Прямой эфир Новости спорта

Как карантин и закрытые границы способствуют развитию агротуризма в Казахстане

Фото Казахстанской ассоциации агро и сельского Туризма
Фото Казахстанской ассоциации агро и сельского Туризма
В рамках проекта Ecofriendly рассказываем об агротуризме: что можно посмотреть в сёлах и на фермах.

Агротуризм, или, как его ещё называют, сельский туризм, – часть экотуризма, и идея его не нова. Это когда люди отправляются в сёла, на фермы, в сады, к ремесленникам, знакомятся с местным колоритом, живут сельской жизнью, в некоторых случаях даже сами участвуют в процессе производства. Успешно работает такая форма туризма в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Китае. К примеру, на Тайване туристы с удовольствием ездят на чайные и рисовые плантации. Популярны такие туры в Италии. Эта страна славится чудесными томатами, ароматными травами, оливками, разнообразными сырами и вином. Второе место после пляжного отдыха как раз приходится на экотуризм, куда входит и агротуризм. Приезжая в другие страны, путешественники не прочь проникнуться сельской жизнью.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Агротуризм в Казахстане в последнее время набирает популярность – сказывается влияние карантина и закрытых границ.

"Сельский туризм всегда был популярен в мире. Большинство иностранных туристов – европейцы, американцы – давно выбирают агротуризм после пляжного. В нашей стране он тоже набирает обороты, становится популярным, городские жители обратили внимание на возможности сёл. Может быть, поспособствовала этому ещё и пандемия в какой-то мере. Обратили взоры на регионы", – рассказывает Халида Тулегенова, президент Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма.

Новые возможности для сельских жителей


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Сергей Ерофеев – учитель истории и физкультуры в селе Константиновка в Аршалынском районе Акмолинской области. Восемь лет назад в школе открыл краеведческий кружок, тем самым совместил оба своих предмета. Вместе с детьми стал ходить по туристическим маршрутам, готовить к туристическим соревнованиям, а заодно и рассказывать историю родного края. Периодически Сергей проводит экологические акции по уборке территории близ села, чистке озёр.


Фото Казахстанской ассоциации агро и сельского туризма


Кроме этого Сергей уже 20 лет занимается пчеловодством, у него своя пасека. Пару лет назад у сельского учителя родилась идея организовать из города туры к себе в Константиновку, он мог бы и пасеку показывать, и историю рассказывать. Расклеили с племянником объявления, но так никто и не приехал. А в прошлом году в Константинову наведались представители Казахстанской ассоциации агросельского туризма в поисках местного колорита. Узнавали, кто пасеку держит, у кого сыроварня есть, кто ремеслом занимается старинным.

"Хотелось себя попробовать в туристическом деле. В пчеловодстве уже 20 лет, хочется каких-то новых горизонтов, новых возможностей. В этом году приехали сначала две партии туристов – для меня это было ново. Но на 5-6-й раз уже привыкаешь, знаешь, что людям интересно. Люди устали от коронавируса, от сидения дома. Показывал, что считал нужным, рассказывал", – делится Сергей Ерофеев.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


У Сергея небольшая пасека, как он её сам называет "детско-любительская", – 10 ульев. Говорит, на расширение бизнеса нет времени и здоровья. В хороший сезон собирает по одной фляге с улья (38-40 литров), в отличный – две фляги.

"Этот сезон считается ниже среднего, потому что лето было сухое, проблематичное, но мы выезжали, находили места, двигались и вышли на уровень выше среднего", – рассказывает Сергей.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Агротуризм помогает Сергею сбывать свою продукцию. После экскурсии по пасеке, как правило, каждый турист увозит от одного до двух литров мёда.

Продукт – для внутреннего туризма, заработок – для сельчан


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Президент Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма Халида Тулегенова отмечает, что в Казахстане агротуризм был всегда, просто название не применяли и редки были организованные туры. Поездку в сёла за экопродуктами, в сады – на сбор яблок тоже можно назвать сельским туризмом.

"В каждой области Казахстана есть какие-то объекты, где есть агротуризм. Больше всего, конечно, направление в Алматинской области развито, там есть посёлок Саты, который практически на 90% живёт за счёт занятия сельским туризмом, гостевые дома сдают людям, так же там есть фермы, которые принимают туристов. В других областях таких объектов меньше, мы сейчас развиваем данное направление, агитируем жителей, чтобы таких точек становилось больше", – рассказывает Халида Тулегенова.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Халида признаётся, сложнее всего работать с жителями сёл, приходится убеждать и уговаривать. Сельчане до последнего не верят, что их обычная жизнь может быть интересна городскому жителю.

"Данный этап развития агротуризма можно назвать агитационным. Сейчас мы больше агитируем, привлекаем, а также выезжаем в экспедиции по сёлам регионов в поиске потенциальных районов, в поисках инициатив. Привлекать жителей – достаточно сложное занятие. Особенно отдалённые сёла бывают депрессивные, настроение там такое же. Они негативно настроены к чему-то новому, особенно к туристам", – рассказывает Халида.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Переубедить получается. После первой партии туристов сельские жители начинают верить в проект, видя, что это приносит доход.

"Например, в посёлке Константиновка: заехали сначала на пасеку, затем пообедали у местного жителя, затем поехали в гостевой дом. Здесь речь идёт о том, чтобы использовать туризм как дополнительный канал сбыта продукции сельских жителей. За время одного тура (20 человек), туристы, побывав у пасечника, сметают недельный запас мёда. К сыровару едут за сыром, у кого-то сметану покупают. Идея была организовать такой продукт для городского жителя, чтобы можно было бы выехать в село, посмотреть программу и закупить экопродукцию. Что здесь мы выигрываем: мы получаем оформленный продукт для нашего внутреннего туриста, а сельский житель получает источник дохода. Средняя стоимость тура – 12 000 тенге, средний чек, который люди оставляют там, – ещё 15 000 тенге – для села это хороший заработок", – объясняет Даниель Сержанулы, директор департамента развития турпродуктов Kazakh Tourism.

Главное – правильный маркетинг


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


В ассоциации агро- и сельского туризма отмечают, такие туры, как правило, идут на пользу как городским жителям, так и сельским ещё и в эмоциональном и культурном плане. Сельчане становятся более открытыми, а туристы узнают обычаи и традиции народов, проживающих на территории Казахстана.

"Единственное, их нужно правильно вовлечь, применить маркетинг. И на самом деле элемент агротуризма можно добавить в любой тур. Постепенно приучать жителей отдыхать с пользой для здоровья. Мы стараемся подключать всех жителей села, даже производителей сметаны, творога. То есть обязательно составляющая отдыха деревни – натуральные продукты", – говорит Халида Тулегенова.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского Туризма


Чтобы выбрать сёла для агротуров, в первую очередь смотрят на отдалённость от города. Здесь всегда важны две составляющие: дорога и расстояние. Если село далеко, но к нему ведёт хорошая дорога, то могут сделать и исключение. На инфраструктуру пока закрывают глаза. Её попросту нет.

"Вопрос инфраструктуры всегда острый. Самое главное – это люди, сделать интересный продукт, первое время, развивая агротуризм, можно пользоваться тем, что есть. Показать поток туристов, получить статистику. Туристы тоже пока могут пользоваться тем, что есть в селах: чтобы там их встречали душевно, радушно и хорошие продукты готовили для них", – считает Халида Тулегенова, президент Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма.


Фото Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма


Пока выбор агротуров небольшой, но в нацкомпании Kazakh Tourism обещают, что в следующем году их станет значительно больше.

"Мы только развиваем это направление на системной основе. В этом году выезжаем в Акмолинскую, Жамбылскую и Туркестанскую области, чтобы посетить несколько населённых пунктов, поговорить с местными жителями, сделать для них вводный курс, что такое агротуризм и нанести больше объектов на карту агротуризма. Потенциал нашей страны такой, что мы можем развивать его в каждом регионе", – подытожил Даниель Сержанулы, директор департамента развития турпродуктов Kazakh Tourism.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров