С тех пор как в августе Турция пережила экономический кризис доверия, а её валюта в том месяце упала примерно на 25%, развивающиеся рынки по всему миру – от Южной Африки до Индонезии – также столкнулись с резким падением валютных курсов и оттоком иностранных инвестиций.
Аргентина, которой удалось стабилизироваться после кризиса в начале года, вновь погрузилась в кризисное состояние, процентные ставки в стране увеличились до 60%. Её валюта песо упала на 45% в 2018 году и на 24% в августе.
Почему все эти страны, расположенные на разных континентах, с разными экономическими ситуациями и лидерами страдают от одних и тех же симптомов?
Если вкратце, то всё это происходит из-за неопределённости в отношении глобальной экономики, вызванной экономическим регулированием США.
Во-первых, экономика США растёт сейчас очень быстро. Из-за сокращения налогов, принятых Конгрессом в прошлом году, а также из-за того, что президент Дональд Трамп сократил экологические и другие "бюрократические" препятствия, американский фондовый рынок достиг рекордных высот, а экономика выросла более чем на 4% – чрезвычайно высокие темпы роста для крупнейшей экономики в мире. В то же время Федеральный резерв США начинает повышать процентные ставки после того, как в течение десятилетия он удерживал их на самом низком уровне.
Мощь американских рынков в сочетании с ростом процентных ставок привлекает инвесторов, которые вкладывали свои деньги в более высокие развивающиеся рынки. Этот поток инвестиций в США, в свою очередь, увеличил стоимость американского доллара, что делает страну ещё более привлекательным местом для инвесторов.
Добавьте к этим факторам неопределённость торговой войны с США – страна устанавливает тарифы на иностранные товары. По последним данным, они могут достигнуть 200 миллиардов долларов только на китайский импорт, не включая все тарифы на сталь, алюминий и другие продукты из других стран. Каким бы ни был результат торговой войны, вполне вероятно, что более мелкие рынки выйдут из неё в гораздо худшем состоянии, чем США. Это тоже побуждает инвесторов искать более безопасные места для размещения своих денег, а именно США.
Зависимость от иностранного финансирования
Между тем на каждом из развивающихся рынков разыгрываются разные экономические сценарии, но с одним и тем же результатом – потеря доверия инвесторов, отток средств и снижение стоимости их валют. Причины, вызвавшие обвал валюты в Аргентине, Турции, Южной Африке и Индонезии, были разными, но у всех у них одна общая черта – непропорциональная зависимость от внешнего финансирования торговли и государственного дефицита.
Аргентина понесла убытки в начале года после того, как самая страшная засуха за последние 50 лет повлияла на производство кукурузы и соевых бобов, важных экспортных культур. Плюс экономическая уязвимость страны, которая стала результатом либерализации политики, принятой в течение последних нескольких лет, этого было достаточно, чтобы страна оказалась в кризисе. Страна обратилась за помощью в МВФ и в июне получила кредит в размере 50 миллиардов долларов, чтобы преодолеть временные финансовые трудности.
Затем в сентябре Турция пострадала из-за политического скандала с США по поводу задержания американского священника. США ввели тарифы на турецкие товары и санкции в отношении некоторых лидеров Турции. Это побудило инвесторов пересмотреть свои турецкие стратегии.
Практически уникальная ситуация для страны АСЕАН сложилась в Индонезии. У страны большой дефицит торгового баланса (в июле он достиг более 2 млрд долларов США, что является самым высоким показателем за последние пять лет), а также самый высокий внешний долг в Азии – 35% от ВВП. Эти факторы сделали Индонезию уязвимой, её валюта достигла наименьшей отметки со времён финансового кризиса, произошедшего более десяти лет назад. Центральный банк страны был вынужден повысить процентные ставки.
Что же дальше?
Наибольшие проблемы стоят перед странами с самым высоким уровнем долга. Общий объём займов всех развивающихся рынков увеличился с 21 триллиона долларов США в 2007 году до 63 триллионов долларов в 2017 году – более 200% ВВП. По словам аналитика Сатьяджита Даса, страны, которые имеют от 20% до 50% ВВП в долг, включают Китай, Индию, Индонезию, Малайзию, Южную Африку, Мексику, Чили, Бразилию и некоторые страны Восточной Европы. Главный вопрос, которым задаются инвесторы, заключается в том, смогут ли эти страны погасить эти долги.
Тем не менее каждая из этих стран имеет свою собственную экономическую историю. Некоторые говорят, что дни, когда инвесторы рассматривали развивающиеся рынки как один большой класс активов, закончились. В ближайшие месяцы станет ясно, так ли это.
Это перевод статьи "What do the economic woes of Turkey, Argentina and Indonesia have in common?", опубликованной на сайте Всемирного экономического форума