Прямой эфир Новости спорта

Коргалжинский заповедник: Почему фламинго в нём стало меньше и как "поумнела" сайга

С высоты птичьего полёта учёные посмотрели, как живут обитатели Коргалжинского заповедника.

Учёные проверили численность животных и птиц Коргалжинского государственного заповедника. Группа научных сотрудников совершила ежегодный облёт территории на самолёте, чтобы выяснить, как изменилась ситуация за отчётный период: представителей каких видов стало больше, а каких, наоборот, меньше.

"В течение года мы неоднократно проводим наземный учёт при помощи оптической трубы, однако территория заповедника, вы видите, очень большая, много труднодоступных мест, поэтому до 90% участков промониторить просто невозможно. Из-за камышей с берега не видно, что там творится: где скопление лебедей, фламинго или цапель. С самолёта совсем другое дело – всё хорошо видно", – объяснил заместитель директора по науке Коргалжинского государственного заповедника Алексей Кошкин.


Вид на Коргалжинский заповедник с самолёта

Вид на Коргалжинский заповедник с самолёта / Фото предоставлено компанией ERG


В облёте задействованы, как правило, три научных сотрудника. Один из них сидит в кабине пилотов и заранее предупреждает своих коллег в салоне, подавая знаки руками, чтобы те были готовы. Двое других занимают места у иллюминаторов с разных сторон, справа и слева, и ведут учёт особей того или иного вида, а затем их данные суммируются.

"Такая методика подсчёта в мировой практике достаточно распространена – у нас она используется ещё с советских времён. Конечно, посчитать точное количество птиц, даже таких крупных, как фламинго или пеликаны, с высоты невозможно; однако со временем приходит опыт, и ты уже, что называется, навскидку видишь, что в этой кучке, примерно сто особей, а в другой – двести. Иначе никак", – пояснил заместитель директора по науке.


Сотрудник заповедника из кабины пилотов подаёт знак коллегам в салоне самолёта

Сотрудник заповедника из кабины пилотов подаёт знак коллегам в салоне самолёта / Фото предоставлено компанией ERG



Сотрудник заповедника ведёт учёт

Сотрудник заповедника ведёт учёт / Фото предоставлено компанией ERG


Даже приблизительный учёт животных и птиц позволяет учёным не только следить за численностью обитателей заповедника, но и выявлять причины происходящих изменений, будь то их увеличение или сокращение. В этом году, к примеру, в ходе облёта выяснилось, что пеликанов и цапель стало больше, а фламинго, наоборот – меньше.

"Основная причина сокращения количества фламинго в заповеднике – это то, что озеро Тенгиз обводнилось, опреснилось и в нём стало меньше зоопланктона, которым питается фламинго. Они прилетели, покрутились-покрутились, видят, что-то не то, и улетели на другое место. Когда в Тенгизе мало воды, фламинго у нас больше – это мы неоднократно констатировали в ходе предыдущих мониторингов. Но повлиять на это мы не можем – всё циклично", – рассказал Алексей Кошкин.


Розовые фламинго летят над озером

Розовые фламинго летят над озером / Фото предоставлено компанией ERG



Лебедь

Лебедь / Фото предоставлено компанией ERG


Меры приходится принимать, когда вмешивается человеческий фактор – речь идёт о браконьерах, которые, по словам сотрудников заповедника, не оставляют попыток охотиться на сайгу. Поэтому учёные стараются максимально точно определить места обитания этих животных и организовать усиленный контроль за ними.

"Сейчас сайга поумнела – на островах живёт, в степь не выходит. Зимой зашла туда и прекрасно себя там чувствует: волков нет, людей нет – никто не гоняет, живи и размножайся до следующей зимы. Если старые самки там стадо оставят, то они на следующий год и зимовать там будут, и на лето останутся опять", – отметил он.


Сайга

Сайга / Фото предоставлено компанией ERG



Алексей Кошкин

Алексей Кошкин / Фото предоставлено компанией ERG



Лебеди

Лебеди / Фото предоставлено компанией ERG


Авиаучёт животных и птиц научные сотрудники Коргалжинского заповедника проводят всего один раз в год. Дело в том, что выделение государственных средств из бюджета на аренду самолёта не предусмотрено, деньги приходится просить у спонсоров.

"В советское время мы летали по три раза за год: один раз кабана считали и ещё два раза – крупную птицу посчитать и сайгу. Чем больше выборка, тем точнее результат. В настоящее время, конечно, с финансами трудновато, поэтому мы вынуждены прибегать к спонсорской помощи. Eurasian Resources Group – единственная в Казахстане компания, которая оказывает нам спонсорскую помощь. Кроме того, они нам и фестиваль "Фламинго" помогают проводить, и стелу на въезде строят", – рассказал Алексей Кошкин.


Вид на заповедник

Вид на заповедник / Фото предоставлено компанией ERG



Учёт в заповеднике проводился на самолёте АН-2

Учёт в заповеднике проводился на самолёте АН-2 / Фото предоставлено компанией ERG


По итогам облёта сотрудники Коргалжинского заповедника напишут подробный отчёт, однако уже сейчас, по их словам, можно сказать, что ситуация на территории стандартная – изменения, которые зафиксированы, опасений не вызывают.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров