На протяжении многих лет львиная доля казахстанского угля экспортировалась в Россию, однако ситуация меняется. В соседней стране медленно, но верно наращивают объёмы добычи собственного твёрдого топлива. Известно, что к 2030 года Россия намерена ежегодно добывать до 500 миллионов тонн угля вместо прежних 400. Таким образом, Казахстан рискует полностью потерять российский рынок даже при том, что многие отопительные станции соседней страны сейчас работают исключительно на казахстанском угле.

"Смотреть нужно на перспективу. Понятно, мы несколько лет говорим о том, что российская сторона уменьшает закупку угля. Понятно, что бы мы ни говорили о том, что все станции, которые были ориентированы на экибастузский уголь, не могут использовать другой, кузбасский, к примеру, но технологии сегодня развиваются очень быстро. И в скором времени мы можем полностью потерять рынок, который мы имеем по России, поэтому работу сегодня надо ставить на другой лад", - заявил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Новые рынки сбыта угля, по словам главы Правительства, искать нужно уже сейчас. Один из потенциальных вариантов - Китай. Есть информация о том, что Поднебесная намерена сократить объёмы добычи твёрдого топлива и уже в скором времени будет искать способы избежать дефицита.



"У меня есть данные, что правительство Китая приняло решение о сокращении добычи на 500 миллионов тонн к 2020 году. Они приняли определённые решения с учётом экономических аспектов и экологической ситуации. Надо изучить, откуда они завозят уголь", - отметил глава кабмина.

Ещё одно предложение, которое Казахстан намерен сделать Китаю - совместно добывать угольный метан. С 2015 года компания "КазТрансГаз" разрабатывает месторождения в Карагандинской области. В регионе уже пробурены 8 скважин и получен первый газ. При этом геологоразведочные работы продолжаются. Угленосность казахстанского топлива, как отмечается, соизмерима с крупнейшим месторождением США "Блэк Вэрриор", где добывается 1,5 миллиарда кубов.

"В феврале мы планируем провести переговоры Министерства энергетики с китайской Синьцзянской нефтяной компанией "Гуаньхей" по вопросу создания совместного предприятия с "КазТрансГазом" для реализации проекта разведки и добычи угольного метана", - проинформировал генеральный директор АО "КазТрансГаз" Рустам Сулейманов.



Добыча метана из угольных пластов включена в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов и получения действующих налоговых и инвестиционных преференций. Специально для этого были внесены изменения в Предпринимательский кодекс.

"Перед Министерством энергетики стоит задача добывать метан угольных пластов для промышленного освоения, что позволит значительно улучшить социально-экономическую обстановку в ряде регионов страны, так как этот метан можно использовать для производства электроэнергии, в бытовых целях, в качестве топлива для автотранспорта, в металлургической промышленности и химических отраслях. Существенно повысится безопасность работ при последующей добыче угля и улучшится экологическая ситуация за счет уменьшения выбросов метана в окружающую среду", - отметил министр энергетики Канат Бозумбаев.

Выступая на заседании Правительства, министр энергетики обратил внимание коллег ещё на одну проблему, с которой столкнулись казахстанские угледобывающие предприятия . Операторы российских морских портов, несмотря на имеющуюся договорённость, на протяжении года своевременно не обслуживают клиентов других государств-членов ЕАЭС, в том числе из Казахстана.

"На сегодня основные вопросы краткосрочного характера решены, кроме вопроса равнодоступности к услугам морских портов на территории государств-членов ЕАЭС для экспорта казахстанского угля. Казахстанские угледобывающие предприятия столкнулись с барьерами доступа к услугам операторов морских портов Российской Федерации, барьеры имеются", - пожаловался глава профильного ведомства.

Для решения этой проблемы представители Республиканской ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий предложили внести поправки в договор, где бы более жёстко регламентировались обязанности операторов морских портов. При этом они отметили, что проблемы с обслуживанием возникают не только у тех, кто работает с углём, но и у поставщиков зерна.

Что же касается железнодорожных перевозок, то и здесь немало проблем. Поставщики пожаловались на то, что осенью 2016 года не смогли вовремя доставить уголь в пункты назначения.

"В ноябре-декабре года наши угольные компании, в частности "АрселорМиттал Темиртау", "Богатырь", "Казахмыс","Шубарколь комир", не были обеспечены вагонами почти на 30% , то есть не смогли выполнить принятые обязательства. Одна из причин – всё-таки нехватка вагонов, и то, что происходит сейчас, требует особого внимания, выстраивания новых моделей развития транспортных перевозок", - выступил исполнительный директор ОЮЛ "Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий" Николай Радостовец.

До 2020 года, как выяснилось, Казахстану требуется обновить до 20 тысяч вагонов. В этом деле КТЖ просит помощи у государства.

"В среднесрочной перспективе потребуется обновление порядка 20 тысяч вагонов до 2020 года, соответственно просим Правительство принять программу по поддержке транспортного машиностроения, которая позволит КТЖ, а также частным операторам своевременно приобретать и обновлять подвижной состав казахстанского производства", – обратился к премьеру президент АО "НК "Қазақстан темір жолы" Канат Алпысбаев.

"Спасибо за предложение, но, Канат Калиевич, в то же время вам необходимо самим работать. Много вопросов вам задают", - ответил Бакытжан Сагинтаев.

При обсуждении темы развития угольной промышленности высказался и аким Карагандинской области. Нурмухамбет Абдибеков попросил утвердить нормативы численности работников на угольных предприятиях.

"Разрешите один проблемный вопрос, связанный с угледобычей, озвучить. Он носит ярко выраженный социальный характер. Важной мерой стабильности на угольных предприятиях угольного департамента "АрселорМиттал Темиртау" является вопрос разработки и утверждения нормативов численности работников. Их отсутствие не позволяет эффективно контролировать и регулировать трудовые взаимоотношения между работодателем и наёмными работниками", - отметил глава региона.

"Этой работой сейчас занимаемся. В работе этот процесс, я думаю, в ближайшее время..." - хотел продолжить министр энергетики Канат Бозумбаев, но его перебил премьер-министр.

"Если регион ставит этот вопрос как проблемный, надо оперативно решать. Срок - неделя", - заключил Бакытжан Сагинтаев.

Подводя итоги заседания, глава Правительства поручил рассмотреть возможности расширения экспорта казахстанского угля.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter