В казахстанском кино Адильхан Ержанов - пожалуй, один из самых ярких режиссёров своего поколения и один из самых частых гостей международных фестивалей. К примеру, его фильм "Хозяева" показывали в официальной программе 67-го Каннского кинофестиваля, а новая картина "Чума в ауле Каратас" попала в конкурс кинофестиваля в Роттердаме, причём там её не просто показали, но и наградили призом NETPAC как "Лучший азиатский фильм". Казахстанская премьера состоялась на днях в алматинском кинотеатре "Цезарь".

По сюжету в небольшой, забытый властями аул Каратас приезжает молодой аким. Но до нового представителя власти никому нет дела – все население вокруг охвачено странной болезнью. Прежнее и пока единственно легальное руководство Каратаса всеми силами скрывает эпидемию и, вместо того чтобы бить тревогу и звонить во все колокола, лишь выписывает никому не нужную противогриппозную вакцину за сумасшедшие деньги из бюджета. Но новый аким не сдаётся – он призывает власти признать болезнь. А когда на него, незваного гостя, начинают давить со всех сторон, он предпочитает остаться пригвождённым к столу, нежели отказаться от своей точки зрения.


Кадр из фильма "Чума в ауле Каратас"

Фото с сайта vosmerka.kz
Кадр из фильма "Чума в ауле Каратас"

Разумеется, чума - это всего лишь символ болезни, разлагающей наше общество, и для многих это фильм о пожирающей нас коррупции. "Я хотел бы трактовать эту проблему гораздо шире, – сказал Адильхан на обсуждении, которое состоялось после фильма, – коррупция – это лишь одно проявление сложившейся ментальности. Для того, чтобы изменить ситуацию, нам нужно отказаться от привычных поведенческих моделей и традиционных методов строить наше общество". Интересно, что изменился и герой Адильхана: из жертвы, которого на поступки толкает отчаяние (как в его "Хозяевах"), он преобразился в человека, желающего изменить мир, всё общество, пусть даже пока это не активное противодействие злу, а всего лишь неучастие в этом зле. Принципиальный человек, не отказывающийся от своих принципов ради наживы, выглядит куда более активной фигурой, чем отчаявшийся и готовый к преступлению человек.


Трейлер фильма "Чума в ауле Картас"


Об особом стиле Адильхана и его оригинальном киноязыке говорят давно, но "Чума в ауле Каратас" – это, пожалуй, та картина, где его киноязык не просто сложился, а набрал цвет. Пока это самая лучшая и зрелая картина талантливого режиссёра. Несмотря на то, что картина снята за смешные деньги – всего 6000 долларов, которые ему выделил фонд "Сорос-Казахстан", режиссёру удалось создать удивительную, совершенно особую вселенную, ужасный и одновременно прекрасный мир, наводнённый персонажами из разных эпох и времён и, в первую очередь, из средневековья. Причём средневековыми фигурами предстают не только чумные лекари, носившие знаменитые маски с птичьим клювом, чтобы не заразиться, но и люди из нашей с вами повседневной жизни – акимы, доктора и другие.

Интересно, что, впервые полностью перенеся действие в иносказательную плоскость, в мир притч, мифов и мрачных сказок, режиссёр добился эффекта куда более сильного, чем когда он показывал сильно преувеличенную реальность. Погрузившись в этот нереальный, странный и завораживающий мир аула Каратас, зритель не улетает в мир фантазий, а наоборот, всё время хватается за реальность, как за спасительную соломинку, и примеряет всё действие на наш мир, на нашу систему исполнительной власти, медицину и так далее. И благодаря этому зритель понимает – мы все заражены, надо спасаться.


Кадр из фильма "Чума в ауле Каратас"

Фото с сайта iffr.com
Кадр из фильма "Чума в ауле Каратас"

Конечно, о пессимистичном взгляде Адильхана на современную реальность известно всем. Но здесь оно буквально и поддержано даже цветом. Если "Хозяева" Ержанова вдохновлены яркими и живописными картинами Ваг Гога, то его "Чума в ауле Каратас" будто пропитана живописью Босха и Гойи. Благодаря выбранной тональности, картина мрачная, тёмная, беспросветная. Единственное светлое пятно – это последний кадр, который таки оставляет надежду нашему обществу на исцеление.

Трактовать, расшифровывать, интерпретировать новый фильм Адильхана Ержанова, который критики назвали и сюрреалистической притчей, и антикоррупционной сатирой, и оруэлловской антиутопией (так писал о ней известный российский кинокритик Андрей Плахов), можно бесконечно, ведь каждый кадр в фильме символичен, многослоен. Даже, казалось бы, обычная лужа, в которой виден отблеск огня, выглядит мистической – то ли искажённым зеркалом реальности, то ли свидетельницей и летописцем преступлений, то ли окном в параллельный мир. Что говорить об остальных образах – от вечно падающих в кадре предметов как символа разваливающейся структуры до адской стиральной машины как образа системы перемалывающей всё на своём пути. Неудивительно, что эту работу сравнивали и с творчеством Тарковского, и Дэвида Линча, и Кафки, и почему-то Ким Ки-Дука. "У каждого свой дешифратор реальности, – сказал Адильхан на встрече, - и у всех он работает правильно, если вы это видите, значит, это так".


Режиссёр Адильхан Ержанов

Фото с сайта vosmerka.kz
Режиссёр Адильхан Ержанов

Говорят, в психотерапии самое важное – это признать ментальную болезнь. Если вы её признаёте, значит, вы уже на пути к исцелению. А такие фильмы как "Чума в ауле Каратас" помогают осознать свой диагноз как можно лучше. Надеемся,это поможет выздоровлению. В заключение остаётся лишь озвучить имена тех, кто помог Адильхану сотворить этот важный для всех нас фильм: продюсером стал Серик Абишев, оператором - Едыге Несипбеков, художником - Ермек Утегенов, звукорежиссёром – Александр Сухарев. Роли в фильме исполнили Айбек Кудабаев, Нурбек Мукушев, Константин Козлов (наш, кстати, коллега, талантливо и абсолютно органично сыгравший акима), Тори Талгат, Баймурат Жуманов, Чингиз Абиров, Олжас Шаханов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter