На 31-м международном кинофестивале в Токио, который пройдёт в этом году с 25 октября по 3 ноября, казахстанское кино будет представлено сразу двумя кинолентами.

В основном конкурсе участвует драма Эмира Байгазина "Река", за которую он получил приз за режиссуру в секции "Горизонты" на Венецианском кинофестивале в этом году, а также удостоился почётного упоминания жюри на недавнем кинофестивале в Торонто, где его фильм был представлен в конкурсной программе "Платформа". Кроме того, там он получил грант от Голливудской ассоциации иностранной прессы.

Второй лентой, которую пригласили в Токио из Казахстана, стала картина Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира", которая закрывала в этом году престижнейшую конкурсную программу "Особый Взгляд" Каннского кинофестиваля, – мы рассказывали о её премьере в репортаже из Канн. Фильм Ержанова попал в токийскую программу "Фокус", в которой будут показывать ленты фестивальных завсегдатаев, таких признанных режиссёров, как Паоло Соррентино ("Великая красота", "Молодость", сериал "Молодой Папа"), Оливье Ассайас ("Персональный покупатель", "Зильс-Мария"), Карлос Рейгадас ("Япония", "Безмолвный свет").

Кинофестиваль в Токио – два в одном

Токийский кинофестиваль – фестиваль класса "А", который входит в 15 лучших кинофестивалей мира, одобренных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Он проводится с 1980-х годов и сейчас является одним из важнейших в мире наряду с Каннским, Венецианским, Берлинским, Шанхайским, кинофестивалем в Локарно и другими. Кроме того, в Токио ежегодно параллельно с фестивалем проходит крупнейший в Азии кинорынок TIFFCOM.

Традиционно Токийский кинофестиваль проводится в конце октября – начале ноябре, как раз перед вторым туристическим сезоном в Японии – момидзи, как японцы называют сезон любования красными кленовыми листьями. Известно, что количество туристов, приезжающих в Японию насладиться осенними пейзажами, ничуть не меньше, чем в период цветения сакуры. Гости кинофестиваля получают два в одном: настоящую японскую осень, воспетую поэтами, и разнообразное кино со всего мира.

В Токио Алехандро Иньярриту стал звездой, а Леонардо Ди Каприо – актёром №1

Ежегодно кинофестивали сражаются не только за самые качественные кинокартины и визиты топовых звёзд, но и за открытие новых имён. Токийский кинофестиваль известен тем, что любит поддерживать молодых режиссёров. Говорят, когда-то здесь открыли знаменитого мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Его дебютный фильм "Сука-любовь" завоевал главный приз Токийского кинофестиваля – "Сакуру Токио". Позже этот фильм был номинирован на соискание премии "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм", правда, тогда эта награда досталась китайцу Энгу Ли и его картине "Крадущийся тигр, затаившийся дракон".

Ещё один факт, которым гордится Токийский кинофестиваль: в 1997 году здесь состоялась мировая премьера одной из лучших когда-либо созданных драм – фильма Джеймса Кэмерона "Титаник", уже 20 лет занимающего лидирующие позиции в списке самых кассовых лент за всю историю кино. Хотя Ди Каприо был на тот момент уже популярен, а фильмы с его участием "Что гложет Гилберта Грейпа", "Дневник баскетболиста", "Ромео и Джульетта", "Полное затмение" замечены, именно после "Титаника" Леонардо Ди Каприо стал мировой знаменитостью №1.

Казахстанские режиссёры на Токийском кинофестивале

В Японии всегда ценили казахстанское кино, на кинофестиваль в Токио часто приглашали наших режиссёров, и они не раз получали там награды. Одним из первых призёров Токийского кинофестиваля был Амир Каракулов за фильм "Последние каникулы", который показывали там в секции "Молодое кино", в 1996 году он получил "Золотой приз". В 2008 году главный приз Токийского кинофестиваля – "Сакуру Токио" увёз казахстанский фильм "Тюльпан" Сергея Дворцевого, чей новый фильм "Айка" в этом году довольно неожиданным образом представляет Казахстан в оскаровской гонке.

В 2012 году в основном конкурсе Токийского кинофестиваля участвовал Ерлан Нурмухамбетов со своим казахстанско-японским фильмом "Перед грозой". Это история о семье чабанов, в которой живёт бабушка-шаманка. Чувствуя, что скоро умрёт, она просит отвезти её прах на историческую родину – на Алтай. Родственники выполняют её последнюю просьбу. Хотя фильм и не получил призов в Токио, режиссёр, похоже, понравился продюсерам из Страны восходящего солнца. В этом году с Ерланом решил работать знаменитый японский продюсер Сёдзо Итияма, который продюсировал фильмы самых известных азиатских режиссёров – японца Такеши Китано, китайца Цзя Чжанке и тайваньца Хоу Сяосяня. Этой осенью Итияма запустил новый проект Нурмухамбетова – "Конокрады" с Самал Еслямовой в главной роли. "Конокрады" – это история одной чабанской семьи, главу которой убивает банда конокрадов. 12-летний сын убитого тяжело переживает смерть отца и пытается бороться с этим злом самостоятельно, но у него ничего не получается до тех пор, пока ему не начинает помогать один загадочный незнакомец (эту роль играет японский актёр Мирай Морияма). Съёмки этого казахстанско-японского фильма проходили в сентябре этого года в Алматинской области недалеко от живописного озера Тузколь.

В прошлом году в основном конкурсе Токийского кинофестиваля участвовала новая на тот момент лента Жанны Исабаевой "Света", которую в Казахстане никто так и не увидел. Как мы поняли из рецензий в журналах Variety и Hollywood Repoter, "Света" – это суровая, безжалостная и бескомпромиссная драма, снятая на языке жестов. Она о глухонемой молодой женщине Свете, матери двоих детей, которая, боясь потерять квартиру из-за просрочек по ипотеке, идёт на убийство. Света работает бригадиром на швейном предприятии для глухонемых, у неё есть муж, тоже слабослышащий, но главный "мужик" в доме – это она. Когда приходит в дом беда в виде банка-кредитора, а начальник сообщает, что скоро начнутся сокращения и её уволят, Света решается на убийство конкурентки – матери-одиночки, которую не могут уволить из-за социально уязвимого статуса. Убив бывшую коллегу, обокрав и заняв её место, Света не останавливается и решает отравить свою бабушку, унаследовав таким образом её квартиру. Зло остаётся безнаказанным. Как заключают критики изданий, в новом фильме Исабаева верна себе: главная тема её фильмов и в дебютном фильме "Караой", и в отмеченной наградами "Нагиме" – это исследование того, как суровое сиротское детство человека может уничтожить главное в нём, уничтожить его человечность".

Каким окажется фестиваль для Эмира Байгазина – конкурсанта от Казахстана, пока неизвестно. Многое будет зависеть от жюри Токийского кинофестиваля, в состав которого в этом году вошли известный филиппинский режиссёр Брильянте Мендоса, исполнительный продюсер популярного сериала "Мир Дикого Запада" Брайан Берк, актрисы иранка Таране Алидости и японка Кахо Минами, китайский режиссёр и продюсер Стэнли Кван.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter