Прямой эфир Новости спорта

Казахстанские МиГ-31 в ожидании модернизации

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Этот уникальный боевой самолёт создавался ещё в 1970-е годы, однако до сих пор вызывает головную боль у НАТОвских генералов.

Самый высотный, самый быстрый, самый дальнобойный – МиГ-31 до сих пор остаётся непревзойдённым в классе тяжёлых истребителей. На экспорт эта машина никогда не поставлялась и сегодня стоит на вооружении всего лишь в двух странах мира – в России и в Казахстане. Корреспондент informburo.kz побывал в Караганде, где расположена 610-я авиационная база имени Нуркена Абдирова. О том, как проходит служба в этой элитной части казахстанских Военно-воздушных сил, какие достижения и проблемы есть на сегодня, читайте в нашем репортаже.


Вылет МиГ-31 завершён

Главное – безопасность столицы

В день посещения авиабазы в Караганде была очень плохая погода – низкая облачность, периодически шёл мокрый снег, сильные порывы ветра, видимость на грани метеорологического минимума. Однако командование части приняло решение проводить учебные полёты. Обычно в мирное время военные стараются лишний раз не рисковать – всё-таки речь идёт о безопасности людей и сохранности техники. В военное время все ограничения снимаются, лётчики должны быть к этому готовы.

Риск вторжения потенциально опасного объекта в воздушное пространство страны присутствует постоянно, независимо от геополитической ситуации в мире и в регионе. Части ПВО, где ещё с советских времён на вооружении стоял МиГ-31,– это подразделения круглосуточной оперативной готовности. В Караганде на боевом дежурстве постоянно находятся два борта с полным боекомплектом. При поступлении команды истребители поднимаются в воздух через 7 минут. Через 20 минут они уже находятся над Астаной. Защита неба над столицей – первая и главная задача авиабазы.


Взлёт МиГ-31

Четвёртое поколение

По классификации НАТО, МиГ-31 называется Foxhound ("лисья гончая"). Это двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО "РСК "МиГ") в 1970-х годах и считается первым советским боевым самолётом четвёртого поколения.

Истребитель предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.


Начало учебных полётов МиГ-31

Изначально истребитель предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО. Самолёт способен перехватывать цели в стратосфере. При его создании в качестве одной из потенциальных целей рассматривался американский стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird.

Всего было разработано 12 модификаций МиГ-31, из которых серийно производились семь. В Казахстане, по данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении стоят 29 бортов трёх модификаций – МиГ-31 Б, МиГ-31 БСМ, МиГ-31 ДЗ (об этом чуть позже). Всего же после развала СССР группировка этих истребителей на казахстанской территории составляла более 30 самолётов. Истребители входили в единую советскую систему ПВО и базировались в Семипалатинске. В начале 1990-х Россия планировала передислоцировать все самолёты на свою территорию, однако казахстанское руководство и генералитет настояли на том, чтобы оставить МиГ-31 в Казахстане. По некоторым данным, значительную роль в разделе этой части советского авиационного имущества сыграл Тохтар Аубакиров, ставший первым космонавтом-казахом, а до этого служивший лётчиком-испытателем в ОКБ им. Микояна и принимавший участие в доводке МиГ-31.


Подготовка МиГ-31 в сложных метеоусловиях

Подготовка МиГ-31 в сложных метеоусловиях


На исправление ошибки – секунды

Самолёты очищены от снега, заправлены, заряжены аккумуляторы. По схеме первым взлетает борт – разведчик погоды. В его задачу входит составление оперативной метеокарты в зоне полётов. Это измерение нижней и верхней границы облачности, измерение силы ветра на разных высотах и других параметров. Метеоразведка осуществляется где-то в течение часа. Лётный состав пока занимается на авиационном тренажёре. Он называется "Динамика" и был разработан РСК "МиГ" специально под этот тип самолёта.

"Мы были одной из первых частей, куда пришёл этот тренажёр, – рассказывает полковник Бауыржан Амренов, замкомандира авиабазы по безопасности полётов. – Это очень дорогое удовольствие – он стоит около 7 миллионов долларов. Тренажёр полностью имитирует технику пилотирования, заход на посадку, сложные метеоусловия – ветер можно поставить, нижний край облачности. Можно заложить в программу отказ какой-либо системы".

Предшественником МиГ-31 был МиГ-25. Однако его возможности были существенно ограничены: самолёт сконструировали одноместным. Лётчику необходимо было на огромной скорости и управлять самолётом, и захватывать цель. Поэтому универсальным перехватчиком МиГ-25 так и не стал. В новом же самолёте задачи были распределены: лётчик управляет машиной и стреляет, штурман сканирует огромное пространство радиолокационным прицелом и наводит истребитель на цель. Кабина МиГ-31 двухместная. Экипаж размещается по тандемной схеме: впереди командир, сзади штурман. Надо сказать, что, несмотря на значительные размеры самолёта, жизненное пространство для экипажа весьма ограничено. Места в обеих кабинах очень мало.


Штурманское кресло МиГ-31

Штурманское кресло МиГ-31


"Мы называем этот самолёт "воздушным кораблём". Его масса – более 40 тонн с боекомплектом и полной заправкой, – рассказывает капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31. – У этого самолёта есть ряд особенностей. Например, МиГ-29 предназначен для ведения ближних воздушных боёв. Этот самолёт помогает лётчику, у него есть система автоматического управления и тому подобное. А МиГ-31 требует к себе пристального внимания. Самолёт очень сложный в технике пилотирования, на нём очень сильно отличаются режимы взлёта и посадки. Малейшее отклонение от заданного режима может привести к печальным последствиям. На МиГ-29 диапазон ошибок широкий – можно отклониться от режима, вовремя исправить ошибки и дальше продолжить полет. На МиГ-31 диапазон очень маленький. Время принятия решения на исправление ошибок – минимальное".


Капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31

Капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31


Амангельды 29 лет. Он пришёл служить в в/ч 50185 совсем недавно и летает на МиГ-31 с мая 2016-го года. Закончил Актюбинское училище в 2009 году. Летал на учебно-тренировочном L-39 в Балхаше, затем служил в Шымкенте, где летал на истребителе ближнего боя МиГ-29. Караганда – третье место службы молодого офицера ВВС.

"Наш тип истребителя очень сложный, – делится своими впечатлениями капитан Мадьяр Арыстанбеков, замкомандира авиационной эскадрильи. – В Советском Союзе на этот тип допускались лётчики не ниже 2-го класса, по званию не ниже капитана. Лётчики, прибывающие в те части, где истребитель стоял на вооружении, должны были иметь большой опыт. В Казахстане систему подготовки лётчиков для МиГ-31 немного упростили. Сейчас на этот тип у нас обучают лётчиков без класса, но с промежуточным боевым самолётом. То есть лётчик садится на МиГ-31 не сразу с учебного самолёта, а с боевой машины типа МиГ-29 или Су-27. Вновь прибывшие лётчики проходят у нас на авиабазе переучивание: изучают особенности аэродинамики этого самолёта, материальную часть и другие дисциплины. Затем они проходят наземную подготовку на тренажёре. Затем следует так называемая вывозная практическая подготовка по определённой программе: каждому лётчику назначается инструктор и производится обучение базовым навыкам на данном типе. Это взлёт-посадка, простой пилотаж. Далее по окончании вывозной программы лётчик допускается к самостоятельным полётам. У штурманов отдельная программа подготовки. Но у них проще в том плане, что они сами самолёт не пилотируют. Штурманов готовят "с нуля". Их берут в часть сразу из училища".


Капитан Мадьян Арыстамбеков, заместитель командира авиационной эскадрильи

Капитан Мадьяр Арыстамбеков, заместитель командира авиационной эскадрильи


Крайне сложная технология пилотирования на МиГ-31 и очень большая ответственность личного состава за этот самолёт существенно ограничивают возможность для молодых лётчиков служить в в/ч 50185. Сюда берут только самых способных. В позапрошлом году пришли два человека, в прошлом – три.

От России пока отстаём

В Казахстане на вооружении стоят три модификации МиГ-31. Первая – МиГ-31 Б (базовый). Это серийная модификация истребителя, оснащённая системой дозаправки в воздухе. Она поступила на вооружение в 1990-м году. МиГ-31 БС представляет собой базовую модель без штанги дозаправки. Данное переоборудование объясняется тем, что в Казахстане вообще нет воздушных танкеров, способных дозаправлять боевые самолёты. МиГ-31 БСМ представляет собой модернизацию МиГ-31 БС 2014-го года. Третья модификация – МиГ-31 ДЗ – это серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе. Таким образом, в Казахстане эксплуатируются фактически советские по комплектации и элементной базе самолёты, хотя и с существенно продлённым ресурсом.


Здесь производят техобслуживание и ремонт МиГ-31

Здесь производят техобслуживание и ремонт МиГ-31


В России же ситуация с парком МиГ-31 отличается кардинально. В настоящее время на вооружение ставится самая современная модификация самолёта – МиГ-31 БМ.

В соответствии с государственным оборонным заказом РФ до 2020 года планируется модернизировать 60 бортов МиГ-31 базовой модификации до уровня МиГ-31 БМ. Все работы производятся в Нижнем Новгороде на авиазаводе "Сокол".

"В планах дальнейшая модернизация казахстанских самолётов есть, – рассказывает полковник Бауыржан Амренов, замкомандира авиабазы по безопасности полётов. – По крайней мере, нам пообещали, что она будет. Мы бы очень этого хотели. Командование нас прекрасно понимает – в ВВС, СВО, Минобороны, теперь, наверное, уже и в новом Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности. Но пока до практической реализации – заключения контрактов с Россией – не дошло".


Полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы па безопасности полётов

Полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы па безопасности полётов


Таким образом, сегодня казахстанский парк МиГ-31 хоть и представляет собой грозную силу и весьма существенный элемент объединённой системы ПВО государств-участников ОДКБ, но всё же существенно отстаёт от российского. Этот факт вызывает определённое беспокойство – у нас одни из самых протяжённых границ в Евразии, огромное воздушное пространство и крайне неспокойное южное направление, которое может взорваться в любой момент. Опыт локальных конфликтов последнего времени наглядно показывает, что без авиационной составляющей сколько-нибудь ощутимого прогресса в таких войнах добиться невозможно. А применение потенциальным противником современных типов вооружения – крылатых ракет, высокоточных бомб, беспилотных летательных аппаратов и прочих – выводит ответственность средств противовоздушной обороны на принципиально новый уровень.


Посадка и выпуск тормозных парашютов МиГ-31

Посадка и выпуск тормозных парашютов МиГ-31


Тем временем разведчик погоды возвращается. Теперь, как говорят лётчики, будет работать "вся стая". Полёты на Карагандинской авиабазе продолжатся, несмотря на плохую погоду, даже после захода солнца.

Некоторые интересные факты про МиГ-31БМ

  • Самолёт МиГ-31БМ предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
  • МиГ-31БМ представляет собой модернизацию базового самолёта МиГ-31 ВВС России. Базовый вариант истребителя-перехватчика МиГ-31БМ стал первым в мире серийным истребителем, оснащённым бортовой РЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР).
  • РЛС РП-31Э с ФАР, имеет большую дальность обнаружения и возможность одновременного сопровождения 10 воздушных целей. Бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение позволяют МиГ-31БМ перехватывать воздушные цели любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полёта (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), с возможностью одновременного обстрела четырёх целей ракетами большой дальности.
  • В состав вооружения МиГ-31БМ входят ракеты Р-33Э с большой дальностью пуска, а также другое вооружение класса "воздух-воздух". Перехват воздушных целей возможен по информации, получаемой от наземной автоматизированной системы управления, по разовой координатной поддержке этой системы, а также при ведении полуавтономных действий в разрывном радиолокационном поле или полностью автономных действий в группе.

За минуты до вылета МиГ-31
  • Имеющаяся на борту самолёта аппаратура передачи данных обеспечивает взаимный обмен тактической информацией в автоматическом режиме внутри группы из четырёх самолётов, один из которых ведущий, при этом группа из четырёх самолётов МиГ-31БМ способна контролировать воздушное пространство в полосе шириной до 800 км по фронту.
  • Кроме того, бортовая аппаратура способна выдавать целеуказание взаимодействующим самолётам при действиях МиГ-31БМ в составе смешанной группы. Базовый вариант самолёта состоит на вооружении России и Казахстана. РСК "МиГ" накапливает и обобщает уникальный опыт применения МиГ-31, который руководство ВВС России называет основным самолётом истребительной авиации противовоздушной обороны. Самолёт и его бортовое радиоэлектронное оборудование непрерывно совершенствуются, внедряются новые средства авиационного поражения.

Тактико-технические характеристики МиГ-31

  • Длина самолёта – 21,62 м.
  • Размах крыла – 13,456 м.
  • Высота самолёта – 6,456 м.
  • Максимальная взлётная масса – 46 200 кг.

Максимальная скорость полёта:

  • у земли – 1500 км/ч;
  • на большой высоте – 3000 км/ч;
  • практический потолок – 20 600 м;
  • максимальная перегрузка – 5.

Рулёжка МиГ-31 на полосу


Практическая дальность полёта с 4хР-33Э и 2хПТБ:

  • без дозаправки – 3000 км;
  • с одной дозаправкой – 5400 км;
  • тип двигателей – Д-30Ф6;
  • тяга на взлёте – 2х15 500 кгс.

Вооружение:

  • число точек подвески вооружения – 6;
  • управляемые ракеты "воздух-воздух":
  • большой дальности – Р-33Э 4;
  • средней дальности – Р-40ТД1 2;
  • малой дальности – Р-60МК 4;
  • встроенная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм.
Фото автора

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров