"Недалеко от Капчагая Заманбек Нуркадилов заложил первый камень на месте будущего строительства нового международного алматинского аэропорта. Начать строительство новой воздушной гавани Казахстана планируется весной-летом 2001 года…

С 1998 года институт "Казаэропроект" подготовил бизнес-план строительства нового аэропорта. Проектная стоимость составила около 300 млн долларов. Время проектирования – 8 месяцев, время строительства – 4 года...

Какую выгоду принесёт Казахстану новый аэропорт? Прежде всего он потеснит, по словам Нуркадилова, на воздушном рынке своего будущего конкурента – Ташкентский аэропорт, через который сейчас осуществляются транзитные перевозки между Европой и юго-восточной Азией. Алматинский аэропорт войдёт в глобальный мировой проект "Северный воздушный мост", через который будут осуществляться полёты из Америки в Европу и Азию через Северный полюс. Будет развиваться город Капчагай, и, как считает Заманбек Нуркадилов, ночная жизнь Алматы "перекочует" на побережье одноимённого водохранилища. В планах акима области – проводить здесь в будущем даже зимние Олимпийские игры. Сократится до 30 минут время пути от нового аэропорта до южной столицы, так как на этом участке планируется построить скоростную автотрассу и запустить электропоезд...

Кстати, президент турецкой фирмы Михмед Чинар Алдемир предложил назвать новый аэропорт "Нурсултан", в честь первого президента Казахстана. Его идею все присутствующие поддержали громкими аплодисментами".

Эта пространная цитата возвращает нас к событиям августа 2000 года. Камень, о котором идёт речь, действительно был водружён в должном месте, но строительство закончилось, едва начавшись. Опальный инициатор сменил место работы, а новое руководство Алматы и Алматинской области (разделение субъектов, как утверждают, и было главной причиной ухода несогласного Нуркадилова с поста мэра-акима) спешно похоронило планы утереть нос Ташкенту, а заодно – наладить прямое сообщение с Северной Америкой. Из стадии начавшегося строительства проект вновь опустился на ступень бесконечных обсуждений, споров и новых проектов. Где доселе и пребывает.

"Строительство нового международного аэропорта недалеко от Алматы начнётся в 2016 году, а планируемая сумма инвестиций составит около 8 млрд долларов. Об этом во время празднования Дня гражданской авиации, проходившей в Доме культуры алматинского аэропорта, рассказал депутат мажилиса Серик Сейдуманов… На данный момент отработаны основные детали проекта. Будет привлечён внешний инвестор, с которым уже ведётся работа по созданию самого аэропорта и инфраструктуры… При этом мажилисмен не уточнил, кто именно заинтересован инвестировать в новую воздушную гавань".

А эта цитата уже никуда не возвращает. Она из сегодняшнего времени.

Правда, за истекшие полтора десятилетия экономические реалии изменились настолько, что про масштабное строительство сегодня речь уже не идёт. Согласитесь, что 300 миллионов долларов, даже принимая во внимание ослабшую потенцию "зелёненьких", это всё же не 8 миллиардов.

Но вернёмся к тому, с чего начали – к камню, заложенному Нуркадиловым в основание всего этого дела 29 августа 2000 года, 16 лет назад. Не к аллегорическому фундаменту, а к тому самому конкретному монолиту из розового гранита с мемориально-намеренческой табличкой, провозглашавшей на трёх языках о начале реализации проекта.


Камень Заманбека Нурадилова на месте планируемого строительства нового аэропорта Алматы

Фото Андрея Михайлова
Камень Заманбека Нуркадилова

Работы, начавшиеся было одновременно с закладкой, закончились быстро. Но сам камень простоял справа от дороги, ведущей в Баканас, ещё несколько лет – примерно до трагической смерти инициатора. А потом исчез. Почему? Куда?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Порос быльём и зарос бурьяном.
  • Свален и оттащен в степь, дабы не мозолить глаза и не смущать проезжающих.
  • Экспроприирован предприимчивыми людьми, перепрофилирован и ныне тихо покоится над чьим-нибудь прахом на каком-нибудь престижном кладбище.
  • Демонтирован и припрятан властями с целью повторного использования для другого торжественного повода.

А что до аэропорта... Лично меня вполне устраивает тот что есть. Добраться до него можно без больших проблем – не надо ждать, когда запустят электропоезд. А в Америку я в ближайшие годы вообще не собираюсь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter