Мир вновь сошёл с ума по "Звёздным войнам". Автор этих строк свой билет на один из премьерных сеансов покупал за неделю до старта проката. В начале этой недели, говорят, попасть на первые, вчерашние показы было уже невозможно, в принципе. Тут, правда, отечественным прокатчику и кинотеатрам повезло с праздничными днями, но ведь и по миру "Пробуждение силы" бьёт рекорды предпродаж, а один мой поздно опомнившийся нью-йоркский знакомый 23 октября (!) смог купить билет только на сеанс 24… декабря!

Во всей этой истерии огромная маркетинговая заслуга компании Disney, купившей Lucasfilm, решившей возродить "Звёздные войны" и приложившей максимальные усилия, чтобы сага Джорджа Лукаса опять поработила планету. Хорошо помню, как вышедший в 2005 году "Эпизод III: Месть ситхов" в день премьеры я смотрел один. Один! Десять лет спустя в кинозалы не пробиться, и дело, повторюсь, не только в праздниках.



За три года, что прошли с официального объявления о съёмках нового фильма, Disney постарался максимально расширить фанатскую базу. Компания и сама начала выпуск игрушек, сувениров и одежды в стиле "Звёздных войн", и сублицензии на использование образов героев продала чуть ли не всем желающим – производителям еды, обуви, часов, детских конструкторов и прочих безделушек. Как итог – те самые рекорды до старта и в начале проката. Хотя трейлер собственно фильма у фанатов "Звёздных войн" вызывал больше вопросов, нежели способствовал пресловутому эффекту повышенных ожиданий. Тем не менее, фильм не подкачал, и это главная заслуга Джея Джея Абрамса, которому сейчас аплодируют практически все, кто нежно любит "олдскульные" IV, V и VI эпизоды и как навязанную необходимость воспринимает I, II, III.

Абрамсу удалось то, что не получилось на рубеже веков у самого Лукаса, – наследовать старым фильмам. Лукас как заботливый отец-основатель хотел рассказать остальной пастве историю возникновения "вселенной "Звёздных войн", чрезмерно увлёкшись графикой, коей не было в его распоряжении в 1970-1980-е, а также "бытовухой", разговорами и политикой – как что устроено, кто против кого интригует и кто кого любит.


Новые герои

kinomania.ru
Новые герои "Звёздных войн" Рей и Финн ищут спасения

При очередном возрождении "Звёздных войн" все эти ошибки были учтены. Эпизоды I-III преданы забвению, к написанию сценария подключен Лоуренс Касдан, работавший над сериями "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение джедая" (а также над первым "Индианой Джонсом"), "восстановлены в правах" все герои старых фильмов, а режиссёром назначили Джея Джея Абрамса – очевидно, во многом благодаря тому, насколько удачно он перезапустил "Стартрек". Если до фильмов Абрамса об этой, тоже культовой, саге помнили разве что "ботаники" из "Теории большого взрыва", то сейчас Спок, Кирк и компания вновь на коне, а очередной блокбастер данной серии ждёт нас летом будущего года. Фактически в "Пробуждении силы" Абрамс пошёл по уже известному ему "звёздному пути".

По сути седьмой эпизод (все его так называют, хотя в названии цифра намеренно отсутствует) – это квинтэссенция всего лучшего, что было в эпизодах IV-VI. И даже история, скорее, является не самостоятельной, а парафразирует старые фильмы, перекладывая прежние сюжетные функции на других персонажей. Потерянные дети, тёмный лорд в устрашающем шлеме, противостояние отца и сына, последний из джедаев, живущий уединённо и ожидающий прибытия ученика и одновременно спасителя… Но эта "вторичность" не раздражает, а напротив – рождает внутри тёплые чувства и уважение к тому, кто так органично всё переплёл. "Пробуждение силы" – словно встреча со старыми друзьями, которых ты не видел четверть века, а сейчас не испытываешь неловкости от того, что они постарели. На экране "Тысячелетний сокол" – зрители аплодируют, в кадр врываются Чубакка и Хан Соло – зал наполняется радостными криками и свистом. И так – при появлении каждого из культовых персонажей.


Как обычно, у Чубакки и Хана Соло есть план для любой безвыходной ситуации

kinomania.ru
Как обычно, у Чубакки и Хана Соло есть план для выхода из любой безвыходной ситуации

Абрамс не заморачивается происхождением и логическим объяснением тех или иных сюжетных поворотов. Он дарит роскошный аттракцион "Как в детстве", с юмором, которого так не хватало эпизодам I-III, и сам наслаждается им. Конечно, в фильме немало огрехов, главный из которых – явный мискастинг на роль наследника Дарта Вейдера – Кайло Рена. Но при всей своей драматической незамысловатости и примитивном символизме (вот – чёрный штурмовик, бегущий из рабства; вот – девочка-феминистка, могущая за себя постоять; вот – выбор между светлой и тёмной сторонами Силы, снятый в соответствующих цветах) "Пробуждение силы" – это редкий фильм, по окончании которого, хочется тут же пойти на следующий сеанс. Но не получится – всё раскуплено.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter