Прямой эфир Новости спорта

Куда катится торговля в Казахстане

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Глобальные перемены заставили розничных гигантов торговли РК собраться в Алматы, чтобы спасать ситуацию.

С розничной торговлей или ритейлом человечество знакомо с древних времён. Но если раньше было достаточно купить зерно у крестьянина и сбыть его на соседнем рынке, то сейчас ритейл сильно изменился. Тревожным звоночком для торговцев стал прогноз бизнес-оракула Уоррена Баффетта, который пророчит вымирание традиционной розницы.

Предсказания миллиардера звучат как раз в период массовых потрясений. В Казахстане Баффета тоже слушают, именно поэтому участники рынка собрались поговорить о происходящих изменениях.

"У меня нет иллюзий, что через 10 лет всё будет выглядеть так же, как сегодня, многое нас удивит, – заявил миллиардер на ежегодной встрече Berkshire Hathaway в Небраске. – Мир поменялся, и он будет развиваться с ещё большей скоростью". С начала года по 6 апреля 2017-го в США ритейлеры объявили о закрытии 2880 розничных магазинов, что вдвое больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. "Заниматься ритейл-бизнесом тяжело и трудно разобраться с этим в онлайне", – признаётся Баффетт.

А что же в Казахстане?

В Казахстане ситуация тоже непростая, у игроков отрасли два пути: выживание по старинке или стремительная цифровая трансформация, способная вывести бизнес на новый уровень.

Сейчас многие отечественные ритейлеры "кровоточат наличностью". То есть денег нет и никто в долг их не даёт, а значит, нужна поддержка государства. 18-19 мая в Алматы состоялся международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2017, где обсудили точки падения и роста. Журналист informburo.kz опросил ключевых экспертов.

Генеральный директор торговой сети "Магнум" считает, что ритейл перестал быть статичным и вынужден серьёзно меняться. Александр Гарбер не скрывает: проблем много и их нужно как-то решать.

"Проблем много, в первую очередь – это вопрос финансирования, отрасль требует очень больших инвестиций, нужны длинные и дешёвые деньги, в банках их нет. Казахстан очень сильно отстаёт по уровню развития торговли от России, Украины и Беларуси, и нам надо как-то ускоренно догонять их. Без стимулирующих мер со стороны Правительства мы не достигнем этого. Сильные торговые сети – это часть независимости республики наравне с политической независимостью. Придут к нам торговые сети других стран, и они будут поддерживать в первую очередь своих производителей. Не скажу, что от прихода "Ашана" или Carrefour мы сильно пострадали, мы просто находимся в неравном положении. У вышеупомянутых игроков другие финансовые и технологические ресурсы, и, если государство нас не поддержит, то мы далее не сможем конкурировать с ними. То есть дальше будет сложнее и сложнее", – говорит собеседник.

Несмотря на то, что казахстанской торговой сети "Магнум" 20 лет, они называют себя начинающими игроками на рынке. В стране 21 магазин сети, сейчас бренд осваивает направление в интернет-торговле, за которым будущее. Люди смогут заказывать по телефону продукты питания и предметы, которые спецслужба "Магнума" доставит на дом из ближайшего магазина.


Ритейлеры вынуждены объединяться и решать проблемы

Ритейлеры вынуждены объединяться и решать проблемы / Фото informburo.kz


"Но пока наш народ не готов к этому. Люди всё-таки привыкли приходить в магазин, пощупать продукт, понюхать его и потом уже купить. И есть отдельная категория граждан, которым некогда ходить по магазинам, им удобнее заплатить за доставку и переплатить за продукты, но сэкономить своё время. Такая категория людей очень маленькая, поэтому перспектива развития доставки является средне- и долгосрочной", – подытожил Гарбер.

Так прав ли Уоррен Баффетт?

Не то, чтобы американскому миллиардеру в Казахстане не верят, но у наших продавцов есть и своя точка зрения. Генеральный директор компании TradeHelp Андрей Калмыков заявил, что избавляться от розничного бизнеса рано, и в РК ритейл только развивается.

"Есть нестыковки, которые нужно, вот так собираясь, решать, но могу сказать, что ритейл в Казахстане не стагнирует. Он развивается очень динамично, и эту динамику нужно поддержать мудрой и грамотной политикой со стороны государства. Прежде всего это определение правильных правил попадания продукции казахстанских производителей на полки ритейла. Эти правила должны быть стимулирующими, они не должны быть жёсткими или запрещающими", – говорит Калмыков.


Андрей Калмыков

Андрей Калмыков / Фото informburo.kz


Сегодня ритейл в Казахстане зачастую штрафуют, потому что отечественные производители жалуются на то, что их товар не попал на прилавки крупных магазинов.

"На такие жалобы мы отвечаем: "Но я тебе предоставил уже две полки для твоего товара, я не могу убрать оттуда все товары, потому что от этого пострадает покупатель". Далее возникает конфликт, производитель бежит в антимонопольный комитет и пишет жалобу, государство во всём этом разбирается, страдаем в итоге мы. Но даже при этом развиваться возможно, Уоррен Баффетт судит по ситуации у себя на континенте, а мы живём на другом. На всех материках разное развитие торговли, ритейл не умирает, не умрёт и его ещё ждёт хорошее светлое будущее, которое нам сейчас нужно поддержать", – отметил собеседник.

Не упустить аудиторию

Экономика Казахстана заставляет привычных всем офлайн-ритейлеров идти в онлайн-продажи: чем ближе ты к покупателю, тем больше он сможет купить. Дизайнер Аида Кауменова активно продаёт свои наряды посредством Instagram и WhatsApp.

"Основные тренды, которые должны стать определяющими – это развитие новых каналов сбыта. У меня магазины в Алматы, Астане, Актау и Шымкенте, и одежда продаётся хорошо. Но что для этого нужно делать, только мне одной известно. Но есть разница: продаваться в Китае, где миллиарды людей, или осваивать свой небольшой рынок. Народ только привык, что есть что-то своё очень хорошего качества, и выбирает между тобой и Zara. Тут нужно приучить к эксклюзивной одежде, чтобы и цены не напугали. Мы активно сейчас работаем через Instagram, так очень быстро. Наши казахстанские онлайн-магазины не тянут, уже пробовали с ними сотрудничать, но ничего из этого не вышло", – рассказала informburo.kz Кауменова.


Дизайнер Аида Кауменова

Дизайнер Аида Кауменова / Фото kazpravda.kz


Кауменова права: в 2016 году от 7 до 12% интернет-пользователей начали совершать онлайн-покупки. Так что классическому ритейлу придется осваивать этот канал продаж, чтобы не упустить такую аудиторию.

Также существенный потенциал открывается в охвате мобильной аудитории, которая оказывает заметное влияние на рынок. Более 40% продаж в 2016 году, по данным Data Insight, уже осуществлялось через мобильные устройства. При этом 66% владельцев смартфонов пользуются приложениями для платежей и покупок в интернете, а 22% непосредственно совершали покупки с помощью своего смартфона.

Аналитики уверены, что мобильные покупки не вытесняют десктопные, а дополняют их. Причин для этого несколько, и самые главные – неудобство работы с сайтами торговых сетей с мобильного устройства и небольшие размеры экрана, не позволяющие детально рассмотреть товар.

Учиться взаимодействовать с мобильной аудиторией придётся. Уже сейчас молодёжь в возрасте до 25 лет считает смартфон основным инструментом покупок. Именно это поколение при естественном ходе времени вскоре станет основной клиентурой торговых сетей.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров