В 1983 году начинающие кинематографисты Харольд Рэмис и Джон Хьюз создали фильм, изменивший их карьеры. На счету режиссёра Рэмиса (он, впрочем, стал больше известен как сценарист и актёр) к тому моменту была только одна работа – "Гольф-клуб" с Чеви Чейзом; автор сценария Хьюз в основном сотрудничал с телевидением. Но в "Каникулах" всё сошлось: Рэмис окончательно сделал себя имя (через десять лет он снимет легендарный "День сурка"), Хьюз начал путь американского Данелии (его сценарии 1980-90-х – трагикомедии "Клуб "Завтрак", "Шестнадцать свечей", "Один дома", "Кудряшка Сью"), а Чеви Чейз утвердился в качестве звезды. В итоге, "Каникулы" стали одной из самых долгоиграющих серий конца прошлого века, выдержав три продолжения и один спин-офф. Немного странно, что спустя три с лишним десятилетия Warner Bros. решила возродить классику, сделав частично продолжение и частично ремейк старого фильма.

Сын Кларка Гризвольда Расти (Хелмс) вырос и тоже завёл семью, которую он, как и папа, хочет отвезти на отдых в парк развлечений Walley World. Даже несмотря на то что его жена Дэбби (Эпплгейт) хочет в Париж, а сыновьям – старшему Джеймсу с бисексуальными наклонностями и младшему Кевину, откровенному кретину, – вообще наплевать. Расти берёт в аренду албанскую "Хонду" и отправляется с семьёй в долгий путь, где он в чём-то повторит, а в чём-то переплюнет легендарные каникулы своего детства.

Чеви Чейз, который всё-таки появится в этом фильме, как и его экранная супруга Беверли Д'Анжело, в одном из интервью признался, что во время просмотра новых "Каникул" он смеялся гораздо больше, чем над картиной, где сыграл главную роль. В принципе, в это можно поверить, не заподозрив 71-летнего актёра в промоушене и использовании дежурных приёмов. "Каникулы" образца 2015 года действительно в большей степени чистая комедия, ориентированная на гогот в зале, чем фильм-родитель. Но, увы, авторы сценария и одновременно режиссёры Джон Фрэнсис Дэйли и Джонатан Голдстейн пошли по пути наименьшего сопротивления.

Старые "Каникулы" были, скорее, трагикомедией – с мелодраматическими и сатирическими моментами и широкой юмористической тематикой: от депрессивных районов США до влияния маркетинга на формирование общества потребления, сейчас достигшего своего пика. В какой-то мере фильм Рэмиса и Хьюза был даже провидческим – взять хотя бы помешанность Гризвольдов на Walley World (эта же тема будет позже в жёсткой форме высмеяна в культовой "Догме") или сцену в кемпинге: "А зачем вам мой адрес?" - "Будем рассылать вам тонны рекламы".

"Каникулы" новые не имеют шанса стать такой же классикой – их место в общем ряду американских комедий, где нельзя обойтись без того, чтобы герои, перепив, облевали всё вокруг, искупались в яме с испражнениями и встретили мужика с неприлично большим пенисом (видимо, уставший от собственного героизма в "Мстителях" Крис "Тор" Хемсворт предстаёт во всей красе). Всё это приводит к возрастному рейтингу R, второму по строгости – зрители до 17 лет только в сопровождении родителей. Впрочем, у старого фильма тоже был рейтинг R, но не из-за похабности происходящего, а оттого, что в начале 1980-х красивое обнажённое женское тело в кино ещё было нормой.

Нельзя сказать, что "Каникулы"-2015 так уж плохи – здесь немало действительно забавных сцен, а также большое количество оммажей старой картине (её многие должны помнить – в начале 1990-х "Каникулы" крутил любой уважающий себя коммерческий телеканал): помимо Чейза и Д'Анжело в кадре появляется тот самый Family Truckster, на котором герои путешествовали тридцать лет назад, и незнакомка на Ferrari. И если убрать из фильма три-четыре сцены, вызывающие естественное отвращение, получилась бы вполне приличная комедия. При условии, что вы не смотрели оригинальные "Каникулы".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter