Год назад Алдияр Джекешов, ведущий на Tengri.fm (одной из крупнейших радиостанций страны), бросил основную работу и посвятил всё своё время компьютерным играм. Играя, он ведет онлайн-трансляции на YouTube – занимается стримингом. Зрители следят за этим, общаются в чате с ним и друг с другом и, теоретически, могут перевести произвольную сумму денег. Это называется донат (от англ. donate – "жертвовать") и составляет приличный процент от заработка зарубежных стримеров.


Читайте также: Киберспорт в Казахстане и мире. Что (и зачем) вам нужно о нём знать?


В Казахстане на старте карьеры стримера о доходе и речи не идет. Алдияр забыл про стабильный заработок на пять месяцев. Его YouTube-канал существует 5 лет (там более 4 тысяч подписчиков). Пока ведущий не запустил стримы, на него было подписано всего 300 человек. Через полгода Алдияр начал зарабатывать. Спустя год речь идет о доходе около 300 тысяч тенге в месяц при том, что Алдияр совмещает стриминг с работой комментатора киберспортивных соревнований.

Рекорд зрителей на одном стриме – 137 человек. В планах – стать известным стримером в СНГ.


Фото Informburo.kz


...стриминг – настоящая тяжелая работа

“Весь мир делает это уже давно. В Европе дико популярно, уже миллион стримеров, в России тоже своих хватает. Стримы я смотрю давно и подумал: А что? Я все равно играю вечерами, может совместить игру и трансляцию? – рассказывает Алдияр. – Играю я вроде неплохо, да и с друзьями нам весело. Решил попробовать. Потом это сильно меня затянуло, я изучил, как устроена вся эта кухня и понял, что стриминг – настоящая тяжелая работа. Я стримлю три часа днём и столько же вечером, то есть минимум шесть часов стрима каждый день. Порой бывают дни, когда нет настроя играть, но люди не приходят смотреть на твоё грустное лицо”.

Что такое стриминг?

Стриминг – это видеотрансляция какого-либо процесса в интернете в режиме реального времени. Ведущий стрима – стример – записывает свои действия на камеру, а зрители могут комментировать видео в чате, общаться с автором и между собой. Если зрителю нравится трансляция, он может поблагодарить стримера за его работу, сделав донат.

Снимать стримы может кто угодно, а тематику ограничивает только фантазия автора и законодательство. Просмотр аниме, вязания крючком или танцы на пилоне – стримеры предлагают аудитории широкий выбор видео-контента, но самым популярным направлением потоковых трансляций были и остаются видеоигры.

В 2018 году игровые стримы посмотрели 850 миллионов человек по всему миру. Аудитории стриминговых площадок Twich.tv и YouTube Gaming могут позавидовать такие потоковые видеосервисы, как Netflix и HBO


Статистика SuperData за 2016 год

Статистика SuperData за 2016 год

В 2018 году игровая индустрия в США заработала $119,6 млрд, из них $5.2 миллиарда обеспечила трансляция игрового видео, что на два миллиарда больше, чем в 2017 году.

До 2007 года стриминга не существовало. Его придумал американец Джастин Кан, когда привязал к голове камеру и начал снимать свою повседневную жизнь, транслируя видео в прямом эфире на сайте Jastin.tv. Кан развлекал аудиторию, выполняя присланные зрителями задания. Несколько раз трансляции прерывала полиция, когда кто-то из зрителей ради забавы вызывал наряд на адрес ведущего. Опыт Кана почти сразу захотели повторить другие люди, а его сайт превратился в первую стрим-площадку. Однажды команда Jastin.tv устроила офисный чемпионат по StarCraft II, запустив онлайн-трансляцию на сайте, что очень понравилось многим зрителям. Со временем игровые стримы стали самой востребованной категорией контента на сайте, который позже переименовали в Twitch.tv. В 2014 году компания Amazon приобрела его за $970 млн. То есть понадобилось меньше десятилетия, чтобы стриминг из смелого эксперимента превратился в прибыльную сферу развлечений, тесно связанную с индустрией компьютерных игр.

Где люди чаще всего смотрят стримы?

До 2015 года Twich оставался главной стримплощадкой для геймеров, пока его не потеснил Google, создав YouTube Gaming – отдельный сайт для фанатов компьютерных развлечений с привязкой к одноименному видеохостингу. От конкурента его отличали новые функции и более высокое качество изображения. Конкуренция подстегнула Twich улучшить качество видео, а фанаты игр получили ещё больше тематического контента. В 2018 году только на одном Twich каждый день трансляции вели около 500 тысяч стримеров, создав 7,2 миллиарда часов игрового видео. Результаты YouTube еще масштабнее – более 50 миллиардов часов за тот же период.

Оба сервиса бесплатные, но за ежемесячную подписку предлагают пользователям дополнительное возможности. Есть и другие стрим-площадки, в рунете – это GoodGame.ru и Cybergame.tv.

“Твич больше рассчитан на любителей киберспорта. Если ты не девушка, то должен быть профессиональным игроком, чтобы завоевать там аудиторию, и при этом чем-то отличаться от других. YouTube Gaming больше популярен у аудитории из СНГ, которая просто любит приятно проводить время и не запариваться”, – говорит Алдияр Джекешов.

Сколько зарабатывают стримеры?

Самый популярный и высокооплачиваемый стример современности – 27-летний Тайлер “Ninja” Блевинс – заработал в 2018 году почти 10 миллионов долларов, большую часть из которых получил с трансляций на Twitch, играя в Fortnite. Его армия подписчиков на Twich насчитывает 13 миллионов человек, а ежемесячный доход только с платных подписок по разным подсчетам приносит около 300 тысяч долларов в месяц. Также Ninja принадлежит рекорд по просмотрам: в апреле 2018 года его стрим одновременно смотрели 667 тысяч человек.



“Ninja не был выдающимся киберспортсменом всю жизнь. Он играл в малопопулярные игры и редко занимал призовые места на чемпионатах. И вот разработчики Fortnite ввели в свою игру Королевскую битву – особый многопользовательский режим, когда сто игроков забрасываются на остров, и выжить должен только один. После этого Fortnite стала самой популярной игрой в мире. Когда появился новый режим, Ninja решил туда войти, и оказался в нужное время в нужном месте. Яркий парень играет в яркую игру: волосы красит, даёт эмоции. Это был вопрос времени, когда его заметят”, – рассказывает Алдияр Джекешов.


Фото informburo.kz


Игровые стримеры условно делятся на две категории: киберспортсмены и шоумены. К первой относятся профессиональные геймеры с отточенной техникой и навыками в определенной игре, например, в Counter-Strike GO, Dota 2 или League of Legends. Другая категория стримеров привлекает аудиторию харизмой, эмоциями. Быть одновременно сильным геймером и талантливым ведущим удаётся не всем, что не мешает опытным стримерам неплохо зарабатывать. Особенно в США. К примеру, ежемесячный доход стримера Disguised Toast (почти миллион подписчиков) составляет примерно 20 тысяч долларов.

В России, где сегодня активно развивается игровая индустрия, доходы от стримов скромнее. В 2017 году The-Village рассказывал про стримера, ежемесячно зарабатывающего 150 000 тысяч рублей (850 тысяч тенге по текущему курсу). Есть среди русскоязычных стримеров и звезды, чей заработок приближен к доходам американских коллег. Так, в 2016 году игровые СМИ растиражировали новость о доходах 18-летней Карины Сычовой, больше известной как стримерша Карина. Только на донатах девушка за месяц заработала 859 тысяч рублей (примерно 11 000 долларов), хотя ещё годом ранее о ней почти никто не знал.

Сложился стереотип, что девушкам-стримерам достаточно обладать приятной внешностью, мило общаться со зрителями, и донаты потекут к ним рекой. Стримерша Карина пошла другим путём, хотя тоже играет в популярные игры и не обделена внешними данными. В образе японской школьницы девушка ругается матом, кричит на зрителей и бурно реагирует на пожертвования, которые ей присылают фанаты. Обычно денежные переводы сопровождаются пошлыми оскорблениями и угрозами в адрес ведущей. В режиме онлайн бот озвучивает сообщения от “хейтеров-меценатов”, обеспечивая каждый стрим Карины свежей порцией агрессии и наигранных слёз. В 2016 году администрация Twich.tv временно заблокировала канал девушки, но после возвращения стиль стримов Карины сильно не изменился.

Поведение девушки разделило русскоязычное стрим-сообщество на два лагеря, а желтые новости о ней добрались даже до казахстанских таблоидов. Рунет ещё не знал человека, так успешно зарабатывающего на ненависти школьников. Контент Карины часто сравнивают с американским HelenaLive и другими зарубежными аналогами, но количество подписчиков от этого не убавляется. Их больше 500 тысяч на Twich и больше миллиона на YouTube.

Легко ли стать стримером?

Занятие стримингом требует вкладывать деньги и время. Прежде, чем стать популярными, многие стримеры набирали аудиторию несколько лет и покупали дорогую технику. Алдияр не покупал новый компьютер, потому что ему пока хватает мощности старого. Если компьютер тянет PUBG – его мощности будет достаточно. Ещё очень важна скорость интернета. По словам Алдияра, необходимо оптоволокно с высокой скоростью отдачи, минимум 10 мегабит в секунду. Однако даже мощный компьютер и быстрый интернет не гарантируют успеха.

...зрители открывают Твич или Ютуб и смотрят тех, кто им интересен

“Это даже плюс, что я в Казахстане, потому что стримеров здесь пока не много, – считает Алдияр. – Есть пара ребят, которые стримят на казахском языке для казахоязычной аудитории. Они очень классные и популярные в своём сегменте. Из русскоязычных стримеров в Казахстане я никого не знаю. Поэтому мне, наверное, легче. В России уже тяжело стать популярным, потому что у конкурентов есть своя аудитория, и где ты её найдешь непонятно. В Америке тем более. На русском я стримлю с другими популярными стримерами из России и Украины. У интернета нет границ, зрители открывают Твич или Ютуб и смотрят тех, кто им интересен, им не важно, откуда стример. Поэтому пробиться всегда тяжело”.


Фото Informburo.kz


Для расширения аудитории стримеры устраивают совместные трансляции. Так было и у Алдияра, когда он начал играть вместе с российскими коллегами. Важным событием в его карьере стало знакомство с представителями Black StarGaming – игрового подразделения бренда Black Star рэпера Тимати. Алдияра пригласили в команду российских стримеров. В декабре Black StarGaming провёл крупнейшее соревнование в СНГ по PUBG в Москве, где казахстанский стример поработал комментатором.

Какие перспективы у игрового стриминга в Казахстане?

Стриминг развивается не только за счет популярных компьютерных игр, но и благодаря большим игровым фестивалям и соревнованиям, которые смотрят миллионы зрителей по всему миру. Казахстанские геймеры не раз занимали призовые места на международных соревнованиях, а в 2017 году даже победили на чемпионате мира по Counter-Strike GO. В нашей стране тоже проводятся игровые турниры, правда меньшего масштаба, а в прошлом году киберспорт стал официальным видом спорта. При этом в Казахстане пока не так много стримеров, а прямые трансляции с международных и локальных чемпионатов – большая редкость. По данным представителей YouTube, в Казахстане есть несколько популярных каналов с игровыми трансляциями на казахском языке. На крупнейший из них – NoniKz – подписано 188 тысяч человек. Его автор снимает стримы из Темиртау.

“Стрим-сообщество только развивается, мы видим небольшую динамику среди казахоязычных ютуб-блогеров, особенно в регионах. Если говорить о русскоязычных стримерах, они в основном на Twich, – отмечает директор Genesis YouTube Qazaqstan, Самсон Безмяженый.


Фото Informburo.kz


"В этом году наша компания будет участвовать в игровых фестивалях. В наших планах тоже организовать киберспортивный фестиваль, связанный именно с YouTube Gaming, который даёт больше интерактива, донатов, поддержки стримеров. Я думаю, не хватает некоего сплачивающего фестиваля, который объединил бы пользователей Twich и YouTube. Киберспорт интересен сегодня многим брендам, тема будет однозначно развиваться, особенно на казахском языке. Ниша пустая до сих пор”.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter