![Художник Василий Верещагин](https://old.informburo.kz/img/article/824/81_main.jpg)
Сегодня, когда однополые ценности для многих стали олицетворением демократии и прогресса, стоит вспомнить, что кочевые культуры Великой степи "про это" вообще не знали. А если и знали, то только посмеивались над постыдностью явления, бытовавшего у южных соседей из Средней Азии. По крайней мере ничего подобного в описании быта казахов в этнографических источниках XIX века мне не встречалось. Источники же эти в то время далеко не всегда отличались политкорректностью и бесстрастно фиксировали простодушные и преувеличенные рассказы самих номадов (о добрачной и внебрачной жизни, к примеру).
Оседлые народы Туркестанского края в этом отношении имели отличие кардинальное. Трансвеститы-бачи – смазливые "мальчики-плясуны", услаждавшие откровенную похоть тонких ценителей в чайханах и гаремах – занимали важное место в здешней субкультуре. Описывая край, про этих публичных плясунов (и их ценителей) не говорил только самый ленивый.
Вот характерная выдержка из популярного путеводителя И. И. Гейера (Ташкент, 1901 г.) о среднеазиатских чайханах: "…В каждой из них в качестве прислуги служат разряженные в шёлковые халаты мальчики, ноги которых украшены браслетами с погремушками. Роль их составляет язву мусульманских нравов и кончится не ранее прекращения затворничества мусульманской женщины".
![](https://old.informburo.kz/img/inner/824/81/__1.jpg)
Сложно сказать, когда это явление стало обыденным в Средней Азии и откуда оно здесь появилось. Скорее всего, из Персии. Надо вспомнить, что огромное число "коренных" жителей Туркестана, горожан-сартов, были ираноязычными.
По свидетельству Антония Дженкинсона (1558 г.), одного из первых европейцев, которому удалось проникнуть в Хиву: "Каждый хан или султан имеет, по крайней мере, 4 или 5 жён, не считая молодых девушек и мальчиков, так как жизнь они ведут порочную".
При упоминании о бачах сразу вспоминается пронзительное по своему обличительному пафосу полотно великого художника-гуманиста Василия Верещагина – "Продажа ребёнка-невольника", созданное в 1872 году. Эта картина, которая находится ныне в Третьяковской галерее, была написана под впечатлением поездки в Туркестанский край, завоевание которого ещё только началось. Верещагин интересовался всем: и ходом боевых действий (сам принимал участие!), и величественными памятниками тимуровых времён, и жизнью всех слоёв местного общества. И достижениями, и нравами, и язвами. И, конечно же, не мог он пройти мимо бачизма.
Вот что писал художник в своих воспоминаниях:
"В буквальном переводе "батча" значит "мальчик"; но так как эти мальчики исполняют ещё какую-то странную и, как я уже сказал, не совсем нормальную роль, то и слово "батча" имеет ещё один смысл, неудобный для объяснения.
В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на добывание денег родителей ребёнок попадает на руки к одному, двум, иногда многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших карьеру плясунов и певцов, выучивают этим искусствам своего питомца и, раз выученного, няньчают, одевают, как куколку, нежат, холят и отдают на вечер за деньги желающим, для публичных увеселений".
![](https://old.informburo.kz/img/inner/824/81/1936_original.jpg)
Верещагину даже удалось заглянуть на одну приватную вечеринку для узкого круга любителей – "тамашу", главным действующим лицом которой и был бача.
"В одной из комнат… несколько избранных, большею частью из почётных туземцев, почтительно окружили батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку, привязали длинные волосы в несколько мелкозаплетённых кос, голову покрыли большим светлым шёлковым платком… Перед батчой держали зеркало, в которое он всё время кокетливо смотрелся. Толстый претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей.
…Я сказал выше, что батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жён, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь".
![](https://old.informburo.kz/img/inner/824/81/__2.jpg)
Любителями мальчиков-трансвеститов, повторю, были в основном сарты – жители среднеазиатских городов. Там, где обитали кочевники, всё это не имело никакого значения. Но часто имело последствия.
Вот что пишет один из советских этнографов В.Н. Басилов относительно нравов каракалпаков:
"Известны случаи жестокого наказания шаманов, носивших женскую одежду, в XIX в.: в Каракалпакии таких шаманов зарывали по пояс в землю, и вдохновлённая муллами толпа побивала их камнями до смерти; затем их хоронили вне общего кладбища лицом вниз. Однако это была кара не за шаманство, а за нарушение норм шариата. Шариат запрещает мужчине одеваться в женскую одежду, а женщине – в мужскую".
А этот показательный случай неприятия номадами "сартовских штучек" произошёл в другом конце Средней Азии. О нём поведал историк П.П. Румянцев:
"В том же 1862 году манап рода Султу Байтык послал своего сына Байсалу в Пишпек к Рахаматулле-беку в обучение, но Рахаматулла-бек сделал Байсалу своим "бачёй". Весь род Султу был возмущён этим поступком. Решено было отмстить кокандцам за позор. Байтык, не показывая, что знает поступок Рахметуллы, пригласил его к себе в гости. Когда Рахметулла прибыл с небольшим конвоем, то киргизы напали на конвой, перебили его и убили самого бека. Боясь мести со стороны кокандцев за убийство Рахметуллы, киргизы рода Султу послали в укрепление Верное к начальнику края Колпаковскому посольство с изъявлением готовности перейти в русское подданство при условии взятия Пишпека. Колпаковский согласился на условие султинцев и выступил на Пишпек. После 10-дневной осады Пишпек был взят 10 ноября 1862 года".
Занятно, что противоестественная приязнь кокандцев к мальчикам помогла Колпаковскому и ранее, во время знаменитой Узун-Агачской битвы. Вот обстоятельство, которое приводит наблюдатель (Пичугин), хотя не повлиявшее на исход сражения, но ускорившее поражение и облегчившее победу. Речь о деморализации Канаат-Ши, в какой-то момент устранившегося от руководства кокандским воинством.
"Незначительное обстоятельство имело влияние на истощение его энергии: любимый бача (мальчик, заменяющий любовницу у зажиточных сартов) Канаат-Ша был убит, и кокандский главнокомандующий, поражённый этой потерей, перестал распоряжаться. Атаки сартов тогда почти прекратились".
![](https://old.informburo.kz/img/inner/824/81/__3.jpg)
Бачизм, таким образом, был явлением не только субкультуры, но фактором истории. Неудивительно, что среди знаковых фигур Внутренней Азии XIX века встречались и такие, чей карьерный рост проистекал по типичному ныне "голливудскому сценарию". Одним из персонажей, начавшим жизнь бачой и закончившим властелином, считается знаменитый Счастливец Бадаулет – Якуб-бек, властитель Кашгарии и ещё один заметный противостоятель русскому влиянию в Туркестане. Вот что сообщает источник:
"Достигши юношеского возраста, Якуб начал посещать чай-ханэ, причём обнаружил способность к пению; а так как он имел красивую наружность, то его стали называть Якубом-бачёю… Один из пскентских жителей, Абдухалык, находившийся в услужении у кереучинского бека Ирназар-Беглярбега, рекомендовал Якуба в служители к минбаши Гадай-Баю. Обязанности Якуба состояли только в том, что он грел кумган и подавал чилим своему хозяину. От Гадай-Бая Якуб перешёл на службу к Мухаммед-Кериму Кашке, беку ходжентскому, и исполнял те же услуги".
Любопытно, что беспокойную жизнь Бадаулета, по одной из легенд, также непростительно укоротил (в 1877 году) обиженный бача, подсыпавший яда в яства своего благодетеля.
Бачизм в Туркестанском крае как явление начал исчезать к началу XX века. Под напором колониальной администрации, которая считала пристрастие азиатов к мальчикам явлением ненормальным и пагубным и была последовательной в искоренении этого развратного элемента туземного быта.
Про бачей в советской Средней Азии уже вспоминали только старики – новая власть наконец-то освободила женщину, вывела её из затворничества и сорвала с неё паранджу.
А вот в Афганистане и Пакистане эта традиция продолжает существовать до сих пор под названием "бача-бази", хотя официально и запрещена законом.