Увеличен срок возврата товара

Теперь товар можно обменять или вернуть в течение 30 календарных дней с момента его приобретения. Раньше было 14 дней. Вернуть качественный товар, в котором не подошёл размер, цвет и так далее, можно будет, только если продавец не смог заменить с учётом вашего желания в течение 30 дней. В остальных случаях получится только обменять товар.


В договор нельзя включать условия, которые нарушают или ущемляют права потребителя

  • Продавец теперь не может ограничить свою ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. 
  • Договор должен содержать чётко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия с применением понятной для всех терминологии, то есть потребитель должен понять условия сразу, без применения специальных знаний. 
  • Текст договора должен быть напечатан единым шрифтом, на казахском и русском языках, одинакового цвета, без сносок. Обычно такое практиковалось в банках или магазинах при объявлении различных акций.
  • Продавец не сможет теперь менять условия договора без предупреждения минимум за 30 дней и без права расторжения. Например, теперь мобильный оператор не сможет сразу поменять условия тарифного плана не предупредив абонента.
  • Нельзя вносить в договор пункт о задатке, так как до получения товара покупатель может расторгнуть договор, и тогда продавец обязан будет вернуть эту сумму. 
  • При покупке в рассрочку товара продавец не может вписать в договор, что он будет менять цену, например, в зависимости от курса доллара.
  • Продавец не сможет устанавливать пеню свыше 30% для покупателя, в случае невыполнения условий договора последним. 
  • При расторжении договора потребителю возвращают стоимость товара в случае повышения цены, исходя из его стоимости на этот момент, а в случае снижения – исходя из стоимости на момент покупки.

Гарантийный срок

  • Потребитель имеет право сдать некачественный бытовой прибор, если даже до окончания гарантийного срока остался 1 день, и без учёта амортизации забрать свои деньги полностью. 
  • Сервисная мастерская обязана сама приезжать и забирать за свой счёт холодильник или телевизор, если вы согласились на ремонт техники. Ещё – предоставить вам точно такой же на время, пока будут ремонтировать, к примеру, ваш телевизор.
  • Если в течение 10 дней не будет произведён ремонт, то сервисная мастерская должна будет платить 1% от стоимости данного прибора за каждый день просрочки, но не больше стоимости самого товара. И даже если вам выплатят стоимость прибора, это не освобождает сервис-центр от обязанности вернуть вам в конечном итоге ваш товар. 
  • Если в течение 10 дней ваш товар не был отремонтирован, то вы можете смело потребовать заменить его на новый.
  • При покупке товара в интернет-магазине гарантийный срок начинает считаться со дня передачи (доставки) заказа потребителю, а если товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке – то со дня его установки, подключения или окончания сборки.
  • После ремонта гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения в сервисный центр или продавцу до момента ремонта. 
  • При выдаче товара продавец обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о продлении гарантийного срока.
  • Потребитель может предъявить претензию продавцу о недостатках товара даже после окончания гарантийного срока.
  • В случае отсутствия гарантийного срока на товар потребитель вправе предъявить требования в течение разумного срока, но не более двух лет.
  • Появилась сезонность товара. Гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, а не с даты покупки. С 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента; с 1 сентября – для товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней – с 15 ноября; для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября: для летней – с 1 мая.



Подтверждение факта покупки

Факт покупки товара в случае отсутствия чека помимо свидетельских показаний можно подтвердить фотографиями и видеозаписью. 


Стоимость товара не должна отличаться от ценника 

Если стоимость товара при оплате на кассе отличается от указанного в ценнике, продавец должен продать товар за ту сумму, которая была на витрине. Теперь эта норма чётко прописана в ст. 24.


Фото- и видеосъёмка

В супермаркете или других торговых залах охрана теперь не имеет право запрещать вести фото- и видеосъёмку. Вы можете свободно снимать товар, цены на свой мобильный телефон или другое устройство. Ограничивать фиксацию на видеокамеру продавец может только в случаях, предусмотренных законодательством РК.


Куда жаловаться?

Теперь в суд может обращаться Комитет по защите прав потребителей МНЭ РК, защищая неопределённый круг потребителей, если к ним обратились с заявлениями о нарушениях прав более 10 казахстанцев по одному и тому же вопросу. 


Отключение воды за долги за отопление

Если у вас имеется задолженность за отопление, вам не смогут отключить горячую воду. Это предусмотрено в изменениях к Закону РК "Об электроэнергетике".

Приобретение уценённого товара

Продавец должен предоставить покупателю информацию об уценённом товаре. 


Эти изменения вступили в силу с 7 мая 2016 года. При подготовке были использованы материалы "Национальной лиги потребителей" и портала ekaraganda.kz.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter