В странах, где инновации стали двигателем экономики, основным источником талантов были и остаются местные вузы с качественным образованием и собственными технопарками. Будущие разработчики, учёные и программисты запускают проекты и учатся находить финансирование параллельно с процессом обучения. Они сотрудничают с венчурными инвесторами и запускают проекты на рынок. В Казахстане при университетах тоже действуют технопарки и проводятся конкурсы среди молодых стартап-команд.

25 декабря корреспондент Informburo.kz побывал на DEMODAY в КБТУ – презентации студенческих стартапов в рамках учебного курса "Technological Entrepreneurship & Startups" и "KBTU Startup Incubator". Это первый студенческий инкубатор международного уровня в Казахстане.

Что придумали студенты?

После семестра обучения по запуску стартапов студенты показали разработки представителям крупных компаний, таких как Beeline, Rahmet и TechGarden. Призовой фонд мероприятия составил 1 тысячу долларов. Большую часть суммы организаторы разделили между тремя лучшими проектами.

За призовые места боролись пять проектов и ещё две команды презентовали свои прототипы вне конкурса. Первое место жюри единогласно присудило Kokozhe – действующему проекту, совмещающему бизнес с благотворительностью. Компания выращивает зелень, пряные травы и цветы в теплицах с использованием технологий интернета вещей (IOT) и машинного обучения (искусственный интеллект). Технологии помогают оптимизировать температуру и количество поступающего света, необходимого для выращивания растений, сокращая энергозатраты.

Следить за поливом растений также помогает специальное мобильное приложение, в которое поступают данные с разных участков теплицы. По тому же принципу работает и аналог игрушки тамагочи. Специальные датчики, установленные в горшке с растением, передают информацию, когда его нужно полить. Также с помощью специального мобильного приложения и интерактивных курсов команда бесплатно обучает детей из детских домов азам практического растениеводства.

Школьники учатся выращивать растения, начиная с высаживания семян до использования автоматизированных гидропоновых установок.

Победившая команда получила 200 тысяч тенге призовых. В отличие от остальных она представила работающий проект, остальные разработчики в основном показывали прототипы.

Второе место досталось проекту QuiQRezer.spase, предлагающему делать заказ блюд в ресторанах через QR-код. Достаточно будет навести смартфон на изображение, активирующее меню, оформить заказ и тут же его оплатить. Подобные системы успешно работают в Китае, а пилотную версию cервиса студенты собираются протестировать в одном из заведений Алматы. По словам разработчиков, такая услуга сократит время ожидания заказа и риск, что его перепутают, а также избавит от неудобств с раздельным счётом.

Третье место жюри присудило команде, запустившей телеграмм-боты для геймеров. Сервис находит компаньонов для компьютерных игр и должен помочь тем, кому неинтересно играть со слабыми или, наоборот, слишком сильными игроками.

Были и другие прототипы ботов, например, помощник, рассылающий свадебные приглашения гостям с функцией выбора подарка для молодожёнов, или сервис, информирующий школьников о специальностях и требованиях для поступления в интересующие университеты. В отличие от приложений, требующих времени освоения интерфейса, бот работает проще, а его функционал заточен на решение несложных задач.

Можно ли научить созданию стартапов в университете?

С 2017 по 2019 год через KBTU Startup Incubator прошли 70 команд. Из них до стадии создания минимального жизнеспособного продукта дошли только 17. В итоге осталось 7 проектов, основатели которых продолжают заниматься стартапами после окончания программы инкубации. Из них три команды юридически оформили ИП или ТОО и прошли в полуфинал Республиканского конкурса МОН РК Startup Bolashak.



"Государство видит, что технологический хайп возник не просто так, поэтому появились такие площадки, как Astana Hub и другие программы поддержки. Но проблема в том, что они уже исчерпали поток стартапов. А где ещё можно запустить стабильной генератор стартапов? На мой взгляд, это возможно только в университетах, потому что студенты хороши в придумывании чего-то нового, но у них плохо получается доводить начатое до конца. Мы даём им курс, где они проходят путь от придумывания конкурентной идеи до создания жизнеспособного продукта. По статистике, 9 из 10 стартапов умирают, у нас 8 из 10", – рассказывает директор бизнес-инкубатора Владимир Попов.

Большой поток студенческих команд акселератору при КБТУ обеспечил авторский онлайн-курс, созданный Владимиром Поповым. В университете он занимается преподавательской работой и параллельно выступает в роли ментора для студенческих команд. После просмотра видеолекций и обсуждений их на занятии учащиеся разбиваются по группам и работают над созданием совместного проекта, который курирует наставник. В каждой команде есть три основные позиции:

  • Hacker – разработчик, отвечающий за техническое исполнение стартапа
  • Hustler – человек, ответственный за продвижение продукта на рынке и поиск выгодных партнёров
  • Hipster – дизайнер, занимающийся визуальной частью проекта и отвечающий за удобный интерфейс.

Ментор ведёт команду в течение 15 недель, за которые она должна представить прототип будущего продукта. При этом проекты могут объединять студентов разных специальностей, а за счёт разного опыта и знаний они создают сервисы под разные аудитории, учатся составлять торговые предложения, изучают рынок и проводят проблемные интервью с потенциальными клиентами. Последнее позволяет лучше понять, в чём нуждается целевая аудитория будущего продукта. Таким образом, команды находят оптимальные решения, которые в перспективе должны принести им прибыль.

На декабрьском DEMODAY завершился шестой поток обучения, а участники конкурса продолжат дорабатывать свои проекты для их официального запуска. В следующем году инкубатор планирует запустить новый набор среди студентов КБТУ.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter