Аким Нур-Султана Алтай Кульгинов отчитался перед жителями столицы и рассказал о том, какими он видит ключевые проблемы города, что уже сделано для их решения и что будет сделано в 2020 году. От традиционного для акимов чтения доклада он отказался, предпочтя говорить своими словами.
Нур-Султан – уже не город чиновников
Алтай Кульгинов начал с того, что назвал новый вектор в развитии столицы:
"Если раньше говорили, что Нур-Султан — город чиновников, то теперь он превращается в город бизнеса, деловой. Половина доходов валового регионального продукта приходит от бизнесменов: 54%, или 2,5 трлн тенге. Это очень хороший показатель, но у нас есть резервы для улучшения", – сообщил он.
Новый вектор сложился не одномоментно, и в 2018 году, например, доля малого и среднего бизнеса в ВРП Нур-Султана была даже выше – 61%, об этом отчитывался год назад прежний аким Бахыт Султанов. Однако число предпринимателей растёт, и если в 2018 году субъектов бизнеса было зарегистрировано 120 тысяч, то по итогам прошлого года их стало уже 167 тысяч.
Одним из основных драйверов экономики Нур-Султана Алтай Кульгинов назвал строительство. Он отметил, что в 2019 году в столице построили более 2 млн квадратов недвижимости.
Если мы сравним показатели строительства с 2018 годом, то они тоже несколько упали: тогда в столице построили 2,3 млн квадратов недвижимости. Возможно, с этим связан тот факт, что на слайде акимата сравнивались не показатели 2018 и 2019 годов, а показатели 2000 и 2019 годов. Тем не менее аким пообещал резко увеличить темп строительства социальных объектов.
Переполненность школ. Как решается проблема и когда решится
В трёх школах Нур-Султана в прошлом году закрыли вопрос с трёхсменным обучением.
"В 2019 году в столице открыли 6 школ на 5000 мест, но этого недостаточно: мы сняли проблемы только трёх трёхсменных школ, остались ещё 8. В 2020 году мы откроем в два раза больше школ, чем в предыдущем году, – сказал Алтай Кульгинов. – Но и этого недостаточно, поэтому в комплексном плане на следующие 5 лет мы предусмотрели строительство как минимум 50 школ, иначе мы не разгрузим эту проблему".
Аким столицы подчеркнул, что образование – это приоритетный вопрос для властей города и страны в целом.
Учительские зарплаты и уровень жизни преподавателей за долгие годы успели сделать профессию непрестижной, однако теперь власти стараются вернуть её на должный уровень. Алтай Кульгинов сообщил, что для молодых преподавателей в столице построили общежитие на 350 мест, выделяются гранты на подготовку преподавательских кадров.
Для "скорой помощи" разработают пульт от шлагбаумов, домофонов и лифтов
Не менее значимый вопрос наряду с образованием – это здравоохранение. Алтай Кульгинов сообщил, что в 2019 году по программе "Доктор у дома" в столице открыли 12 медучреждений в тех участках города, которые находились далеко от поликлиник и больниц. Их число увеличат в этом году.
"В больших домах на первых этажах мы открываем такие объекты: поликлиники, реабилитационные центры, мини-центры для детей и участковые пункты полиции", – сообщил аким Нур-Султана.
Большую поддержку получила служба "скорой помощи". В начале прошлого года у неё было 84 автомобиля, причём изношенность составляла 63%. За год для медиков приобрели 52 автомобиля и сократили время среднего доезда до пациента с 15 до 12 минут, подчеркнул Алтай Кульгинов.
В планах акимата – ещё сократить это время.
"Медики задают вопросы: во время экстренных выездов перед ними встают препятствия: шлагбаумы, домофоны, карточки в лифтах. Мы хотим сделать для них универсальные пульты, чтобы у них не было этих барьеров", – заявил Алтай Кульгинов.
В прошлом году в Нур-Султане не хватало почти 500 врачей. Наполовину этот вопрос удалось решить, сообщил аким.
Чтобы привлечь в столицу специалистов, разработали комплекс мер: постарались обеспечить общежитием, выдавали сертификаты на 1 млн тенге для первоначального взноса, чтобы можно было приобрести жильё в ипотеку.
Отметим, что в ноябре управление здравоохранения столицы предоставляло и другую статистику по дефициту специалистов: в Нур-Султане не хватает 800 работников среднего медперсонала: медсестёр, фельдшеров, зубных техников. И эту нехватку так просто не покрыть предложенными акиматом мерами, поскольку на среднюю зарплату медсестры в столице (80-120 тысяч тенге, если это не медсестра в операционной) трудно приобрести жильё даже с сертификатом в 1 млн тенге.
Дольщики. В эксплуатацию сдали 10 долгостроев, на подходе ещё 20
Всего, по словам акима, в Нур-Султане 76 проблемных объектов.
"По поручению главы государства выделены средства и внесены изменения в программу "Нурлы жер". В прошлом году сдали в эксплуатацию 10 многоквартирных жилых комплексов, решили проблемы 2500 человек. Остаётся еще много работы. В этом году планируем сдать в эксплуатацию в два раза больше объектов долевого строительства. В течение трёх лет решим эту проблему по остальным домам", – пообещал Алтай Кульгинов.
Как благоустроят окраины столицы
В Нур-Султане окраины города называют эвфемизмом "жилые массивы". Проблемы там хронические:
"Отсутствие дорожной, инженерной инфраструктуры, дефицит школ, поликлиник, спортзалов, детсадов. Проблемы благоустройства: нужны тротуары, освещение, скверы, детские площадки, – перечислил аким. – Правительство в декабре внесло изменения в комплексный план отдельно по жилым массивам. Что мы планируем сделать: в этом году на 100 улицах только в этих жилых массивах построим и отремонтируем дороги. Есть проблемы с канализацией, водой, с ливневой канализацией. Деньги на это выделены", – сказал Алтай Кульгинов, отметив, что в жилых массивах живут 25% жителей столицы: 280 тысяч человек.
Работа на окраинах ведётся.
Мосты, развязки, ливнёвки
"Вы знаете, что у нас около 500 000 автомобилей на дорогах, и нам нужно расширять дороги, разгрузить их. Пробки у нас часто по Кабанбай батыра, на Мангилик Ел, в старой части города. Нужно обеспечивать сообщение между районами, поэтому мы уже начали строительство двух мостов и начнём строительство третьего, по проспекту Тауельсиздик, который соединит Алматинский и Есильский районы и значительно разгрузит дороги. Там, где цирк, "Салтанат сарайы", Keruen City – построим развязки", – рассказал аким.
Алтай Кульгинов назвал острым вопрос с ливневой канализацией, особенно учитывая климатические условия столицы и особенно в преддверии паводков.
"Это улицы Бауыржана Момыш-улы, Иманова, Иманбаева, Туран. В части этих проблемных точек строительство ливневой канализации уже начато. Но ещё есть около 30 таких мест, где топит. По ним мы готовим документацию. В прошлом году два участка в районе Мынжылдык мы решили. Риски подтопления по городу ещё остаются, но в 2021 году мы планируем эту работу завершить", – сообщил аким.
Проблема из 2017 года: бесхозные сети
Спешное и масштабное строительство оставило свои последствия, которые вылились в блэк-аут столицы в ноябре прошлого года. ЧП указало на новую системную проблему.
"Два года назад были проложены кабельные канализации , они не были переданы на баланс. Их кто-то должен обслуживать, но хозяина нет. Это мы всё передаём на баланс, закончили с 30%, остальное сейчас — через суд, готовим документацию", – рассказал Алтай Кульгинов
Газификация и экология
Газификация столицы – один из самых масштабных проектов, который сейчас проводится в городе, но вопросов по нему пока больше, чем ответов. Главный вопрос: сколько будет стоить газ. В акимате попытались ответить на него осенью, но и сейчас, как выяснилось, подсчёты ещё не завершены.
В своём выступлении Алтай Кульгинов сделал упор на то, что газовое отопление поможет в решении экологического вопросы.
"По газификации столицы – в этом году зайдём на Коктал-1, 2, Агрогородок, дальше Юго-Восток, Железнодорожный. Сейчас мы должны думать об экологии города. В безветренную холодную погоду стоит смог, это плохо влияет на здоровье граждан. Газификация поможет разгрузить эту проблему. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 зимой потребляют 3,8 млн тонн угля, частный сектор — 500 000 тонн угля. Порядка 4,3 млн тонн мы сжигаем, это 40 000 тонн вредных выбросов в атмосферу. Этим мы дышим", – сообщил аким. Однако специалисты отмечают, что ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 продолжат работать на угле и после газификации столицы. На газе будут работать только водогрейные котлы.
Не построим ТЭЦ-3 – не будет тепла в новых зданиях
"Каждый год строится 2 млн квадратов недвижимости в год, их все нужно обеспечить теплосетями. Мы идём на пределе, наших резервов не хватает. 2500 гигакалорий в час выпускают наши ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Если в течение двух-трёх лет мы не завершим ТЭЦ-3, у нас будут сложности. Мы не сможем обеспечить теплом новые объекты, в том числе социальные: больницы, поликлиники, школы, детсады. Сейчас над этим работаем. Документация по ТЭЦ-3 устарела, где-то к концу апреля получим экспертизу и дальше будем двигаться. Это важные системные проблемы, над которыми мы должны поработать. Это даст дополнительно свыше 400 гигакалорий в час тепла. Параллельно идёт модернизация ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2", – рассказал Алтай Кульгинов.
О "Бюджете участия" и отдыхе
Поскольку столица растёт, то ей нужны не только школы, больницы и сады, но и места, где можно отдыхать. И важно, чтобы людям не приходилось ехать для этого через весь город, а можно было отдохнуть в своём районе, отметил глава Нур-Султана.
"Нужно создавать магниты притяжения в разных частях города, где люди проводили бы свой досуг: это скверы, парки, развлекательные центры. По программе общественного развития мы придём в ваш район и спросим: здесь что вы хотите — детскую площадку, спортплощадку, парк, сквер? Конечно, исходя из возможностей и обстоятельств. Это очень важная программа, нужны мнения горожан", – сообщил Алтай Кульгинов.
На программу "Бюджет участия" в Нур-Султане в этом году выделено 600 млн тенге. Она позволяет жителям подавать заявки в районные акиматы, где они пишут, где и как именно нужно благоустроить дворы. Эти заявки участвуют в конкурсе, после чего проекты-победители воплощаются в жизнь за счёт бюджета. Скачать положение "Бюджета участия" можно здесь. Проекты можно подать до 1 марта 2020 года.
В ближайшие три года акимат обещает построить ещё 100 км велодорожек и соединить все районы.
Закончил свой отчёт Алтай Кульгинов "Словами назидания" от Абая, призвав жителей к единству.
Обратная связь
После отчёта начался длинный марафон вопросов от жителей Нур-Султана. Поскольку почти каждый из них требовал того, чтобы глубоко в них вникать, то людей просили остаться после мероприятия, чтобы изложить проблемы акимам – Нур-Султана, районов или их заместителям.
Часть астанчан искренне благодарила акима за помощь: это дольщики, которые получили свои квартиры, жители дворов, которые благоустроили в прошлом году. Часть астанчан, наоборот, жаловалась, что, несмотря на концепцию слышащего государства, их слова не слышат, чиновники не умеют с ними разговаривать и не хотят, а проблемы не решаются годами. Некоторые горожане подняли любопытные вопросы.
Лишние этажи в новых домах
Жительница Нур-Султана Зайраш Каирбаева рассказала, что в её доме застройщики построили два лишних этажа, и сам дом, хотя ещё не сдан в эксплуатацию, уже нуждается в ремонте.
"Я живу в ЖК "Семейный". У меня лично к вам было письменное обращение 4 ноября. Раз ответ не получила, пришла услышать здесь. Почему новый дом, построенный с такими грубыми нарушениями – лишних два этажа – вы принимаете в эксплуатацию и хотите включить в программу модернизации ЖКХ? Почему я, дольщица, которая в 2014 году оплатила стопроцентную сумму за квартиру, должна ещё 15 лет платить (за ремонт. – Авт.)? Почему застройщики в стороне? Привлекайте их к ответственности".
Её попросили изложить проблему заместителю акима после отчётной встречи.
Общественники против монополистов
Председатель КСП "Мунайши", общественница Жамал Даржигулова пожаловалась на тарифную политику монополистов.
"В 2009-2015 годах применяли предельные тарифы. Более двух триллионов тенге собрали с населения республики. На эти средства было закуплено оборудование частным компаниям-монополистам. Асет Исекешев говорил, что в 2019 году, когда запустят полностью мощности, тарифы у нас понизятся, но мы видим, что этого нет, – заявила астанчанка. – То, что на деньги населения закупили оборудование монополистам, которые имеют многомиллиардную прибыль, это нонсенс. У нас много предприятий-посредников у монополистов, которые не производят продукцию. Только на отоплении, по моим прикидкам, если ликвидировать предприятия-посредники, тариф должен уменьшиться как минимум на 1000 тенге".
"Теплотранзит" свои приборы учёта передало населению. Сначала они висели снаружи, у них поворовали, и теперь приборы учёта – на ответственности собственников. У меня на их приборе учёта блок питания сгорел, мы этого не видели. И они начислили бешеное количество потребления. Я уже 4 года поднимаю этот вопрос: почему поверка их приборов учёта висит на населении? Монополисты должны свои приборы учёта сами контролировать", – заявила она.
Это было единственное выступление, которому аплодировал зал.
"Ещё один вопрос по новому закону: по изменениям и дополнениям в закон о жилищных отношениях, – сказала Жамал Даржигулова, выслушав аплодисменты. – Я была членом рабочей группы в Мажилисе. Когда этот закон был подписан, он не прошёл через Конституционный совет, на соответствие Конституции. Это грубейшее нарушение. Там очень много противоречий, которые создают коррупционные риски. Я прошу принять какие-то меры", – сказала общественница.
Когда отчётная встреча завершилась, люди потянулись на приём к специалистам. В здании бывшего конгресс-холла был развёрнут штаб с представителями всех управлений акимата, которые консультировали горожан.