Прямой эфир Новости спорта

Как выглядел "Чимбулак" в 1980 году

Автор фото Андрей Михайлов
Автор фото Андрей Михайлов
На горные лыжи казахстанцев поставила война.

Этот снимок относится к началу 60-х и взят из книги "Алма-Ата сегодня и завтра". А остальные фото я снимал с вертолёта в 1980 году – мне в то время часто приходилось летать мимо.



Сам я на горных лыжах не катался, но рядом с "Чимбулаком" оказывался постоянно. "Чимбулак" в те годы был не таким загруженным, как ныне, канатка на Талгарский перевал работала непредсказуемо и от случая к случаю, добираться от "Медео" приходилось пешком.

Многие любители вообще-то предпочитали ему более демократичный и пологий склон на "Алматау". Однако и в те годы, когда не все горнолыжники ещё перешли с "дров" на "пластик", у "Чимбулака" были такие искренние и пламенные почитатели, которых ещё поискать! Тогда на лыжах с гор большинство каталось не ради того, чтобы себя показать, а исключительно из любви к этому завораживающему спорту.



И начинался-то "Чимбулак" совсем без помпы. Хотя и не совсем прозаически. Ещё в 40-е годы.

Одним из тех трёх казахстанцев, поднявшихся на Хан-Тенгри во время знаменитой знаковой экспедиции 1936 года, был Иван Тютюнников. Классический "человек гор" и вдобавок увлечённый "человек спорта" – таких немало породила та неоднозначно-бурливая эпоха. Чуть позже, уже в годы войны, именно Тютюнников возглавил знаменитую Горнострелковую школу, которая дислоцировалась на Медео и в Горельнике. Это военное училище, не имевшее аналогов в СССР, обучало курсантов не только как воевать, но и как выживать в условиях войны в высокогорье. Потому-то в программе наряду с ночными стрельбами и альпинистской практикой была ещё и обязательная горнолыжная подготовка.



О том, что лыжи можно делать из пластмассы, тогда, скорее всего, никто ещё и не думал. Не было даже специальных горных лыж: и тренировались, и воевали на обыкновенных "солдатских", которые стояли на вооружении в Красной Армии. Прежде чем обратили внимание на Чимбулак, для горнолыжных спусков пытались приспособить Мохнатку и Комиссаровское ущелье.

Война закончилась. Но не интерес к горному спорту! Потому-то Горнострелковая школа в Малоалматинском ущелье была перепрофилирована в Школу инструкторов горной подготовки. Наработки, ускорившие Победу, начали использовать для воспитания победителей совсем иного свойства – спортивных чемпионов. Стёша Бессонова, Радик Акжанов, Владимир Шепилов, Надежда Литовченко, Галина Гудкова, Надежда Каштанова, Константин Аблаков, – вот те казахстанцы, которые блистали на горнолыжных трассах в знаковом 1950 году, когда на "Чимбулаке" впервые в истории прошли всесоюзные старты.



Чтобы добраться до "Чимбулака", в те времена нужно было затратить сил и времени не менее, чем на сами тренировки! Участники первых катаний (и состязаний!) вначале шли пешком от "Медео" до "Чимбулака", а потом полдня тащились с лыжами вверх по склону. Чтобы всего разок скатиться вниз!

Об отношении к спорту красноречиво свидетельствуют не только время первых всесоюзных стартов на "Чимбулаке", но и первый триумф первой казахстанки, поднявшейся в 1951 году на подиум всесоюзных соревнований в скоростном спуске, – легендарной Александры Артёменко. И эти первые достижения появились гораздо раньше первых чимбулаковских подъёмников!

Кстати, уже в 1956 году Артёменко первой горнолыжницей из Казахстана отправляется на Олимпиаду в Кортино де Ампеццо. О её спортивном уровне говорят достижения: она 25 раз (!) становилась чемпионкой республики и 11 раз – чемпионкой страны. Вот уж воистину заслуженный мастер спорта СССР!



Статус полноценной горнолыжной базы "Чимбулак" приобрёл лишь в 1954 году, когда обзавёлся полуторакилометровым бугельным подъёмником. Тогда-то экстремальный спорт для истинных фанатов и пошёл в массы. Многие алма-атинцы помнят ежегодные соревнования на приз "Серебряный эдельвейс", которые, начиная с 1961 года, проводились на "Чимбулаке" каждый сезон. Для всех желающих. По природе своей это были воистину олимпийские старты!

Сегодня, когда "Чимбулак" стал классическим горнолыжным курортом для богатых, многие былые энтузиасты с ностальгией вспоминают те времена, когда не было ни канатки, ни дороги, ни изысканной инфраструктуры, ни толковых лыж. И завидуют тем, чья юность и сила удачно гармонирует со всеми этими "мелочами".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров