Ситуация с дефицитом ученических мест напоминают бесконечные гонки. Власти ежегодно вводят в строй несколько школ и пристроек к ним, но высокая рождаемость и миграция сводят на нет эти усилия. Кроме того, обостряется проблема ветхих учебных заведений. В некоторых школах, например в Таразе, удобства находятся на улице. Бывшие руководители управлений образования даже заявляли, что ликвидировать дефицит невозможно. Даже в крупнейшем мегаполисе страны Алматы сегодня не хватает более 30 тысяч ученических мест. По нормативам в классе должно быть 25 учеников, по факту – 40-45. О каком качестве образования и санитарных нормах может идти речь?

Нужны ли школы в эпоху интернета?

Сегодня популярна точка зрения, что пандемия коронавируса приведёт к революции, изменит наши привычные взгляды на многие вещи, а дети как наиболее продвинутая часть общества быстро освоят обучение онлайн. Однако система онлайн-обучения в нашей стране "крякнулась". Такое заключение сделал глава государства Касым-Жомарт Токаев. Из-за отказа от онлайн-уроков через конференц-систему Zoom с 6 апреля начали транслировать телеуроки. Сейчас они транслируются на телеканале "Ел арна", но и тут произошел казус. В первый день учёбы сайты телеканала El Arna, где транслируются видеоуроки, и Kundelik, куда загружаются домашние задания, были недоступны. Это объяснили массовым наплывом пользователей, из-за чего система не выдержала нагрузки. Интернет – это лишь малая часть проблем. Как вообще можно усвоить материал, когда нет живого общения учителя с учеником?

"Как преподают русский язык: "Вот три предложения. Посмотрите, какие это предложения по виду". Там изображение меняется раньше, чем я сама успеваю только прочитать эти предложения, а в конце радостно говорится, что вы ответили правильно. Вот это вообще непонятно", – рассказала мама первоклассницы Аселя Смаилова. Если это непонятно взрослым, что говорить о шести- и семилетних детях?

В школе можно поднять руку, задать вопрос – и учитель всё объяснит. Здесь связь работает только в одну сторону. Похоже, понимают это и в МОНе. Поэтому оценки будут выставлять по итогам трёх четвертей. Шансы, что за три летних месяца сделают то, что не смогли за десятилетия цифровизации Казахстана, равны нулю. Альтернативы традиционному обучению в школах пока, увы, нет.



В тесноте, да не в обиде?

Сейчас рано говорить о том, как сложится ситуация в начале нового учебного года. Возможно, обучение вновь будет проводиться онлайн, но педагоги надеются, что дети вернуться в школы. Правда, в этом случае встанет вопрос безопасности. Одним из самых важных факторов защиты от коронавируса и других инфекций является социальная дистанция, неукоснительное соблюдение санитарных норм. Но практически все алматинские школы работают с перегрузкой. Так, лицей №173, о котором говорил в своём выступлении президент страны, рассчитан на 1200 мест. Фактически в нем обучается 2700 детей. Здесь 6-8 параллельных классов. О нормативах в 25 учеников в классе педагоги даже и не вспоминают. Кстати, наши учителя оказались в замкнутом круге. Если в школе хорошая атмосфера, сильные педагоги, то такая популярность приведет к ещё большой нагрузке на них и на всю сопутствующую инфраструктуру, на те же дороги. Согласно Закону "Об образовании" вы вправе выбрать любую школу для своего ребёнка.

Больше школ, хороших и разных

Но есть и хорошие новости. 2020 год может стать знаковым для среднего образования южной столицы. Благодаря государственно-частному партнёрству исторически сложившийся дефицит ученических мест может быть решён. На отчётной встрече с жителями аким Алматы Бакытжан Сагинтаев отметил, что в 2021 году в рамках ГЧП планируется построить 8 школ на 12 900 мест. В эти 8 школ также входит одна школа в районе Рахат. Уже в 2020 году к началу учебного года будут построены 2 школы на 1800 мест, 5 пристроек к существующим школам на 2017 мест.

Причём это будут не однотипные "коробки", знакомые ещё с советских времен, а интересные, архитектурные сооружения, спроектированные с учётом опыта таких стран как США, Финляндия, Россия. Школы, рассчитанные на 1500-1800 мест, вызывают ассоциации с набором цветных карандашей. Здесь предусмотрено три блока: для начальных классов, средних и старших. Не стоит говорить о том, как это удобно и безопасно. Для детей начальных классов не забыли даже песочницы. Ещё в здесь будут оранжерея и амфитеатр, а переходы между блоками старались делать максимально прозрачными, чтобы дети находились в условиях полезного, естественного освещения. Перечислять все достоинства новых школ можно бесконечно. Здесь даже плитку применят особую, в ней есть отверстия для травы. Это новое слово в ландшафтном дизайне теперь будет радовать алматинских детей. Всё же культурная столица. Но остальные города пусть не обижаются – будем надеяться, что дефицит школ там тоже будет ликвидирован.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter