Прямой эфир Новости спорта

Кино о простых людях в Каннах: Кена Лоуча приняли прохладно, братьев Дарденн забукали, а от Кристи Пую в восторге

festival-cannes.com
festival-cannes.com
В самом богемном городе Франции, на Лазурном берегу традиционно любят драмы о проблемах обычных людей. "Так звёзды узнают о настоящей жизни" – шутят критики.

Конечно, программа Каннского кинофестиваля в первую очередь создана для профессионалов киноиндустрии, а звёзды и высший свет – лишь приятное дополнение к событию. И хотя на фестивалях остросоциальное кино всегда в числе самых популярных, в этом году порадовать гостей Каннского кинофорума свежими и яркими работами на эту тему удаётся с переменным успехом.

"Я, Дэниел Блэйк"

У британского режиссёра Кена Лоуча получилось впечатлить далеко не всех. Новый фильм от автора, известного своими социально ориентированными картинами и получившего однажды "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля за фильм о борьбе ирландцев за независимость, называется "Я, Дэниел Блэйк". Это предельное простое, ясное, но всё же мощно заряженное гуманистическое кино.


Трейлер фильма "Я, Дэниел Блэйк"


Критики, обычно ждущие от кинематографистов новых экспериментов и поисков киноязыка, на этот раз были невысокого мнения о картине, но это вовсе не означает, что такие консервативные и простые картины о людях не должны существовать. Фильм хоть и максимально простой, но почему-то трогающий, причём тронувший даже тех, кому описанная бюрократическая система как родная и кто уже давно должен был к ней привыкнуть.

По сюжету драма "Я, Дэниел Блэйк" напоминает истории, связанные с нашей медициной: помните, как больной ребёнок ждал квоту на проведение операции, но так и не дождался. Пожилой одинокий мужчина, переживший инфаркт, нуждается в пособии для инвалидов – он больше не может работать. Но вместо помощи от государства он попадает в бюрократическую западню: с телефонами, по которым нужно дозваниваться по два часа, выслушивая весь музыкальный репертуар коммутатора по несколько раз, со всеми электронными очередями и магическим словом CV, непонятным для стариков. Мир, где без бумажки ты букашка, встречает его максимально неприветливо. Зато сам герой не потеряет человеческих качеств и приютит у себя случайную женщину из социального центра – молодую маму с двумя детьми, которой даже есть нечего, и она ворует в супермаркетах.


Кадр из фильма "Я, Дэниэл Блэйк"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Я, Дэниел Блэйк"

Возможно, поразить и разжалобить Лоучу удалось и не всех (особенно тех, кто, в отличие от благополучного западного зрителя, знает что такое настоящая бюрократия и плохая медицина), но фильму всё же симпатизируешь за пролетарскую, так сказать, составляющую. Фильм заканчивается монологом героя на его же похоронах: я не покупатель и не продавец, – говорит он в прощальном письме, – я не номер ИНН и не налоговый счёт, я просто человек, и моё имя – Дэниел Блэйк". Сильно.


Кадр из фильма "Я, Дэниэл Блэйк"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Я, Дэниел Блэйк"

К слову, новая картина Кена Лоуча перекликается с самой знаменитой работой ещё одного конкурсанта этого года – румына Кристи Пую: в его картине "Смерть господина Лазареску" пенсионер долго и мучительно умирал во время ночного путешествия по больницам Бухареста, где его никак не хотели принимать. На этот раз у Кристи Пую (основоположника авторского румынского кино и их самой большой звезды) новая работа – "Сьерра Невада".

"Сьерра Невада" – один из фаворитов критиков

Если картина Лоуча "Я, Дэниел Блэйк" заканчивается смертью (уж извините за спойлер), то картина восточноевропейского режиссёра, которого называют отцом румынской волны – знаменитого Кристи Пую, наоборот, только со смерти и начинается. События в фильме разворачиваются в одной из квартирок Бухареста, где собирают отмечать сорок дней с того момента, как семья потеряла отца семейства. В одном месте собрались его жена, взрослые дети, внуки, невестки и друзья семьи (одна из них – случайно нагрянувшая и сильно выпившая дама).


Кадр из фильма "Сьераневада"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Сьерра Невада"

Картина Кристи Пую очень понравилась критикам и сейчас она в числе фаворитов, но выдержать её смог далеко не каждый, даже самый продвинутый кинозритель дрогнул. А всё потому, что "Сьерра Невада" – это почти 3 часа разговоров, снятых в документальной манере в довольно бедном кинематографическом пространстве. Интересно, что по убранству, оказываются, румынские квартирки очень похожи на наши – те, что с советских времён. Но тот, кто остался, всё же был вознаграждён – от фильма нельзя оторваться. 


Кадр из фильма "Сьераневада"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Сьерра Невада"

Несмотря на странное название (такое же у горнолыжного курорта на юге Испании), камера лишь пару раз метнётся на улицу, чтобы отснять драку за парковку и разговоры в салоне автомобиля. Всё остальное время она остаётся в квартире. Быт запечатлен поэтически, всё снято так виртуозно естественно, что кажется всё это вышло совершенно случайно – по дороге в машине супруги решают бытовые вопросы, обсуждают набег на ближайший супермаркет, жена распекает мужа, за то, что костюм детский купил не того цвета, на кухне привычные разговоры – от сплетен про измены до споров о благе и вреде коммунизма, рассуждений о большой политике, об 11 сентября, расстреле редакции "Шарли Эбдо" и прочем. Словом, обычная человеческая жизнь.


За стол не садятся – ждут, когда придут священнослужители: прочтут молитвы усопшему, пропоют псалмы и расскажут о втором пришествии Христа, которое пока никто не заметил. Вся эта подготовка – своего рода метафора самой жизни: она идёт, пока ты к ней готовишься, и высокое в ней рядом с низким, счастье неподалеку от драм, а истинная семейная гармония соседствует с усталостью.


Кадр из фильма "Сьераневада"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Сьерра Невада"

И хотя, чтобы стать поклонником "Сьерра Невады", нужно терпение и соответствующая киноподготовка, но одолеть эти 3 часа стоит: ведь в ней столько уюта, домашнего тепла и принятия жизни как таковой, что к финалу фильма начинаешь понимать, где в твоей душе эта самая благословенная "Сьерра Невада" находится – в твоём собственном доме.

"Незнакомка" Дарденн

Ещё одна социальная драма 69-го Каннского кинофестиваля – это новый фильм знаменитых бельгийских режиссёров братьев Дарденн, к слову, дважды лауреатов "Золотой пальмовой ветви" и обладателей Гран-при фестиваля. Они представили своё новое творение под названием "Незнакомка". Это картина о девушке, молодом враче, которая однажды ночью не открыла дверь той, что нуждалась в защите. В итоге стучавшуюся нашли утром мёртвой, а поскольку не нашли о ней никакой информации, похоронили её соцслужбы. А врача так мучает совесть, что она начинает расследование: ей хочется установить, кто эта девушка и при каких обстоятельствах она погибла?


Трейлер фильма "Незнакомка" братьев Дарденн


Конечно, образ совестливого врача, способной не остаться неравнодушной и желающей исправить свои ошибки, даже если они не врачебные, а человеческие, приятен и подкупающ. Однако при всей своей правильности и пользе, образ положительного героя несколько утрирован. История так захватывает героиню, что она бросает дела, рискует жизнью, лишь бы узнать имя погибшей. Расследование девушка проводит исключительно среди больных пациентов, при этом каждый второй из них что-то знает, но только ей не говорит. И конечно же, вскоре каждый из них раскаивается, и тайное становится явным. Такое решение – искать преступников среди постоянных пациентов – возможно, своего рода драматургическая находка, ведь получается, что все мы сейчас больны равнодушием, и такие самоотверженные врачи, которые пытаются сделать всё возможное для пациентов, даже после их смерти, нам кажутся фантазией.


Кадр из фильма "Незнакомка"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Незнакомка"

Неизвестно, как картину оценят критики, но уже понятно, что больших призов у братьев Дарденн, наверное, опять не будет, как и два года назад, когда они представляли социальную драму о девушке, которая потеряла работу – "Два дня, одна ночь" с Марион Котийяр в главной роли, и они опять уедут ни с чем. Во всяком случае, на пресс-показе часть критиков недовольно "забукала" после просмотра.

Ждите наших обзоров с 69-го Каннского кинофестиваля: впереди – о новой картине Педро Альмодовара, Джима Джармуша и Ксавье Долана. 

Поделиться:

Новости партнеров