь, будь «Эдди Орёл» голливудской картиной, Эдвардс в финале перелетел бы самого Нюканена и стал олимпийским чемпионом. Но Эдди Эдвардс, поначалу сопротивляясь мысли о том, что нельзя просто выступить, постепенно находит баланс между двумя этими принципами. Он понимает, что не выиграет, но и участь развлекателя, манка для журналистов его не устраивает. Потому что «Эдди Орёл» кино британское. Британское до мозга костей. С отличными диалогами, чуть ли не оптимальным сочетанием юмора, мелодрамы, пафоса (или, скорее, душевного подъёма) и художественного вымысла. Если бы я писал краткую характеристику на обложку диска, выглядела она так: «В лучших традициях «Билли Эллиотта» и «Реальной любви». К слову, эту связь почувствовали и сценаристы – в одной из сцен Эдди, собираясь в лыжную секцию, говорит отцу: «Ну, что ты – я же на балет записался», передавая тем самым привет «Билли Эллиотту». Есть в фильме и оммаж другим олимпийским героям, ямайским бобслеистам, и картине о них «Крутые виражи».



«Эдди Орёл» - это уже третья режиссёрская работа известного британского актёра Декстера Флетчера («Карты, деньги, два ствола», «Пипец», «Звёздная пыль»). Про две другие вы вряд ли слышали, а вот мимо «Эдди Орла» пройти никак нельзя. На главную роль Флетчер сначала хотел пригласить Стива Кугана, но тот уже в иной возрастной категории, а потому выбор пал на Тэрона Эджертона.

Родившийся в Уэльсе в деревушке с непроизносимым названием (вот забавный ролик, где Тэрон чеканит его) актёр стал популярен после шикарного шпионского боевика «Кингсман: секретная служба». Тем интереснее его перевоплощение из амплуа красавчика в странноватого фаната Олимпиад. Эджертона не просто узнать в гриме, но восприятию картины это нисколько не мешает, а вместе с Хью Джекманом Тэрон создал запоминающийся кинодуэт. И если предательская слеза ни разу не заползёт в уголки ваших глаз во время просмотра, значит, вряд ли вы когда-нибудь настолько сильно хотели чего-то, что были готовы на всё ради мечты.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter