Прямой эфир Новости спорта

Кровавая охота полицейских на самых крутых бизнесменов Алматы. Часть 1

Фото Герард Ставрианиди
Фото Герард Ставрианиди
Большой резонанс вызвал в Казахстане судебный процесс по делу ОПГ Адамова – Абжанова – Соболевского, завершившийся в Алматы летом 2003 года.

Часть 2 | Часть 3

На скамье подсудимых сидело 11 человек: восемь – скованные наручниками попарно и криминальная троица, также намертво соединённая стальными браслетами. Двенадцатого члена банды, бывшего старшего оперуполномоченного 10-го управления 10-го департамента МВД РК, капитана полиции Владимира Ли среди них не было. За год с небольшим до этого его казнили эти самые люди, которых он считал когда-то своими лучшими друзьями.

Почти шесть лет эта банда, состоявшая в основном из бывших или действовавших ещё в то время полицейских, буквально терроризировала алматинских бизнесменов. На счету у преступников четыре с особой жестокостью совершённых убийства, похищение людей, вымогательство и иные криминальные художества. Главарями организованной преступной группы были:

  • бывший работник КГБ СССР, а впоследствии военнослужащий главного разведывательного управления Минобороны РК полковник Анатолий Адамов, в последнее время, перед самым арестом, подвизавшийся в качестве советника президента ЗАО "Республиканский инновационный фонд";
  • экс-сержант полиции, служивший некогда в спецгруппе захвата, а в последние годы нигде не работавший Мырзабек Абжанов;
  • заместитель начальника службы криминальной полиции ГУВД Астаны, подполковник Евгений Соболевский (примкнул к банде позднее).

Конец криминальным подвигам "ментовской" банды, как прозвали её в народе, положили работники КНБ. В короткие сроки следственно-оперативная группа, возглавляемая Талгатом Мухтаровым, раскрутила дело, которое тщетно пыталась раскрыть в течение нескольких лет полиция Алма-Аты и области. Возможно, их сыщикам оказались просто не по зубам высокопоставленные главари банды и их ещё более высокие покровители. Впрочем, надо признать: организация этой ОПГ и вся её деятельность отличались столь высоким профессионализмом, что вполне можно понять, почему банду так долго не удавалось раскрыть. Да и уже будучи пойманными, во время следствия и позже, в суде, почти все члены этой преступной группы изворачивались, хитрили, старались перевалить всю ответственность друг на друга, обвиняли следственные органы в нарушении их прав, подтасовке и фабрикации доказательств, на полную используя свой прежний опыт работы в правоохранительных органах.

Версия Адамова

Полковник Адамов: "Более лицемерного, коварного, хитрого и жестокого человека, чем Абжанов, я не встречал"

Фото с сайта kub.info
Полковник Анатолий Адамов

Анатолий Адамов полностью отрицал свою принадлежность к банде и участие в совершённых ею преступлениях. Просто, по его словам, в начале 1997 года, в бытность его сотрудником ГРУ МО РК, несчастливая судьба свела его с Мырзабеком Абжановым. Общий знакомый попросил устроить того на работу. С тех пор и попал армейский разведчик в лапы этого бандита.

Абжанов, дескать, решил сделать из него информатора для своих бандитских целей, а также использовать как декоративную фигуру в качестве высокопоставленного "лже-шефа", чьи поручения он якобы выполняет. Всё это – для придания себе авторитета в глазах остальных членов банды. И это ему удалось. Шантажом, угрозами, хитростью, лестью Абжанов вытягивал из Адамова информацию о финансовых делах богатых предпринимателей, с которыми тот был знаком. Затем различными преступными методами Мырзабек и его бандиты вымогали у них деньги. А некоторых из них убивали.

Когда Адамов понял, наконец, чем занимается его знакомец, попытался навести на него алматинскую полицию. Даже, по его словам, встречался для этого лично с тогдашним начальником ГУВД – генералом Касымовым. Но из этой встречи ничего путного не вышло. А разорвать это криминальное знакомство самостоятельно он боялся. Абжанов вконец запугал бывшего "кагэбэшника", а в последующем офицера армейской разведки, угрозами убить его самого и "замочить" всех членов его семьи.

Что же касается пистолета ИЖ-78 с патронами и глушителем, а также динамита и детонаторов, найденных при обыске у Адамова в машине, дома и у его сына на даче, то откуда они взялись там, он сказать не может. Подкинули, наверное. А пистолет-пулемёт ППШ с 29 патронами он, Адамов, нашёл накануне ареста в куче металлолома близ Института матери и ребёнка в Алма-Ате. Хотел сдать это неисправное, как он думал, оружие в музей. Да не успел.

Версия Абжанова

Сержант Абжанов: "Преступную группу я создал по указанию полковника Адамова. Руководил ею и давал конкретные указания по совершению преступлений Адамов".

Мырзабек Абжанов практически с самого начала следствия признал свою вину по самым тяжким обвинениям, предъявленным ему. Изобличали его и дневники, которые он вёл постоянно все эти годы. Создание организованной преступной группы и руководство ею. Убийство граждан Дзадзиева и Султыгова; похищение предпринимателя Виталия Гауцеля, вымогательство в отношении этого гражданина и последующее его убийство; организация убийства бывшего капитана полиции, а затем члена банды капитана Владимира Ли – всё это бывший сержант спецназа признал. Отказался Абжанов признавать лишь похищение предпринимателей Гречникова и Банина (фамилии изменены) и вымогательство у них денег. Якобы оба они были должны ему и просто возвращали долги.


На счету ОПГ – похищение предпринимателей и вымогательство

Фото Владимира Бахуревича
На счету ОПГ – похищение предпринимателей и вымогательство

По словам Абжанова, он познакомился с полковником ГРУ МО РК Адамовым через своего родственника в 1995 году и с тех пор поддерживал с Анатолием приятельские отношения. В конце 1996 года по его заданию организовал группу для выполнения специальных конфиденциальных поручений. За это ему была обещана в дальнейшем работа в ГРУ. По заданию Адамова группой были ликвидированы граждане Дзадзиев и Султыгов; похищен, а затем убит предприниматель Виталий Гауцель. И в дальнейшем полковник армейской разведки подыскивал богатых предпринимателей, у которых можно было вымогать деньги, составлял планы их похищения, распределял доходы, полученные бандой. Кроме того, Анатолий Адамов обучал бандитов приёмам конспиративной работы, негласной слежки, умению обращаться со специальным подслушивающим, а также сканирующим полицейские радиочастоты оборудованием.

Версия Соболевского

Подполковник Соболевский пришёл в банду значительно позже, но сразу занял место одного из её руководителей.

Кстати, история появления Соболевского в банде напоминает сюжет крутого голливудского боевика. Экс-капитан полиции Ли, к тому времени оказавшийся не у дел и промышлявший торговлей запчастями на авторынке, сообщил бывшему своему сослуживцу, сержанту ОМОНа Мубаряку Ивуллаеву, в то время работавшему у Абжанова в качестве личного телохранителя, что при МВД РК создаётся специальное подразделение по борьбе с наркобизнесом. Формироваться оно будет из офицеров не ниже майорского звания и с опытом работы не менее 15 лет. Задача этого "спецназа", вы не поверите, читатель, – физическое уничтожение крупных наркодельцов. Руководителем группы будет их прежний с Ивуллаевым начальник по работе в Аксуском РОПе Алматы подполковник Соболевский и он, Ли. Однако, у спецподразделения есть проблемы с финансированием. Так вот, не поможет ли Ивуллаев в поиске бизнесменов, которые согласятся спонсировать группу "хороших" киллеров в полицейских мундирах.

Ивуллаев свёл своего "шефа" с Соболевским и Ли. Оказалось, что последний хорошо знает Абжанова по прежней совместной службе в полиции. Так что проблем никаких не возникло. Единственный вопрос, который задал Соболевский будущему спонсору был таков: а случалось ли тому прежде убивать людей? Абжанов похвалился, что на его лицевом счету – три трупа. Бандиты ударили по рукам. Так Соболевский стал третьим руководителем банды. В его задачу входило обеспечение группы оружием и "крышевание" её от возможных проблем с полицией.

Подполковник Соболевский: "Да это бред какой-то. Спецгруппа по ликвидации наркодельцов. Какая-то банда. Я вообще почти всех этих людей увидел лишь после своего ареста".

Соболевский ни по одному пункту обвинения своей вины не признал и на предварительном следствии от дачи показаний отказался. По его версии, уголовное дело на него было сфабриковано, все доказательства его вины подтасованы. Против него постоянно применялись незаконные методы дознания и следствия: начиная от морального давления до физических мер воздействия. Что касается марихуаны, фальшивых долларов и пистолетных патронов, якобы обнаруженных при обыске в его рабочем кабинете в Астане, то их туда наверняка подкинули следаки и опера из КНБ.

"Торпеды": "Я ухожу из жизни добровольно. В моей смерти прошу никого не винить"

Все остальные члены банды были слепыми исполнителями воли троих главарей ОПГ. Вели слежку за будущими жертвами, похищали людей, караулили их в заточении, убивали, расчленяли и сжигали трупы. Получали за свои труды "жалование" из рук Абжанова. Причём не больно жирное, а по нынешним временам так даже чуть не нищенское: 200-300 долларов в месяц. Перед тем как вступить в банду, все они писали "шефу" расписки следующего содержания: "Ухожу из жизни добровольно. В моей смерти прошу никого не винить". Кроме того, сдавали ему же все свои документы. Как в военной организации на период службы.


Наказание за провинность в ОПГ могло быть самым суровым – вплоть до казни

Фото Владимира Бахуревича
Наказание за провинность в ОПГ могло быть самым суровым – вплоть до казни

За лёгкие провинности подвергались штрафам – изъятиям из "зарплаты". За серьёзные – могли быть "опущены" – подвергнуты групповому акту мужеложства с записью этой унизительной процедуры на видеокамеру. Такой случай в истории банды имел место. За особо же тяжкие грехи любой из них мог быть казнён. В общем, бесправная бандитско-ментовская масса (почти все они – бывшие или ещё действовавшие в то время полицейские, исключая разве экс-предпринимателя Степанова (фамилия изменена), ставшего бандитом по собственной глупости и несчастному стечению обстоятельств).

Отдельного упоминания из них заслуживают разве что названный уже сержант Ивуллаев да полицейский офицер Конысбек Нуралиев (фамилия и имя изменены, в связи с тем, что он к тому времени ещё не был найден). Первый был человеком, приближённым к двум руководителям банды – Абжанову и Соболевскому, а также к капитану Ли, до своей гибели тоже бывшему не последним лицом в группе. Ивуллаев хорошо знал всех их в прежние времена по совместной службе, и поэтому пользовался в банде более высоким авторитетом, чем позволяло его сержантское звание и задачи, которые он выполнял. Нуралиев тоже не был, в общем-то, простой примитивной "торпедой". На нём как на очень сильном профессионале в области ведения полицейской слежки лежали обязанности по организации негласного наблюдения за будущими жертвами банды, обучению его приёмам рядовых бандитов, контролю за их работой, её оплате.

Тем не менее всё это "пушечное мясо" во время следствия и суда сходу стало сдавать своих начальников, да и друг друга, стараясь любой ценой переложить главную ответственность за убийства на кого угодно, только бы самим отвертеться от возможной "вышки".

Рассказ об их жертвах – в следующих публикациях.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров