Прямой эфир Новости спорта

Как победить рак: Генетические исследования, кибер-нож и лекарства целевого действия

Informburo.kz и компания SANTO разбираются, сможет ли современная медицина победить онкологию.

Как лечили рак 20 лет назад, и что изменилось с того времени? Какие современные методы лечения и диагностики онкологических заболеваний доступны в нашей стране? Врач-химиотерапевт, заведующая курса онкологии и маммологии Казахстанско-российского медицинского университета, доктор медицинских наук Сурия Есентаева рассказала informburo.kz о программах бесплатного скрининга, действующих в РК, и о новых технологиях в разработке лекарств и лучевой терапии, которые позволяют подавить опухоли без операции.

Как лечили раньше и как лечат сейчас?

Онкологическая служба в нашей стране зародилась в 60-е годы. Тогда появились первые онкодиспансеры в регионах и был организован Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии. Большую роль в этом сыграл выдающийся казахстанский онколог профессор Сакен Нугманов. Наш институт был одним из передовых центров лечения онкологии, он славился по всему Союзу. В Казахстане работала централизованная система онкологических учреждений, от районных онкологов до областных диспансеров и головного учреждения в виде НИИ онкологии и радиологии. Эта структура сохранилась и сегодня.

Я пришла работать в институт онкологии в начале 90-х. Это были тяжёлые годы, когда у нас появились проблемы с финансированием и лекарственным обеспечением. Мы старались сохранить всё лучшее, что нам досталось от советских учреждений, хотя определённые связи были нарушены.

Все больницы и поликлиники закупали лекарства необходимые для лечения онкологии исходя из своего бюджета. Перечень их был невелик, в основном это были базовые препараты первого поколения, разработанные еще в 60-80-е годы. Они эффективны при уничтожении раковых клеток, но не имеют целевого действия. Только в 2002 году, после включения онкологии в перечень социально значимых заболеваний на закупку лекарств начали выделять деньги из республиканского бюджета.

Несмотря на все трудности при открытии института в 60-80-е годы наш институт был одним из самых передовых, особенно в направлении лучевой терапии. У нас были сильные радиологи, качественное оборудование. Конечно, оно сильно отличалось от современного. Это были аппараты, оказывающие воздействие на весь организм. Сейчас чаще применяют оборудование целевого действия, такие методы как гамма- и кибер-нож, позволяющие точечно воздействовать только на опухоли, не задевая здоровые ткани. По своей эффективности они близки к хирургическому удалению опухоли.

Рост заболеваемости и ранняя диагностика

В нашем обществе бытует мнение, что заболеваемость раком растёт с каждым годом. Отчасти это верно, ведь увеличилась продолжительность жизни, а с возрастом увеличивается и риск возникновения онкологии. При этом не стоит забывать, что значительно улучшилось качество диагностики.

Когда я начинала работать, выявление рака на ранней стадии было большой удачей. Чаще всего пациенты обращались к нам, когда у них уже появлялись явные симптомы. Качество диагностики изменилось в лучшую сторону в 2008-м, после запуска программ по скринингу рака молочной железы и рака шейки матки. В 2011 году в перечень скрининговых программ также добавили колоректальный рак. Не повсеместно, но всё же работали программы по раку желудка, пищевода, печени и предстательной железы. Благодаря этим программам повышается уровень осведомлённости врачей в плане онконастороженности.

К пациентам также приходит осознание солидарной ответственности за свое здоровье. По достижению определённого возраста каждый из нас должен регулярно проходить обследование.

Больших успехов удалось достичь в раннем выявлении рака молочной железы. Сейчас почти все поликлиники в стране оснащены цифровыми маммографами. 80% больных у нас выявляют на первой и второй стадиях. С четвертой стадией обращаются только 5%. Конечно, есть виды онкологии, которые сложно выявить. Рак лёгких на ранней стадии, к примеру, очень трудно. Эффективная диагностика возможна только при проведении компьютерной томографии, а это дорогое обследование. Для ранней диагностики таких видов рака нужно обучать врачей, повышать их онконастороженность. Институт онкологии на протяжении последних 5 лет ведет активную работу с врачами районных поликлиник по вопросам выявления рака. Думаю, эта работа даст свои плоды.


Сурия Есентаева

Сурия Есентаева / Фото Святослава Антонова


Лекарства от рака

В последнее время из всех направлений в лечении онкологии наиболее быстро развивается лекарственная терапия. Думаю, что в скором времени оперативное вмешательство отойдет на второй план. Такого же эффекта мы будем добиваться от применения современных лекарственных средств. Большую роль в этой связи приобретает таргетная терапия.

Это категория препаратов, которые оказывают целевое действие на раковые клетки. Они имеют меньший токсический эффект по сравнению с химиотерапией цитостатиками. В современных лекарствах могут использоваться комбинации двух целенаправленных препаратов, которые воздействуют на разные механизмы, сдерживая рост опухоли. Созданы препараты, в которых цитостатик и таргетное средство совмещаются в одном лекарстве. Таким образом уменьшается травматическое воздействие на организм и повышается качество жизни пациентов.

Читайте также:

Лекарства завтрашнего дня. Чем лечат и чем будут лечить?

Таргетная терапия – это в первую очередь биотехнологические препараты, созданные на основе новых технологий. Они представляют из себя белковые молекулы, замещающие определенные белки в нашем организме. Эти препараты долгое время были самыми передовыми и стоили очень дорого. За последние десять лет на многие из них закончилась лицензия и другие компании начали разработку лекарств по подобию этих молекул. Это не полные их копии, а скорее аналоги, но цена у них меньше за счёт сокращения расходов на исследования.

Благодаря этим разработкам возрастает доступность современных лекарств для системы здравоохранения и отдельных пациентов. Перед тем как получить доступ на рынок, такие лекарства должны пройти проверку на соответствие оригинальному препарату по эффективности, переносимости и доступности. Специализированные органы в США и Европе уже разработали определенные этапы этой проверки и наши регуляторные органы при выдаче лицензии ориентируются на их заключения.

Думаю, что в скором будущем на нашем рынке появится много подобных препаратов. Пока что у нас представлены только средства сопроводительной терапии. В первую очередь это эритропоэтины, которые позволяют нормализовать показатели гемоглобина и эритроцитов при химиотерапии. Также есть препараты, восстанавливающие костный мозг. Эти лекарства уже доказали свою эффективность на нашем рынке.

Очень отрадно, что среди высокотехнологичных препаратов уже появлялись лекарства отечественных производителей, к примеру, эпоэтин зета от компании SANTO, который уже вошёл в список бесплатной медпомощи.

Как генетика помогает лечить рак?

В терапии онкологических заболеваний большую роль приобретают генетические исследования. Они позволяют выявить биологические особенности опухоли и подобрать индивидуальное лечение. Впервые иммуно-гистохимические исследования для определения фенотипических особенностей рака молочной железы стали проводиться у нас еще в 2001 году. В наше время этот метод стал доступен по всей республике.

Бывает так, что при определённых мутациях генов пациенту может помочь только определённое лекарство. Определение характера опухоли необходимо при лечении рака лёгкого, молочной железы, колоректального рака, меланомы, рака яичников, гемобластозов. Для диагностики этих заболеваний мы проводим ПЦР-исследование. Такие методы доступны в институте онкологии и Назарбаев университете, но они пока не получили широкого распространения в стране. Для проведения этих исследований нужны специалисты-генетики. Тем не менее они доступны каждому пациенту, ведь всегда можно переслать материал из областных диспансеров в лаборатории института онкологии.

Сейчас также развивается направление генетических исследований, позволяющее определить риск возникновения рака. К примеру, известны гены, которые отвечают за наследственный рак молочной железы и рак яичников. Самый яркий пример практического применения такого метода – Анджелина Джоли. Он позволяет определить возможность развития опухоли с вероятностью до 80%.

На поток у нас такой скрининговый метод пока не поставлен, но на самом деле это достаточно доступное исследование, позволяющее выявить опухолевые клетки в плазме крови. Оборудование для проведения генетических исследований при злокачественных опухолях есть в Казахском НИИ онкологии и радиологии, в Казахстанском национальном медицинском университете им. Асфендиярова, Институте генетики, в Назарбаев Университете. Правда, все исследования проводятся пока на уровне научных изысканий и, конечно, не входят в объём бесплатной медицинской помощи.

Если говорить о перспективных направлениях, то со временем можно будет создать генетический паспорт для каждого человека. В него будут внесены все мутации, которые влияют на вероятность возникновения онкологических и других заболеваний. С помощью такого паспорта можно будет проводить профилактику болезни или определять её на самой ранней стадии, пациент будет знать, когда ему стоит пройти обследование. К сожалению, пока что это дело будущего, все мутации генов, приводящие к раку, нам ещё неизвестны. Над этим работают учёные во всем мире, в том числе и отечественные специалисты. Надеюсь, что со временем их исследования приведут к прорыву в лечении онкологии.

Партнерский материал с компанией SANTO

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров