Активное выражение гражданской позиции – в среде интеллигенции явление редкое. Что эту самую интеллигенцию не раз губило. Причём с обоих полюсов. Белогвардеец Николай Гумилёв был расстрелян, один из руководителей Союза писателей СССР Александр Фадеев застрелился сам.

Есть, правда, ещё одна опасность: когда общественно-политические взгляды художника начинают превалировать в его творчестве, превращая произведения в прокламации и лозунги. Наиболее яркий пример – Никита Михалков.

На Западе - по естественной причине большей внутренней и внешней свободы - интеллигенты-"общественники" встречаются чаще. Как есть и те, кто "смешивает".

Режиссёр Оливер Стоун пока не превратил своё творчество полностью в отражение своей же гражданской позиции, но уже близок к этому.

Последние аполитичные фильмы Стоуна "Уолл-стрит: деньги никогда не спят" и "Особо опасны" не идут ни в какое сравнение с его политизированными работами. Такое впечатление, что практичный Стоун согласился на их создание только для того, чтобы обеспечить бюджеты для более важных для себя проектов: документальных картин о Фиделе Кастро и Уго Чавесе, а также художественной – об Эдварде Сноудене.

Вопрос: "А не прогнило ли что-то в американском политическом истеблишменте?" – всегда не давал покоя Стоуну. "Сальвадор", "Взвод", "Рождённый 4 июля", "JFK: выстрелы в Далласе", "Никсон", "Буш"… С каждым разом Стоун становился более прямолинейным и категоричным, как будто бы не удовлетворяясь отсутствием массового разоблачительного эффекта своих лент.

В итоге, в "Сноудене" он фактически приходит к ожившей документалистике – с точки зрения познавательности фильм заслуживает высокой оценки; с точки зрения художественности является посредственным произведением.

…Решив пойти по стопам отца и деда, Эдвард Сноуден записывается в армию США. Однако слабое здоровье не позволяет ему сделать карьеру кадрового военного, и тогда умницу и таланта Сноудена "подбирает" ЦРУ, озабоченное нехваткой интеллектуальных кадров. В разведке Эд быстро поднимается по служебной лестнице, но у интеллектуалов есть существенный для такой деятельности недостаток – они могут распознавать глупость и преступность приказов, а патриотизм для них – это не примитивное следование заветам партии и президента (неважно, республиканского или демократического). Человек с совестью в структуре, где всё построено на подчинении и слепой вере в то, что тебе говорят старшие, – это бомба замедленного действия.

Фильм "Сноуден" начинается в гонконгском отеле The Mira, где в 2013 году Эдвард давал интервью нескольким журналистам, которым он (как позже выяснилось, небезосновательно) доверял. Дальнейшее действие построено на шаблонной схеме. Его основу составляют длительные флэшбеки, в которых Сноуден рассказывает о своей жизни в течение последних лет, о том, как он решил бежать из США и рассказать правду, дополняемые событиями в Гонконге в судьбоносные для главного героя дни. В этой второй линии Стоун пытается нагнетать саспенс, местами успешно, но действительно переживать могут, наверное, только те, кому продолжение истории Сноудена неизвестно.

В первой же линии, рассказывающей о том, как супераналитик АНБ и ЦРУ дошёл до такой жизни – уголовно преследуемого на родине человека, Стоун велосипеда не изобретает. По сути это классический байопик, где большого мастера выдают только большие актёры. Вряд ли Джозеф Гордон Левитт, Закари Куинто, Том Уилкинсон, Рис Иванс, Николас Кейдж, Шэйлин Вудли, Мелисса Лео подписались бы под такой проект, если б не имя Стоуна. Впрочем, возможно, у каждого из них тоже были гражданско-личностные мотивы для участия. В любом случае, заполучив такой великолепный состав, Стоун так и не придумал, что с ним делать.

Выдающихся актёрских работ здесь нет, как, впрочем, и сам фильм нельзя назвать выдающимся. Он важный, да. Но, скорее, с точки зрения своей информативности.

Мелисса Лео, кстати, играет режиссёра-документалиста Лору Пойтрас, которая была в те дни в отеле The Mira и сделала позже фильм "Citizenfour. Правда Сноудена", удостоенного Пулитцеровской премии, "Оскара", BAFTA и ещё множества наград. Этой картины не было у нас в прокате (как и десятков других больших документальных лент), так что фильм Стоуна – хорошая возможность узнать, кто же такой гражданин Сноуден.

Кстати, Стоун и его соавтор Киран Фицджеральд в сценарии основывались не на материалах Пойтрас или других публикациях, а на книге Люка Хардинга и российского адвоката Сноудена Анатолия Кучерены, которому в кадре отведена небольшая роль банкира на приёме в Женеве.

Не слишком вдумчивый зритель может принять "Сноудена" за антиамериканский фильм антиамериканского режиссёра. Разумеется, это не так.

И Эдвард у Стоуна даже после всего происшедшего и узнанного не врёт на полиграфе, утвердительно отвечая на вопрос "Считаете ли вы США величайшей страной мира?". Это фильм об очередном "потерянном поколении", которое после 11 сентября решило посвятить себя служению Америке, не зная, что цель любой войны – нажива.

Занятно, что само создание и судьба "Сноудена" – лишнее доказательство величия американских свобод: в какой ещё стране позволили бы снять фильм о подобном деле и выпустили его в прокат, позволив заработать за первый уик-энд 8 миллионов долларов?

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter