Как превратить предметы искусства в инвестиционно привлекательные активы, в каких художников вкладывать, зачем и как собирать коллекции, и как отличить оригинал от подделки, почему бизнесменам стоит поддерживать местных художников и как это отразится на ценности казахстанского искусства в контексте мирового, – все эти вопросы обсуждались на первой международной арт-бизнес конференции "Керемет". В уникальном мероприятии приняли участие ведущие эксперты в своей отрасли – представители знаменитых аукционных домов Christie’s и Sotheby’s Institute of Art, сотрудники музеев, крупных арт-галерей, банков, художники, коллекционеры, арт-кураторы, включая представителей куратора самой большой в мире корпоративной коллекции Deutsche Bank, представители международных страховых и логистических организаций, юридические и финансовые консультанты и другие специалисты.


Гость из Люксембурга

Фото предоставлено организаторами
Гость из Люксембурга – директор LINK Managment Эмерик Тюл

Мероприятие поддержали Министерство культуры и спорта РК, Национальный музей (Астана), Государственный музей искусств имени А. Кастеева. Также организаторами события стали юридическая компания Keremet Holding и Университет Нархоз. По словам ректора этого учебного заведения Кшиштофа Рыбиньски, менеджмент в области искусства сегодня необходим. "Когда сфера культуры и искусства становится одним из источников дохода, искусство нуждается в бизнесменах новой волны – квалифицированных специалистах, способных управлять арт-проектами на рыночной основе, обладающих критическим мышлением и деловыми навыками и готовых создавать успешные бизнес-модели", – отметил он.

Во время конференции прозвучало немало интересной и по-настоящему увлекательной информации. Для непосвящённых это было как быстрое погружение в совершенно особый мир, где живут шедеврами, каталогами произведений искусства и коллекциями, стоящими целое состояние, что-то вроде фильма "Лучшее предложение", в котором снялся Джеффри Раш, или же книг Ремарка, известного любителя искусства. К примеру, Алексей Тизенгаузен – глава Международного департамента русского искусства знаменитого аукционного дома Christie`s рассказал о роли арт-эксперта в поиске и сохранении произведений искусства. По его словам, арт-эксперт – это штучная профессия, истинный арт-эксперт должен быть не только отличным искусствоведом, историком, но и хорошим психологом, тонким дипломатом и, разумеется, настоящим детективом. Найти что-то ценное – большая удача. Сам г-н Тизенгаузен за время своей работы не раз встречал людей, обладающих немыслимо дорогой коллекцией и не имеющей представления об этом, и, наоборот, тех, кто преувеличивал ценность своего собрания.


Спикер арт-бизнес конференции Керемет Алексей Тизенгаузен

Фото предоставлено организаторами
Спикер арт-бизнес конференции "Керемет", глава Международного департамента русского искусства Christie`s Алексей Тизенгаузен

"К сожалению, иногда приходится разочаровывать людей, – рассказывал г-н Тизенгаузен участникам арт-конференции. – Помню, мне предлагали купить якобы настоящее произведение Фаберже, утверждая, что прадеду продавца эта вещь досталась лично из рук Николая II, что, разумеется, повышало её ценность. Но когда мы начали обсуждать, выяснилось, что по семейной легенде Фаберже этой семье подарили в 1924 году, в то время как Николай II, как мы помним, был казнён в 1918 году, то есть этого никак не могло произойти".

По словам представителя Christie`s, для того чтобы понимать тренды в коллекционировании, нужно иметь интуицию. Ведь не всегда моду на то или иное искусство можно объяснить чем-то рациональным. К примеру, раньше собирали старинную французскую мебель, и её было нигде не достать, сейчас на неё нет даже спроса. А вот интерес к русскому искусству возник после перестройки и открытия границ, ещё 30 лет назад русский рынок был не такой важный как сейчас, сегодня за произведения этих же художников бьются лучшие коллекционеры мира.


Фото предоставлено организаторами

Бизнесменам была интересен спич Алистэра Хикса, автора книги Global Art Compass и одного из кураторов гигантской корпоративной коллекции Deutsche Bank, в которой больше 53 тысяч произведений. А коллекционерам был полезен доклад Фрэи Стюарт, юриста британской Fine Art Group: она рассказала, как обычно кредитуют предметы искусства и почему банкиры, давшие деньги под залог шедевра, работают по правилу 3D: divorce, death, debt, что означает: развод, смерть и долг. При всех этих ситуациях заложенное произведение может быть выставлено на аукцион или переходить от собственника к собственнику.

Но, пожалуй, самым увлекательным было выступление директора швейцарского Fine Arts Expert Institute Килиана Анхайзера о том, как отличить подлинник от его исторических копий и подделок и какие для этого сегодня существуют методы. Не секрет, что фейков в мире искусства с каждым годом всё больше. Благодаря современным технологиям авантюристы так хорошо научились подделывать шедевры, что выяснить правду можно лишь после специальных лабораторных тестов. Не раз с подделками попадались даже авторитетнейшие учреждения, к примеру, не так давно "Кнодлер", одна из самых известных галерей в Нью-Йорке, существующая аж с 1846 года, была в центре скандала. Некая дама им регулярно сбывала фейки, а когда грянула проверка, оказалось, что дела намного хуже. По словам г-на Анхайзера, тогда в "Кнодлере" примерно из 1000 работ 100 были признаны копиями.


Спикер арт-бизнес конференции КЕРЕМЕТ Марк Класэн Artfacts Net (Германия)

Фото предоставлено организаторами
Спикер арт-бизнес конференции "Керемет" Марк Класэн(Германия)

Для того чтобы не попасть впросак, каждый уважающий себя покупатель делает экспертизу. Ведь порой определиться с оригинальностью произведения не могут даже опытные искусствоведы. К примеру, у знаменитой "Джоконды" Леонардо Да Винчи около десятка хороших исторических копий. Мону Лизу тиражировали ученики. И хотя эти работы тоже имеют стоимость и немалую, они всё же не являются подлинниками. По словам швейцарского эксперта, тонкостей в определении оригинальности произведения немало. Важно всё: и изучение обратной стороны холста (она не менее важна, чем лицевая), и исследование рамы (изъедена ли она насекомыми, временем, попала ли краска в древесину). Нужно изучить даже время подписи художника (одновременно с завершением картины или намного позже – такие картины зачастую оказываются подделкой), и штамп поставщика материалов (по нему можно определить возраст работы).


Фото предоставлено организаторами

По словам Килиана Анхайзера, в их лаборатории каждая картина проходит сначала искусствоведческую экспертизу – специалисты знают, какими были картины художника в тот или иной период и могут отсеять лишнее сразу. К примеру, увидев на одном из предполагаемых оригиналов 1815 года изображённые тракторы, специалисты сразу же поняли, что речь о подделке, ведь тогда их не существовало, они появились спустя 20 лет. Обязательно проводятся рентгеновские исследования (всегда видно что скрывается под видимым слоем краски), лабораторные анализы при помощи спецреагентов и изучение при помощи микроскопа. Там видно, искусственны ли трещины на холсте или же они настоящие, какой кистью пользовался художник – к примеру, если найдены микроостатки синтетической кисти, сразу понятно, что это фейк – в те века синтетикой не пользовались.

Все секции арт-конференции "Керемет" – от правовых вопросов, касающихся оборота культурных ценностей и арт-объектов, до роли СМИ в развитии культурного рынка – оказались чрезвычайно полезны. Будем надеяться, что организатору мероприятия – Жибек Карамановой хватит сил превратить это мероприятие в ежегодное.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter