Новая государственная программа, направленная на противодействие религиозному экстремизму и терроризму в Казахстане, создаётся с учётом уже имеющегося опыта отечественных спецслужб. Этот опыт, конечно, был разным. О том, в чём КНБ удалось преуспеть, а какие проблемы пока проблемами остаются, на очередном заседании Правительства подробно рассказал заместитель председателя Комитета национальной безопасности.
В числе достижений Нургали Билисбеков назвал профилактику. Особое внимание в этом направлении уделяется подросткам – им стараются разъяснять, чем могут быть опасны псевдорелигиозные течения. Кроме того, создан специальный сайт E-islam, на котором каждый желающий может найти ответы на вопросы, связанные с исламом. Разъяснительная работа ведётся и с заключёнными - этим, в частности, занимается религиозный центр "Акниет".
"В 2016 году адресной профилактикой охвачены 32,1% последователей нетрадиционных религиозных течений. В результате целенаправленной работы 70 лидеров и активистов салафитских общин склонены к лояльному отношению к ценностям казахстанского общества, сорваны и блокированы намерения 91 гражданина Казахстана к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций", – озвучил данные заместитель председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбеков.
"За долгие годы, впервые в начале этого года, мы в первом квартале, практически не допустили выезда за рубеж для участия в террористических организациях ни одного гражданина Казахстана", – отметил он.
То, что никому из казахстанцев в этом году не удалось добраться до стран, где воют радикалы, и не присоединиться к ним, по словам представителя КНБ, – результат, с одной стороны, активных антитеррористических операций на Ближнем востоке, с другой – показатель работы и непосредственно отечественных силовиков. Так ли иначе попытки завербовать наших граждан в ряды экстремистов и террористов продолжаются. Есть сотни конкретных примеров, когда эти попытки оказывались успешными для вербовщиков, отчётные данные КНБ за 2016 год – наглядное тому подтверждение.
"В результате проведённой работы возвращён в страну 81 студент, от выезда в зарубежные теологические заведения удержаны 177 человек. В отчётный период не допущено 12 террористических и экстремистских насильственных акций. Всего за террористические и религиозно-экстремистские преступления осуждены 123 радикала", – добавил заместитель председателя Комитета национальной безопасности РК Нургали Билисбеков.
Впрочем, работать на опережение получается не всегда - это признают и сами силовики. Два теракта в 2016 году предотвратить, как известно, не удалось: 5 июня радикально настроенные преступники напали на оружейный магазин и воинскую часть в Актобе, а 18 июля религиозный экстремист расстрелял прохожих из автомата в Алматы.
Выработать своего рода иммунитет к радикальной идеологии у казахстанцев – сегодня одна из главных задач государственных органов. Чтобы население не поддавалось на уловки вербовщиков, необходима контрагитация. Кроме того, отдельного внимания заслуживают зарубежные теологические учебные заведения, которые всячески пытаются заманить к себе казахстанских студентов и навязать им свою идеологию.
"Проведённый анализ показывает, что динамика вовлечения граждан в деструктивные религиозные течения не снижается. Продолжается процесс радикализации верующих страны. Проблемным остаётся участок контрпропаганды радикальной идеологии. Основной контингент, охваченный контрпропагандой, – студенты и школьники, доля охвата молодёжи иных категорий, не работающей маргинальной части составляет всего около 10%" – проинформировал Нургали Билисбеков.
В КНБ считают необходимым наладить разъяснительную работу с группами риска, сделав её последовательной и системной. В частности, к общению с молодёжью на религиозные темы намерены привлекать специалистов. Силовики ставят цель полностью устранить сообщества, в которых генерируются радикальные идеи. Благоприятной почвой для таких идей по-прежнему остаётся такое направление как салафизм.
"Конечной целью должно быть устранение базы для распространения экстремистской идеологии, прежде всего – это приверженцы салафизма, которые всё ещё остаются основой для формирования новых радикальных групп. Актуальным является вопрос совершенствования со стороны силовых структур в тесном взаимодействии с центральными местными и исполнительными органами организационно-практических мер по сдерживанию выезда наших граждан за рубеж для участия в террористической деятельности", – заявил представитель Комитета нацбезопасности.
Вместе с тем силовики продолжают наращивать свой технический и организационный потенциал, создаются необходимые условия для защиты уязвимых объектов. Готовность региональных оперативных штабов реагировать на террористические угрозы повышена с 89,9% до 91,7%.
При обсуждении вопроса, связанного с противодействием экстремизму и терроризму, глава Правительства был немногословен. Премьер-министр лишь отметил необходимость совершенствовать систему.
"Действующая система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании. Очень серьёзные вопросы", - прокомментировал, подводя итоги премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.
Новую госпрограмму по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017-2020 годы в Комитете национальной безопасности намерены доработать и уже в ближайшее время представить Правительству.