50 лет назад население Алма-Аты перевалило за полумиллионную отметку. Это было то самое поколение горожан, которому обещали жизнь при коммунизме.

Удивительно (с высоты нынешнего времени), но тогда многие верили в радужные посулы партии (а кто не верил – не возражал). В стране, население которой ещё хорошо помнило ужасы недавней войны и кошмары пережитых репрессий, царила эйфория. Подкреплённая успехами в освоении космоса, покорении сибирских рек, завоевании Антарктиды, возделывания целины. Людей тянуло друг к другу, и никогда после население страны не было таким отзывчивым и оптимистичным, как тогда, в начале 60-х.


Закусочная-автомат в Алма-Ате – росток нового быта

Закусочная-автомат в Алма-Ате – росток нового быта

На волне новых веяний люди благожелательно воспринимали самые фантастические проекты, инициированные партией. Например, о постепенном переходе от домашнего питания на общественное. Предполагалось, что ¾ еды население Алма-Аты будет получать через столовые, кафе и рестораны, сеть которых должна была буквально пронизать весь город. Предусматривалось, что в столице Казахстана будет построено столько предприятий общественного питания, что в них одновременно смогут разместиться 70- 80 тысяч человек. (Любопытно, что этот пункт "светлого будущего" оказался реализованным спустя полвека в городе, уже переставшем нести столичное бремя, в стране, далёкой от коммунальных идеалов, и обществе, в котором большинство уже не представляет, что такое бесклассовое общество).


Ресторан "Алма-Ата" – флагман общественного питания и красивой жизни

Ресторан "Алма-Ата" – флагман общественного питания и красивой жизни

Однако очень скоро стало ясно, что светлые идеи всеобщего общественного питания дают пробуксовку. Так что в начале 1980-х годов, когда про строительство коммунизма говорить перестали, заменив явную утопическую химеру ненавязчивой верой в торжество "развитого социализма", подавляющая часть алмаатинцев утром и вечером питалась дома. А обедала в ведомственных столовых и школьных буфетах.

"Сходить в ресторан" или "посидеть в кафе" – это славное времяпровождение, овладевшее умами и чаяниями населения ныне, тогда ещё не захватило широкие слои горожан. И дело вряд ли было в ценах. Потому что поесть в любом кафе-ресторане (без спиртного) можно было за 1-2 рубля (40 рублей составляла стипендия студента, 120 – зарплата рядового инженера). Но в массе своей народ считал, что для похода в эти заведения нужен повод, а без повода туда ходят только всякие сынки, торгаши, спекулянты и прочие "прожигатели жизни".


Фото из архива Андрея Михайлова

Правда, и само количество заведений общественного питания оставляло желать лучшего. В 1982 году в Алма-Ате числилось всего 15 ресторанов (если считать вместе с привокзальными и теми, что находились в аэропорту, на Медео и Коктюбе). Самым большим из них был ресторан "Алма-Ата" на 700 мест. Все эти престижные заведения городского общепита одновременно могли принять и накормить (напоить) всего 6000 человек. Ещё 4000 едоков вмещались в 47 кафе "первой и второй наценочной категорий". Таким образом, делим миллион тогдашних алмаатинцев (грубо и не считая приезжих) на 10 000 посадочных мест и получаем, что скоротать вечер в кафе или погулять в ресторане мог лишь один из 100 горожан.

Вот потому-то практически все тогдашние праздники, начиная от домашних и заканчивая государственными, отмечались в домашнем формате. Если какое-то торжество выходило за рамки ординарности (свадьба, юбилей, поминки), то даже и в этом случае до самого начала 70-х старались обойтись площадью квартиры.


Фото из архива Андрея Михайлова

Для того чтобы принять большее количество народа, требовалось усилие. Хозяин начинал подготовку с оббега соседей – поиска дополнительных столов, стульев, фужеров, тарелок и даже ложек-вилок. А хозяйка заступала на свою трудовую вахту в крохотной кухоньке, характерной для тогдашних квартир. Размеры кухонь были таковы, что помочь хозяйке в готовке и мытье посуды, при всём желании, было практически невозможно. Впрочем, тогдашние женщины относились к своей участи без массового ропота.

Но зато наши бабушки, мамы и боевые подруги были настоящими чаровницами в сфере кулинарии. Они при желании (а часто и без оного) готовили из ничего такое, что… Во всяком случае, могу ответственно заявить, что вместе с той эпохой навсегда канули в вечность подлинные шедевры домашней кулинарии и выпечки. То, что предлагает ныне интернет, – жалкие потуги по сравнению с тем, что по записанным от руки рецептам и по наитию готовили советские женщины в 60-80-е годы!


Фото из архива Андрея Михайлова

Что же до общественного питания, то оно, хотя и не достигло предполагавшегося уровня и места в быту строителей коммунизма, также никуда не делось. Правда, блюда в ведомственных столовых и буфетах отличались от домашней еды так же, как, к примеру, маргарин от сливочного масла. Все столовские "щи", "котлеты с вермишелью" и "кисели" на третье были удивительно схожи не только по заведениям, но и по всей стране! Потому что качество связывалось ГОСТом, а количество контролировалось ОБХСС.

Работали в столовых толстые и добрые тётушки, которые отвешивали такие полные порции, что при подаче большой палец их цепких, рабочих рук обязательно нырял в первое и пачкался вторым!


Фото из архива Андрея Михайлова

Пообедать в студенческой столовой можно было за 40-50 копеек (из трёх блюд). Отправляя нас утром в школу, родители давали каждому по 30 копеек. 20 из них тратилось в школьном буфете (два пирожка по 5 коп. и стакан сока за 10 коп. или беляш за 12 коп., ватрушка с повидлом за тот же пятак и чай за 2 коп. – с сахаром!). Ну, а гривенник сберегался на мороженое (эскимо стоило 11 коп.) или радости вовсе нематериального свойства – детский сеанс в кино обходился аккурат в "десяток".

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter